Взгляд на жизнь сквозь лобовое стекло
Странно, трамваи не ходят кругами,
а только от края до края...
Узнав о конкурсе от
blogomarathon, захотела написать что-то несладкое: аля "я села в трамвай, в наушниках Земфира, а рядом попутчики, глядящие в окно, читающие книги, газеты в лучшем случае, в худшем бабушки, оттаптывающие ноги или притесняющие большими сумками, набитыми продуктами.» Обойдемся без сахара, поговорим о соли дней насущных. Как у любой машины, у трамвая есть свой дом - трамвайный парк. Первым в городе трамвайным парком, осуществившем выпуск пассажирских вагонов для
сухопутной системы 16 сентября 1907 года стал
Василеостровский трамвайный парк.
Как же выглядел первый трамвай, и что изменилось спустя 100 лет?
Задача №1 решается за пять минут: ищем информацию о первом транспорте в гугле и получаем ответ. Но это вы сделаете сами, потому что у меня другая задача. Чуть-чуть все-таки напишу о светлом и прекрасном. Трамвай - народный транспорт, пронизывающий город насквозь. О нем пишут песни и стихотворения - это живое существо, которое ездит по городу, стучит, гремит и обращает на себя внимание, но люди все чаще его не замечают.
А когда-то трамваи были деревянными…В войну, как люди, сражались, 52 трамвая замерзли, не доехав до парка…В народе их называли Американками, хотя строили в Калининграде. С 1947 года стали делать вагоны со славным обозначением Слон, потом появились Стиляги, на смену им пришли Аквариумы. Ленинградский трамвай - символ города. Да что там города? Мира. Ведь Петербург находится в Книге Рекордов Гиннесса, как самый трамвайный город.
Задача №2: посмотреть на то, что существует сейчас, но усложняем себе задачу, подставив *, и идем в кабину к водителю, взирать на происходящее через лобовое стекло.
Не секрет, что женщины, сваливая на свои хрупкие плечи все больше мужских обязанностей, уже добрались до руля, но пока что только трамвайного ( беру за основу большинство).
С чем же вызван такой ажиотаж? Как водится женщинам? В погоне за ответом на эти животрепещущие вопросы я отправилась в трамвайный парк возле Автово. По логике вещей все верно: «Автово», значит, и машин в этом месте разного размера и количества, наверняка, не счесть. Слова мои подтвердились, поэтому добрые старушки направили меня, как потом оказалось, не в трамвайный парк, а троллейбусный. По разговорам пассажиров, часто добирающихся на этом виде транспорта, оказалось, что и троллейбусы водят женщины, правда, не в таком количестве, как трамваи.
К сожалению, диспетчер сообщил, что все представительницы слабого пола уже уехали. Пришлось пойти на остановку: ловить свое косматое счастье за баранкой, но, простояв 30 минут, помахав 3 троллейбусам под предводительством мужчин, я отправилась к метро. Заходя в него, обронила взгляд на 4 троллейбус, и там уже была дама…
Не дождалась не зря, как оказалось позже...
Со станции метро Ладожская каждые 2 минуты уходит какой-нибудь трамвай, например, 8 или 64. Подойдя к водительницы ( если нет такого слова, то я его придумала, даже у директора существует подруга - директриса) восьмерки, женщины бальзаковского возраста, с предложением об интервью, я невежливо была отправлена. Куда мне не сказали, но я решила, что мой путь будет коротким - от одного трамвая до другого.
На удивление открыла дверь молодая девушка Екатерина Рыбина, 21 год.
С ней мы проехали от ст. метро Ладожский вокзал до остановки Коммуна, поговорили о работе и нелегком пути каждого в этой стране и России в мире.
Оказалось, совсем непросто расшифровывать интервью: всю дорогу наши голоса сопровождал звук колес разваливающегося трамвая, словно играя по нервам у пассажиров, хотя многие уже привыкли к этой однообразной мелодии дряхлой машины…
Казалось бы, кадр 1907 года, а нет! 2013 на дворе.
Давно ты здесь?
С февраля.
До этого чем занималась?
Училась на повара- кондитера.
Это же разные профессии...
да...
Может быть у тебя родственники водили раньше трамвай?
У меня папа даже машину боится водить.
Ты заканчивала специальные курсы?
Да, училась полгода, потом сдавала на права категории В,С. Во время учебы получала 6 тысяч стипендию. А теперь, как молодой специалист 3 категории получаю около 26 тысяч. Те, у кого категория выше соответственно больше зарабатывают.
В этом месте нас прерывает кондуктор, спрашивая о количестве приложенных карточек. Все серьезно! За пять часов около 1000 человек проезжает на трамвае.
6) «Осторожно двери закрываются! Мы отправляемся в путь!"
Как долго ты будешь водить?
Всю жизнь.
Как начинается твой день?
Я приезжаю на смену в 13.50, а в 19.50 я поеду в парк - это дневная смена, существует еще утренняя и вечерняя.
Сложная работа? Ведь нужно знать механику, разбираться в технике, а девушкам, особенно молодым, зачастую эта мужская работа не под силу.
Сложно. Особенно весной: люди начинают гулять и не замечают транспорт. Нужно быть внимательным.
А какой средний возраст у твоих коллег?
Разный: от 21 года до 71 года. Люди по 30, 40 лет катаются (понравилось мне.Не работают, а катаются.)
Как ты относишься к вредным пассажирам?
Никак. Не обращаю внимание.
На протяжении пути Катя рассказывала разные истории, например, на прошлой недели у ее коллеги в салоне умер человек, а на этой недели её вагон разорвало. Поворачивала и сделала стрелку, а за ней спешил другой вагон и вьехал под лиру. Стрелка под вагоном Кати перевелась, и его разорвало. Люди не пострадали, состав в парке ждет скорую помощь, но она что-то не спешит…
Маленький состав весит 20 тонн, но его остановить непросто.
Что бы ты изменила в транспортной системе?
Всё. Особенно машины.
А кому достаются новые?
Тем, у кого первый класс.
У тебя сильная рука?
Нет.
Балет бы танцевать с такими пальчиками. А Катя скорости переключает с помощью рычага, расказывая, что нужно ездить на скорости 25, но некоторые Шумахеры умудряются и на 50.
А если ломается что-то, ты сама чинишь?
Сгоревший предохранитель сама ремонтирую, а если серьезная авария - вызываю бригаду, состоящую из мужчин. ( Не все женщина сама может сделать. Водить машину одно, а делать совсем другое.)
Я ничего не понимаю в технике, но на этих фотографиях софиты, отопление, мотор-компрессоры, качающие воздух для открытия и закрытия дверей, реостат - обогреватель окон и многое другое. Как Катя разбирается во всех этих одинаковых железных рычагах?
Вдруг пошел дождь.
Он не мешает?
ЧТО?
Дождь. Ничего же не видно.
Всё видно.
Так и ей все в этой жизни видно.
Как и любая машина, трамвай имеет свой номер. 7 означает номер парка, а остальные цифры предназначены именно этому составу.
У вас есть корпоративные приметы?
Мы хапаем трамваи. Если я опаздываю, то у меня появляется помеха справа - другой состав, но я опережаю его и вылетаю перед носом.
Борьба за людей получается?
Кому за людей, а кому за время. Мы же работаем по расписанию.
Наша поездка подошла к концу, пока Катя собиралась отметиться, весело улыбаясь коллегам, идущим ей навстречу, я думала о дорогах, состоянии транспортной системы и жизни тех, кто каждый день катается на самом народном и любимом трамвае.
Писать же мне это пришлось на паре по политологии, начавшейся чуть позже положенного. Пока было время мои однокурсницы ответили на вопрос: «Вы бы хотели водить трамвай?» Из 7 человек две согласились, и то одна девушка водила бы, но за границей. Пришло время занятий, на которых я успешно фотошопила фотографии, и в тот момент, когда была занята данной фотографией, преподаватель политологии сказал:
«Глобализация подтачивает национальное государство, как ржавчина металл, как червь дерево.»
Пока мы будем ездить на ржавых трамваях, держащихся, простите, на соплях, и представлять страну на Саммитах, встречах мировых держав, ржавчина прочнее будет оседать на том, что еще осталось от советских времен. А ни прокатить ли нам Западных Господ на трамвайчиках до Ленэкспо, когда будет проходить Экономический форум в Санкт-Петербурге, чтобы упрочнить отношения?
Думаю, некоторые не согласятся.
Трамвай, как символ народа, а водитель, как знак России, к которой, как к женщине, бережно любя и жалея, еще сто лет назад относился Александр Блок. Россия
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
У каждого свой крест, но у России он особый. Сложно описать словами, чем он непохож на другие, просто как-нибудь зайдите в конец состава трамвая и понаблюдайте за взглядом людей. Особенно вечером. Особенно в дождь. Такая и Россия, только она постоянно борется с каплями дождя на лобовом стекле, а женщина во главе состава, который тащит за собой…
Я запомнила одно: Если ты проезжаешь без тока - стрелка делается налево, если проезжаешь под током - направо. Дай ход, и она поедет!
Все не случайно.И женщины за рулем самого народного транспорта. Ведь даже суд запретил водить поезда девушкам в метро.
Раиса Кунцевич