Отзывы международной прессы на запись Мариинского театра "Валькирия"

Feb 20, 2013 21:23

Из Мариинского театра пришел пресс-релиз. Международная пресса о записи оперы "Валькирия" с лейблом "Мариинский театр": «Не имеет себе равных среди вагнеровских записей последнего времени» и «Вагнер восходит на Востоке!»

Известный британский музыковед, музыкальный критик и писатель Норман Лебрехт, автор знаменитой книги «Кто убил классическую музыку», музыкальный обозреватель газет «Дэйли телеграф» и «Ивнинг стэндард», ведущий программы Lebrecht.live на радио Би-Би-Си, а также еженедельной авторской колонки в Интернете, был покорен русской интерпретацией «Валькирии», первой из записей грандиозного вагнеровского цикла «Кольцо нибелунга». Абсолютно звездный состав и глубина трактовки «Валькирии» Валерия Гергиева создали, по его мнению, запись, не имеющую себе равных в наше время. «В течение прошлой недели я тестировал запись первого дня
санкт-петербургского вагнеровского «Кольца», готовящуюся к выпуску. И эта запись опережает на многие годы скучнейшую компиляцию
Метрополитен-опера, которая вчера получила Грэмми». Диск, открывающий первую полную запись «Кольца» в России, осуществленную Валерием Гергиевым, собрал самые лучшие голоса со всего мира. Йонас Кауфман - воплощенный Зигмунд, Нина Штемме - Брунгильда, соединяющая силу с красотой, Рене Папе - грозный Вотан и Аня Кампе - трогающая до слез Брунгильда. Весь остальной состав российский, хотя вы вряд ли определите это по четкости их немецкого произношения и слаженности ансамбля.
Гергиев придает международный блеск отечественному оркестру, играющему с прерывистой шероховатостью. На протяжении четырех часов этот легкий оркестровый скрежет добавляет брутальный подтекст беседам богов - суровое напоминание о скоротечности жизни и «достоевская» трактовка мифа. Гергиев - безусловный авторитет в музыке Вагнера, неистовый язычник среди богов. Звуковыми пластами управляет экс-звукорежиссер «Декки» Джеймс Малинсон и как результат - первый из четырех релизов цикла, не имеющий себе равных среди вагнеровских записей последнего времени, который можно смело поставить рядом с бессмертным эталоном Шолти».

Обозреватель французского журнала «Классика» Пьер Флинуа тоже прокомментировал выход диска: «Уже почти 10 лет Валерий Гергиев исполняет по всему миру «Кольцо нибелунга» с коллективом Мариинского театра. Русские оркестр и труппа часто феноменальны, а почти физическое ощущение партитуры маэстро обеспечивает абсолютное выявление драматической и музыкальной сущности тетралогии. В этой записи - тот же оркестр, но международный состав солистов. Российские музыканты под образцовым руководством Гергиева демонстрируют роскошь, чувственность, изобилие красок звучания. Йонас Кауфман в партии Зигмунда, мрачный и скорбный, взволнованный и трогательный, преподносит пример столь редкого в наши дни вокального воплощения. Яркому образу Хундинга Михаила Петренко немного не хватило глубины тембра. Великолепная Фрика Губановой обладает величественным,
подавляющим голосом, какого мы не слышали со времен Кристы Людвиг. Брунгильда, царственная Нина Штемме, чей голос в этой партии приобретает более темный колорит по сравнению с Изольдой и звучит мужественно, вначале холодно, преисполнена вокального великолепия. Одна из вершин записи - ее предсказание смерти Зигмунду из 2 действия».

Американская газета «Вашингтон пост» пишет: «Новая версия «Валькирии», первой записи запланированного полного релиза «Кольца» российского Мариинского театра, представляет собой достойное пополнение благодаря вдохновенному исполнению Валерия Гергиева с оркестром и первоклассным составом солистов во главе с царящим сегодня среди Брунгильд шведским сопрано Ниной Штемме. Певица сочетает теплоту со стальной силой, воплощая воинственную богиню, которая познает сострадание ценой своего
бессмертия. Бас Рене Папе привносит свою фирменную шелковую гладкость в партию Вотана, и если одна или две высокие ноты были взяты с усилием, то он с лихвой компенсирует это своей глубоко прочувствованной интерпретацией необычно задумчивого и
интроспективного бога. Тенор Йонас Кауфман и сопрано Аня Кампе - почти идеальные близнецы Зигмунд и Зиглинда, а меццо-сопрано Екатерина Губанова - роскошная Фрика, чей бархатный голос звучит порой зловеще, как у великой Кристы Людвиг».

«Вагнер восходит на Востоке», − провозглашает обозреватель французского издания «Диапазон». Прошло… невероятно много времени с тех пор, когда мы в последний раз присуждали награду «Золотой диапазон» записи вагнеровской театралогии. Чудо свершилось в
Санкт-Петербурге, где щедрое меценатство в лице японо-итальянской графини позволило Мариинскому театру превзойти самые смелые ожидания. В то время как к 200-летнему юбилею Вагнера такой гигант, как «Юниверсал» не может предложить ничего, кроме сольного концерта…все того же Йонаса Кауфмана. Вагнер в «Валькирии» Гергиева звучит «по-чайковски». Шелковые волны
струнных, омывающие звездным сиянием пробуждение любовной страсти в первом действии, свет, никогда не позволяющий драме перейти в трагедию, избегание напряженных басов, ослепительные кульминации сообщают этой «Валькирии» ликующий характер, который не оставит никого равнодушным. Здесь нет ничего космического, больше музыки, чем метафизики, грандиозная форма обретает ценность каждого момента. Театр и вокал торжествуют победу. Потому что после трагического голода последних
десятилетий вагнеровские голоса возвращаются! Роскошный бас Михаила Петренко в сочетании с подвижностью и четкостью
дикции придают его Хундингу характерную скрытность. Величественная Фрика Екатерины Губановой отличается особым благородством и божественным достоинством, с которым она противостоит Вотану Рене Папе. Возможно, этот Вотан «слишком человеческий», однако он обладает удивительным даром декламации в речитативах второго действия, а когда приходит время прощания с Брунгильдой, певец демонстрирует чудеса легато и мягкости звучания, заставляя вибрировать все чувства страдающего отца - это прощание Гергиев проводит в высшей степени утонченно. В первом действии Аня Кампе достигает совершенного воплощения в своего персонажа Зиглинду благодаря точности пения и дикции, эмоциональным нюансам. Особенно сверкают два бриллианта: соединивший в себе все самые выдающиеся исполнительские достоинства Йонас Кауфман в партии Зигмунда и уже вошедшая в историю Брунгильда Нины Штемме наконец увековечены! Уже только из-за них мы будем долго дорожить этой «Валькирией».

Жиль Макассар из французского журнала «Телерама»: «Фовистские краски, вулканический оркестр, беспрецедентная по драматизму атмосфера… «Валькирия» Гергиева завораживает своей роскошью. И если на старте вагнеровского юбилея преимущество с большим отрывом сохраняла запись вагнеровского «Кольца» с оркестром Берлинского радио под управлением Марека Яновского, то сейчас становится совершенно очевидно, что лидером на финишную прямую выходит Валерий Гергиев с коллективом Мариинского театра из Санкт-Петербурга. Его запись «Парсифаля», вышедшая в 2010 году, уже предвещала эту оркестровую палитру: чистые и резкие краски, столь далекие от мистических туманов и расплывчатых контуров, освященных традицией. В «Валькирии», первом дне вагнеровской
тетралогии, Гергиев использует ту же фовистскую палитру ярких цветов - гроза, открывающая первое действие, задает тон всей опере. Драматизм атмосферы звучания, более приглушенный в лирические моменты и выходящий на первый план в воинственных эпизодах, не имеет аналогов в дискографии «Кольца». Валгалла, вагнеровский Олимп, приобретает роковой облик Кремля, Вотан - грозного царя, «достоевский» нуар, в духе «Преступления и наказания», насыщает конфликты бога богов с его законной женой Фрикой и любимой дочерью Брунгильдой. Полвека назад караяновская интерпретация произвела сенсацию шубертовской интимностью пения и пастельными красками оркестра. Покоряющая своей роскошью трактовка Гергиева также становится событием, но совершенно другого
рода. Ее успех обусловлен и подбором певцов: из ассортимента вагнеровских голосов Гергиев выбрал лучшие. В первую очередь, это
«вертеровский» Зигмунд Йонаса Кауфмана - такого «Гимна весне» мы не слышали со времен канадца Джона Викерса в записи Караяна».

Обозреватель Северо-германского радио Сабина Ланг назвала запись «Диском недели»: «Вагнеровскую «Валькирию» зачастую интерпретируют как музыку торжества. Дирижёр Валерий Гергиев осознанно не ставит на эту карту - за исключением грандиозного финала. В первом акте, когда Зигмунд (Йонас Кауфман) и Зиглинда (Аня Кампе) встречаются как любовная пара, Гергиев показывает не воинственного героя. Он делает ставку на мягкие, совсем тихие звуки. Он показывает нам покинутых, глубоко одиноких людей, чьи
травмированные души отражает эмпатическое звучание струнных. В эту ночь, когда на смену зимним бурям приходит майская нега весны, здесь всё решает только одно: поэзия.

Папе Рене, Мариинский театр, "Валькирия", Кампе Аня, пресс-релиз, Гергиев Валерий, Штемме Нина, Кауфман Йонас, Губанова Екатерина, опера, Петренко Михаил

Previous post Next post
Up