Сибирская Весна Пульчинеллы нашей

Sep 23, 2013 09:00

Мини-командировка в Сибирь, где очень холодно на улице, но жарко в театре, закончена, возвращаюсь домой.

Кстати, сегодня в 15.00 в СТД на Невском состоится пресс-конференция по премиям "Золотого софита". Кому интересно - приходите!

Два очень любопытных вечера в НГАТОиБ, две последние балетные премьеры театра плюс концертное исполнение "Свадебки". И оба дня - бенефис дирижера Айнарса Рубикиса. Молодой маэстро, как я поняла из разговоров сидящих вокруг меня театралов, местная обожаемость, которого сравнивают с покинувшим Новосибирск Курентзисом, и надеются, что Айнарс здесь пробудет подольше. Ибо новосибирцы любят гордиться своими дирижерами. И гордятся по-честному.



"Свадебка" предшествует "Весне священной", потому как монтаж и демонтаж сложнейших декораций требует едва ли не суток, поэтому в пару к "Весне священной" можно поставить лишь музыкальное произведение. Но "Свадебка" не показалась концертным исполнением - история, разыгранная между исполнителями, хором и дирижером, казалась увлекательнейшим спектаклем. Перекрестная стрельба глазами, быстрые телеграммы улыбок, энергетические потоки распределялись и направлялись от помоста дирижера и достигали цели мгновенно. И, даже несмотря на отсутствие четырех роялей (в наличии имелось два рояля и одно пианино, если не ошибаюсь), мое ухо не отметило уменьшения плотности (и громкости) звучания.

"Весна священная", конечно, посвящена 100-летию создания партитуры Игоря Стравинского. Патрик де Бана, хорошо известный в узких балетных кругах, сочинил балет, в котором тема жертвоприношения выглядит несколько нетривиально. На протяжении 100 лет балетмейстеры приносили в жертву ни в чем неповинную девушку. Господин де Бана, нигериец по отцу, не прошел мимо этнических корней и перенес на сибирскую землю легенду народа йоруба о близнецах (ибеджи). Согласно поверьям этого народа близнецы обладают особой магической силой, поэтому их надо побыстрее принести в жертву. Балет, таким образом, посвящен подготовке этого жертвоприношения. Действие происходит в некоем бетонном подземелье, может, в канализационном люке - вверху ширится гигантское отверстие открытого люка (крышку, вероятно, уже утащили коллекционеры - есть у нас в Петербурге фанаты, собирающие интересные, с их точки зрения, крышки от люков). А, может, это символическое изображение "той самой двери", из которой мы все вышли в этот мир - все-таки господин де Бана говорил о новорожденных близнецах. Вокруг этих близнецов (они в белом) группируются силы зла, которые доходчиво объясняют близнецам, что их долг - дать себя спокойно принести в жертву, чтоб всем остальным жилось хорошо. И трансформация сознания этих близнецов, погружение их в гипнотический транс, попытка протестовать, предсмертный экстаз - и составляет практическую часть балета. Хореография изобретательна и эстетически непривычна - в движениях полнокровных сибиряков пытаешься представить животную пластику черного континента и ловишь себя на мысли, что хотелось бы увидеть этот балет в исполнении артистов Гарлемского театра балета (если он еще существует). В партитуре "Весны священной", интерпретированной господином Рубикисом, я впервые услышала явные африканские мотивы и энергетику.

"Шепот в темноте" Эдварда Льянга, как-то прошел, даже сказала бы - просочился сквозь мое сознание. Танцуют три пары, то вместе, то поочередно, очередной умозрительный балетмейстерский экзерсис. Впрочем, этот балет способен умиротворять и выводить эмоции из головы. "Шепот в темноте" хорошо смотреть для релаксации, он приятен и отключает сознание так же хорошо, как созерцание открытого огня или текущей воды.

"Пульчинелла" Кирилла Симонова, еще одна недавняя премьера театра. Спектакль сумбурный, как, собственно, и хореографический стиль господина Симонова. Конечно, руками машут по всем направлениям. Но в нем есть динамика, ирония, компактность балетмейстерского высказывания. Т.е. несколько танцевальных формул не елозятся на протяжении двух-трех часов, а выкладываются за 45 минут. В этом его неоспоримое достоинство. В сюжете я толком сама не разобралась - всевозможные эротические проделки Пульчинеллы. Проходит мысль о здоровом образе жизни на тему "О, спорт, ты - мир!": есть соревнования в стиле Formula 1, есть лыжные гонки, есть фехтование. В финале шеренгой выстроились пять "пульчинелл" в масках и Пимпинелла (жена Пульчинеллы) обнаружила своего благоверного по причинному месту. Перед этим ей пришлось оценить тактильным способом четыре предлагаемых варианта. Вот, собственно, изюминка балета. Ну а совсем в финале главные герои предъявляют пульчинелленка - наверное, это такой балетный способ отозваться на призывы к улучшению демографической ситуации. Собственно, Пульчинелла - это такой танцевальный автопортрет самого господина Симонова, подвижного, ироничного, циничного и несмиряющегося с имеющимися обстоятельствами. Превосходен Максим Гришенков - Пульчинелла, единственный исполнитель этой роли, соединивший несомненную "пятерку" по классическому танцу с разрядом по спортивной гимнастике.

От вокала и музыки настоящее удовольствие получила!

"Шепот в темноте", Новосибирск, "Пульчинелла", "Весна священная", Симонов Кирилл, Рубикис Айнарс, де Бана Патрик, "Свадебка", балет, Гришенков Максим

Previous post Next post
Up