СЧЕТЧИК VS НОРМАТИВ: Вячеслав Вахрин - о новых правилах оказания коммунальных услуг

Jul 23, 2013 09:06

И вновь возвращаемся к разговору о ЖКХ в Тюмени, а точнее - к прошедшей неформальной встрече заместителя губернатора Тюменской области Вячеслава Вахрина с блогерами. В прошлый раз мы детально разобрали систему капитальных ремонтов многоквартирных домов ( http://blogpost72.livejournal.com/87423.html), теперь речь пойдет о новых правилах оказания коммунальных услуг.

В рамках заявленной темы Вячеслав Михайлович рассказал блогерам о том, как официальная прописка перестала влиять на сумму в квитанции на оплату коммуналки, почему на мытье полов в подъезде уходит «озеро» воды, а также о противостоянии индивидуальных приборов учета воды и нормативов ее потребления.





Очередные изменения в Правила оказания коммунальных услуг вступили в силу с 1 июня 2013 года. Они подразумевают введение нескольких новшеств, начнем по-порядку.

Во-первых, отменили выделение платежей собственников помещений в многоквартирных домах за водоотведение в местах общего пользования, то есть за так называемую «подъездную» канализацию.

Во-вторых, теперь счет за коммунальные услуги могут выставить по количеству фактически проживающих в квартире граждан.

Раньше для тех, кто платит по нормативам, начисления производили по числу лиц, официально зарегистрированных в квартире. Если проживает десять человек, но прописан один- платишь за одного. Сейчас соседи в присутствии представителей управляющей компании и совета дома вправе составить акт о реальном количестве проживающих в квартире граждан и направить его либо в органы ФМС, либо участковому уполномоченному в полицию. Должностные лица на основании полученной информации могут составить протокол об административном правонарушении- нарушении правил регистрационного учета. Именно с момента составления такого протокола исполнитель коммунальных услуг имеет право начислять на данную квартиру платеж на такое количество человек, какое указано в протоколе. Причем независимо от того, наступит ли впоследствии административная ответственность по этому делу и как будет в итоге рассмотрено дело в суде.

«Как это будет работать, я, если честно, не знаю», - признался Вячеслав Вахрин.

Наконец, третье новшество и, пожалуй, самое непростое для понимания - нормативы потребления на общедомовые нужды.

«Причины изменений были вызваны возмущением потребителей коммунальной услуги: за потребление в квартире  они оплачивают относительно небольшой объем воды, определяемый либо по нормативу потребления, либо по показаниям  индивидуальных  приборов учета, а на оплату общедомовой нужды в квитанции приходится к распределению целое «озеро» воды. Откуда оно взялось, если крана в подъезде для набора воды уборщицей нет, аварий на общих сетях  не было? Но, на самом деле, все достаточно просто: все, кто платят по нормативам потребления, фактически живут за счет своих соседей, хотят они этого или нет», - рассказал замгубернатора.

Подробнее про эту ситуацию и про «озеро» и откуда оно берется. Допустим, у всех в квартирах стоят индивидуальные приборы учета воды, а в доме- есть общедомовой прибор. Если из показаний общедомового прибора вычесть сумму индивидуальных, то величина общедомовых нужд будет стремиться к нулю, с условием, что в доме нет общего крана для уборщицы (а в большинстве домов его нет), не было утечек в общедомовых сетях и еще не проводилась промывка системы при подготовке к отопительному сезону. Это означает, что «озера» нет и все довольны!

А вот если индивидуальные счетчики стоят только у половины жильцов, а остальные считают свои индивидуальные объемы воды по нормативам потребления и исходя из количества официально зарегистрированных граждан, то появляется это пресловутое  «озеро». Это означает, что вся вода, потребленная в квартирах без приборов учета сверх норматива потребления оказывается общедомовой нуждой и распределяется на всех собственников пропорционально их долям. Причем, при отсутствии общедомового прибора учета воды это «озеро» определялось по нормативам потребления на общедомовые нужды, копирующим, впрочем, ситуацию, определяемую приборами учета. Это, подчеркивает Вахрин, портило настроение всем, кто установил индивидуальные счетчики, и не способствовало установке приборов учета у тех, кто воду не экономит.

В связи с этими возмущениями граждан Минрегион изменил формулу установления общедомовых нормативов потребления воды, искуственно сократив реальные фактические объемы. Хотели меньше- получите! Теперь норматив определяется исходя из числа 0,09, умноженного на количество проживающих в доме граждан и деленного на общую уборочную площадь.

«Почему 0,09? Откуда взялась цифра? Никто объяснить не может. Но прописали еще, что общедомовая нужда- это объем воды, идущий только на санитарно-гигиеническую уборку и промывку систем при подготовке к отопительному сезону. Получается, если применять данную формулу, то происходит снижение платы в зависимости от плотности заселения дома. В малоэтажном доме плотность выше- снижение в 4 раза, в высотке плотность заселения ниже- снижение достигает  22 раз. А значит, на смену «озеру» придет условно «четверть озера». Но логично возникает новый вопрос: неужели «четверть озера» необходимо на проведение санитарно-гигиенической уборки и промывки систем? Нужно, грубо говоря, две бочки воды, а начисляют все равно много. Почему? Не знаю. В федеральных правилах ответа нет, логики, в принципе, тоже нет», - рассуждал Вячеслав Вахрин.

Мы в Тюменской области, чтобы спастись от невнятного подхода к установлению нормативов потребления воды на общедомовые нужды применили не расчетный метод, а метод аналогов. Конечно, только для ситуаций, где этот метод применим, т.е. где возможна установка приборов учета и есть данные о фактических их показаниях. И вот какая получилась зависимость- чем выше степень оснащенности квартир индивидуальными приборами учета воды, тем меньше объем воды, приходящийся на общедомовые нужды.

Вклад «нормативщиков» в размер «озера» в три раза больше относительно тех, кто использует приборы учета. Наши нормативы потребления воды на общедомовые нужды выглядят так. Если в доме до 30% квартир оснащены индивидуальными приборами учета - это одна графа. От 30 до 75% - вторая. Свыше 75% - третья. Причем у тех, кто поставил индивидуальные приборы учета, платеж за общедомовую нужду в три раза меньше, чем у тех, кто живет по нормативам. Когда количество индивидуальных приборов учета увеличивается, и дом переходит на следующую «ступень» оприборенности, происходит уменьшение общедомовых нормативов, но разница в три раза между теми, кто платит за личное потребление воды по индивидуальным приборам учета и по нормативам потребления - сохраняется.

«Хочешь экономить на общедомовых нуждах? Ставь индивидуальные счетчики и подталкивай к этому своих соседей. Не подталкиваются - платят больше, потому что сами и создают проблему. Мы дали выбор потребителю и применили справедливый подход, уйдя от «уравниловки». Мы научились собирать плату по нормативам потребления на общедомовые нужды при отсутствии общедомовых приборов учета воды, но опираясь на данные  показаний приборов учета в аналогичных ситуациях, не применяя  расчетную формулу, взятую с потолка», - рассказывает эксперт.

Но, по его словам, есть нерешенная проблема. Если общедомовой прибор учета стоит, то дальше нормативы потребления на общедомовые нужды не применяется, а, соответственно, из  показаний общедомового прибора вычитается сумма показаний индивидуальных приборов и объемов по индивидуальным нормативам, и эта разница распределяется  на всех собственников пропорционально их долям в общем имуществе.

«Получается, мы жили с вами в логике и со стимулами: те, кто с индивидуальными приборами,- платит за общедомовые нужды меньше. Как только поставим общедомовые приборы учета,- сразу станем платить несправедливо, ведь по-прежнему индивидуальные счетчики будут не у всех, и снова начнем общие нужды  распределять пропорционально долям. Мы разработали региональные особенности применения правил предоставления коммунальных услуг и рассчитывали, что областное правительство их сможет принять как временное регулирование. Но регулировать эти вещи нам не дает прокуратура. В принципе, формально на это есть основания. Мол, это федеральные правила и единственный выход, какими бы несуразными они ни были, - добиться их изменений», - констатировал Вячеслав Михайлович.

И еще один нюанс новых федеральных правил. Теперь, если есть общедомовые приборы учета, то определив общедомовую нужду по водоснабжению или электроснабжению как разницу  их показаний и суммы показаний индивидуальных приборов и объемов по индивидуальным нормативам потребления, нужно сделать сравнение полученной величины с величиной общедомовой нужды, рассчитанной по нормативам потребления. И на собственников можно распределить только величину в пределах норматива, а все ее превышение - возложить на управляющую организацию.

«Они-то с какого перепугу стали ответственными? За фактическое перепотребление коммунального ресурса в чьей-то квартире? Будем теперь разорять УК? В Тюменской области, применив нормативы потребления для общедомовых нужд адекватные величинам потребления коммунальных ресурсов, измеряемым по приборам учета,- избежали такой ситуации. Но, в  регионах с другим подходом неизбежно начинает складываться практика вывода из строя общедомовых приборов учета. Ведь когда его не было, за все платили собственники, а теперь может возникнуть ситуация, когда часть расходов упадет на  карман управляющей организации. Так зачем нужен такой прибор? Так мы, с одной стороны, боремся за то, чтобы счетчики были, тратим неимоверные усилия и эмоции, чтобы их поставить, и тут же все разрушаем», - отметил замгубернатора.

По мнению Вячеслава Вахрина, большая часть неразберихи возникает, потому что так прописаны федеральные правила, а перейти на свои регион не может. Даже сами собственники не могут принять другое решение в рамках своего дома: собрание может действовать только в рамках правил.

Продолжение следует… В следующий раз расскажу еще о нескольких моментах по теме ЖКХ, которые взволновали блогеров.

Часть 1: Тюмень. О злободневном: Вячеслав Вахрин ответил на вопросы блогеров о ЖКХ

Часть 2: Встреча Вячеслава Вахрина с блогерами: «Что первично - яйцо или курица?» Тюмень ЖКХ

Часть 3: Тюмень. Вячеслав Вахрин о капремонте, исчадии Мавроди и обедах через день

Ранее по теме:

[Вячеслав Вахрин]Заместитель Губернатора Тюменской области, член президиума правительства Вахрин Вячеслав Михайлович

Полномочия

1. Координирует и контролирует деятельность:
- департамента жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области;
- департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области;
- Государственной жилищной инспекции Тюменской области;
- департамента недропользования и экологии Тюменской области.

2. Координирует деятельность Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.

3. Координирует взаимодействие с:
- Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (по вопросам жилищно-коммунального хозяйства);
- Северо-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по вопросам топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства);
- Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской области;
- Управлением по недропользованию по Тюменской области;
- Отделом государственного надзора по Тюменской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
- Тюменским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
- Федеральным бюджетным учреждением "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, Ямало-Ненецком автономном округе" (взаимодействие по вопросам технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений в сферах топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, недропользования и экологии);
- Нижне-Обским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов;
- органами местного самоуправления в пределах полномочий исполнительных органов государственной власти Тюменской области, деятельность которых координирует и контролирует.
4. Возглавляет:
- областную межведомственную комиссию по тарифной политике в жилищно-коммунальном комплексе;
- иные комиссии (советы, группы), образованные в соответствии с постановлениями, распоряжениями Губернатора Тюменской области и Правительства Тюменской области.

Телефон
(3452) 46-03-14, 46-32-97ф.

Адрес
625000 г.Тюмень, ул. Володарского, 45, каб. 211

Биография

Родился 17 июля 1967 года в городе Перми.
Образование высшее: в 1991 г. окончил физический факультет Пермского государственного университета по специальности «Радиофизика и электроника» с присвоением квалификации «инженер-радиофизик», в 2000 г.- юридический факультет по специальности «Юриспруденция» с присвоением квалификации «юрист».

В 1995 г. прошел подготовку в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, зачислен в кадровый резерв государственных служащих для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
С 1985 по 1987 гг. - служба в рядах Советской Армии.

Трудовую деятельность начал в 1989 г. лаборантом проблемной лаборатории радиоспектроскопии Пермского государственного университета и до 1998 г. работал на различных должностях в коммерческих и некоммерческих организациях.
С 1998 по 2010 гг. - генеральный директор юридической фирмы ООО «Правовая инициатива».

С 1993 по 2007 гг. - помощник на общественных началах депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации первого, второго, третьего, четвертого созывов.

С 2001 по 2006 гг. - депутат Законодательного Собрания Пермской области, член комитета по социальной политике и правам человека. Состоял в квалификационной коллегии судей Пермской области как представитель общественности, избранный Законодательным Собранием области.

С 28.01.2010 г. - начальник Государственной жилищной инспекции Тюменской области- главный государственный жилищный инспектор Тюменской области.

С 16.07.2012 г . - заместитель Губернатора Тюменской области.



Замгубернатора Вячеслав Вахрин ответил на вопросы тюменских блогеров

ЖКХ: способы управления многоквартирным домом

ЖКХ: за что мы платим

ЖКХ: как собственники владеют своим домом

Отдельное спасибо Ресторанному холдингу "Максим" за гостеприимство!

счетчик, блогеры, Тюмень, ЖКХ, Вячеслав Вахрин, норматив

Previous post Next post
Up