Отказ Администрации Самары согласовать марш в защиту пенсионеров 23 апреля обжалован в суде (иск)

Apr 13, 2017 22:08


Сегодня в Ленинский районный суд депутатом Михаилом Матвеевым, одним из организаторов социального марша 23 апреля, подано два административных исковых заявления. Первое (до получения ответа мэрии) об обязывании Администрации г.о.Самара, не уложившейся в сроки ответа на уведомление о марше назначить уполномоченного на акцию 23 апреля, а Управление МВД России по Самаре- обеспечить охрану общественного порядка на марше, второе (после получения ответа мэрии) о признании отказа Администрации г.о. Самара согласовать марш незаконным и обязании его согласования. В приводимом ниже тексте административного искового заявления подробно поясняется, почему именно организаторы считают публичное мероприятие 23 апреля согласованным, а отказ мэрии в его согласовании, и предлагаемые "иные места" проведения (Ташкентская и Воронежская) незаконными. Если есть юристы, которые подскажут ещё аргументы- пишите здесь, или Михаилу Матвееву на личную почту.

С фотокопиями ответа Администрации можно ознакомиться здесь. Рассмотрение первого искового заявления назначено на 19 апреля, 11 часов, судья Грищенко, назначение даты второго заседания ожидается завтра.

В Ленинский районный суд г.Самары

Истец: Гражданин России Матвеев Михаил Николаевич, г.Самара, ул.Осипенко, д.** кв.***, matveev-mn  @mail.ru тел. 8927208*****

Ответчик:
Глава г.о.Самара Фурсов О.Б.
443010, Самара, ул. Куйбышева, 135, тел.3322068, 3323040, 3403673 (факс)

Административное исковое заявление
Об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления

10.04.2017 г. я, Матвеев Михаил Николаевич и Фёдоров Максим Анатольевич уведомили главу г.о.Самара Фурсова О.Б. о намерении реализовать конституционное право граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования путем проведения демонстрации в поддержку пенсионеров и ветеранов 23.04.17г. с 13.00 до 16.00 по следующим шести адресам г.Самара :

1) От площади Козлова по проспекту Ленина до площади Героев 21 Армии (или в обратном направлении)
2) От ДК «Современник» (от площадки между ДК «Современник» и павильоном Ново-Садовая,219А) по Ново-Садовой (проезжей части, тротуару, либо аллее бульвара разделительной полосы) до площадки Загородного парка.
3) От памятника князю Засекину (ул.Полевой) по Волжскому проспекту (либо по набережной) до площадки у бассейна ЦСКА ВВС.
4) По Московскому шоссе (либо дублеру) от площадки перед ТЦ «Парк Хаус» до пересечения с ул.Жигулевская (или Ново-Вокзальная, ТЦ «Треугольник»), либо в обратном направлении по Московскому шоссе или тротуару от ул.Ново-Вокзальная до кольца с ул.XXII партсъезда.
5) По ул.Ново-Садовой от пересечения с ул.Часовая (Л.Шмидта) до ДК «Звезда» (либо в обратном направлении по ул.Ново-Садовая от сквера борцов революции (Фабрики-Кухни) до ул.Л.Шмидта
6) От дома пр Масленникова,10 по пр.Масленникова (или тротуару) до ДК «Звезда»
Предполагаемое количество участников: 300 человек.

13.04.2017г. нами получен ответ №6-17/311-141 из Администрации г.о.Самара за подписью заместителя руководителя аппарата Администрации г.о.Самара С.Е.Самарцева об отказе в реализации названного конституционного права по указанным адресам в указанную дату и время по надуманным основаниям проведения «по части указанных маршрутов» и «некотором местам» (без конкретизации) общегородского благоустройства и предложением изменить место проведения демонстрации и провести его по одному из следующих адресов:
1) По тротуару нечетной стороны пр.Карда Маркса от ул.Ташкентской до здания пр.Карда Маркса,491б., либо
2) от пересечения ул. Свободы и ул. Воронежская по пешеходному тротуару ул.Воронежская с переходом на разрешительный сигнал светофора ул.Победы и ул.Физкультурная до площадки у Дворца Легкой Атлетики (ул.Физкультурная,1012)

Из ответа непонятно, каких из шести предложенных нами в уведомлении маршрутов он касается, кроме того, как очевидно из него следует в ответ на наше уведомление о проведении в промежуток с 13 до 16 часов демонстраций по шести адресам, нам предлагается провести одно публичное мероприятие, что также нарушает наши права и противоречит правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, фактически орган публичной власти диктует нам, сколько нам проводить публичных мероприятий, шесть, или одно, ограничивая нас в праве реализовывать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, их доведение до максимального числа соответствующих адресатов.

Таким образом, действиями ответчика нарушены конституционные права, свободы и законные интересы граждан, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, реализации законных интересов, предусмотренных ст. 31 Конституции РФ. Ответ Администрации г.о.Самара не законен и нарушает права организаторов и участников публичного мероприятия.

А именно:
1) Ответ дан в нарушение сроков, установленных п.2. ч.1 с.12 Федерального закона от 19.06.04 г. №54-ФЗ, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда России (Постановление от 14.02.2013 г. № 4-П), означает, что данное публичное мероприятие считается согласованным;

2) Обоснование отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в целях реализации обязанностей Администрацией г.о. Самара по благоустройству территорий не может считаться препятствием для проведения публичного мероприятия, так как не относится к конституционно-признаваемым ценностям (Определение Конституционного Суда России от 2.04.09 № 484-О-П).

3) Кроме того, в ответе отсутствует указание на конкретные адреса, по которым проведение публичного мероприятия невозможно, а абстракции «по части указанных маршрутов» и по «некоторым местам» не позволяет реализовать нам свое право и фактически указывает, что данные обстоятельства относятся не ко всем адресам, указанным нами в уведомлении, а только к части из них. В своем уведомлении мы указываем о намерении проведения публичных мероприятий по 6 адресам, а в ответе Администрации г.о. Самара нам предлагается изменить место проведения только 2-х маршрутов, соответственно, 4 оставшихся считаются согласованными; Однако, по каким именно из шести адресам (маршрутам) Администрация г.о.Самара (глава г.о.Самара) согласовали публичное мероприятие, не понятно, что также нарушает наши права и создает препятствия к организации и информированию участников публичного мероприятия.

4) Предложенные нам в рамках предложения об изменению места проведения публичного мероприятий» места проведения демонстраций (от ул. Ташкентская по пр. Карла Маркса до дома 491б и от ул. Свободы по ул. Воронежской до ул. Физкультурная, 101) не соответствуют требованиям ст. 3.4 Закона Самарской области от 06.04.05 г. № 105-ГД «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области», так как относятся к числу мест, в которых запрещается проведение митингов, собраний, шествий, демонстраций, поскольку на расстоянии ближе 150 метров от указанных маршрутов находятся: Поволжский строительный энергетический колледж (Ташкентская, 88, к1), детский психологический центр (пр. Карла Маркса, 455), школа № 120 (Физкультурная, 104), Храм иконы Божьей Матери Всецарица (Победы, 99б).
Поэтому данное предложение не может быть заведомо принято организаторами, т.к. проведение там публичных мероприятий запрещено законом, а мы законопослушные люди. Проведение же демонстрации в поддержку пенсионеров и ветеранов по данным адресам в нарушение закона поставило бы его организаторов и участников, как правило пожилых, уважаемых людей, в положение вне закона.

При этом возможность предложения Администрацией иных, новых маршрутов, помимо указанных ими в ответе от 13.04.2017 г. невозможно за пределами срока, установленного законодательством, такая возможность у органа публичной власти уже отсутствует. При таких обстоятельствах мы считаем, что поданное нами уведомление является согласованным, остается определиться с маршрутами в рамках тех адресов, которые нами указаны в уведомлении. Однако зная сложившуюся в Самаре практику полагаем, что без соответствующего судебного решения мы как организаторы можем столкнуться с противодействием в проведении публичного мероприятия и вынуждены обратиться в суд для защиты и обеспечения реализации наших конституционных прав.

Поясню наши аргументы более развернуто.

Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, к каковым работы по благоустройству, в отличие от права на свободу собраний, митингов, демонстраций не относятся. Таковых обоснований в ответе Администрации г.о.Самара не содержится.

Кроме того Конституционный суд указывает, что органы публичной власти обязаны предложить организаторам публичного мероприятия такой иной вариант места (времени) проведения мероприятия, который «позволял бы реализовывать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, их доведение до соответствующих адресатов». Ранее проведенные с нашим участием митинги в защиту прав пенсионеров и ветеранов в Самаре показали, что они собирают значительное число участников, в основном лиц пожилого возраста. Свои требования они адресуют органам государственной власти Самарской области, Правительству и губернатору, расположенных в центре города Самары. Предложенное место проведения демонстрации- либо район ул.Воронежской, либо район ул.Ташкентской находится на значительном удалении от центра города и не позволяет реализовывать цели публичного мероприятия и довести их до соответствующих адресатов, а кроме того данные адреса входят в перечень мест, где проведение публичных мероприятий прямо запрещено законом, о чем говорилось выше.

Также Конституционный суд (Постановление от 13 мая 2014 г.№14-П) указал, что Конституция Российской Федерации не содержит каких-либо специальных изъятий в отношении проведения публичных мероприятий - ограничения подобного рода могут быть введены федеральным законом лишь постольку, поскольку они вызваны целями обеспечения публичных интересов, должны быть адекватны социально значимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами; цели же одной только рациональной организации деятельности органов власти, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не могут служить основанием для ограничения прав и свобод (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1995 года N 17-П, от 14 ноября 2005 года N 10-П, от 26 декабря 2005 года N 14-П, от 16 июля 2008 года N 9-П, от 7 июня 2012 года N 14-П и др.). В то же время, как вытекает из отказа в согласовании поданого нами уведомления о проведении публичного мероприятия 23 апреля 2017 г., Администрация Самары свои цели организации деятельности- «общегородского месячника благоустройства», которое по своему смыслу, если речь не идёт об устранении аварийных ситуаций систем жизнеобеспечения, носит характер текущей деятельности и не привязано строго к определенному дню и времени, ставит выше реализации гражданами своих конституционных прав на проведение митингов, шествий, демонстраций. По смыслу данного обоснования благоустройство является «общегородским» и значит проводить по данному основанию публичные мероприятия нельзя нигде. А по сути Администрация г.о.Самара произвольно может определять адреса в миллионном городе, где проводить «благоустройство» именно сейчас, почему-то выбирая именно адреса, указанные в уведомлениях организаторов публичных мероприятий. Подобный аргумент является для Администрации г.о.Самара типичным, случаи несогласования по причине «благоустройства» многочисленны.

Как отмечает Конституционный суд в указанном выше Постановлении от 13 мая 2014 года «Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31), рассматривает это право в качестве одного из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве, в котором признается идеологическое и политическое многообразие, обеспечивается на основе юридического равенства государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина (статья 1; статья 13, части 1 и 3; статья 19, части 1 и 2; статья 45, часть 1; статья 46, части 1 и 2; статья 64). Конституционное право на свободу мирных собраний, как одно из наиболее значимых проявлений социально-политической свободы личности, входит в систему демократических институтов, способствующих выявлению и формированию воли и интересов граждан Российской Федерации в рамках мирного конструктивного диалога между гражданским обществом и публичной властью».

В соответствии с Постановлением Конституционного суда России от 14 февраля 2013 года №4-П убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность его проведения (часть 3 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия.

При этом публичное мероприятие должно считаться согласованным не только после получения подтверждения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, но и в случае, если указанные органы в установленный законом срок не довели до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения. Иное не только противоречило бы предписаниям самого Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно которым организатор публичного мероприятия вправе проводить его в месте и во время, указанные в уведомлении о проведении, если они не были изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть 3 статьи 5), но и не соответствовало бы Конституции Российской Федерации, которая исходит из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (статья 18), и допускает ограничение конституционных прав и свобод, включая право на свободу мирных собраний (статья 31), лишь в случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).

Обстоятельства, исключающие возможность проведения заявленного нами мероприятия 23 апреля, отсутствуют, проведение благоустройства территории города и его уборка является текущей обязанностью Администрации Самары и не могут быть препятствием для проведения публичных мероприятий, т.к. у Администрации города имеется возможность переноса по времени работ по благоустройству, они не носят экстренного характера, а также переноса работ на иные обьекты, которых в городе непочатый край. Вместо этого Администрация собирается упорно проводить «работы по благоустройству» именно в тех местах города, и в то время, когда там заявлено публичное мероприятие гражданами. Отмечу также, что в силу кратковременности публичного мероприятия- прохождения демонстрации по конкретному маршруту (все заявленные маршруты не превышают 1 км. по протяженности), данная реализация конституционных прав граждан не может повлечь за собой существенного нарушения интересов других лиц и помешать работам по благоустройству, которые, в отличие от проведения публичных мероприятий, природа которых связана с направленностью на демонстрацию широкой общественности и адресатам своих лозунгов и требований, могут (и должны, чтобы не создавать помех гражданам) проводится в том числе и в ночное время и в ранние утренние часы. Заявленное же организаторами время проведения публичного мероприятия- обеденные часы выходного дня, воскресенья 23 апреля.

Не может быть принято во внимание и мнение Администрации Самары, что проведение указанного в нашем уведомлении публичного мероприятия в форме демонстрации по указанным нами в уведомлении маршрутам- короткому промежутку дороги невозможно, т.к. создаст помехи движению. Согласно разъясненной в Постановлении Конституционного суда 14 февраля 2013 года №4-П позиции право на свободу мирных собраний определено в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Европейский Суд по правам человека в своей практике исходит из того, что в демократическом обществе свобода собраний является фундаментальным правом и наряду со свободой мысли, совести и религии составляет основу такого общества (постановления от 25 мая 1993 года по делу "Коккинакис (Kokkinakis) против Греции", от 20 февраля 2003 года по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции", от 23 октября 2008 года по делу "Сергей Кузнецов против России" и др.); оно касается как закрытых, так и публичных собраний, а равно собраний в определенном месте и публичных шествий и может осуществляться отдельными их участниками и организаторами (постановление от 31 марта 2005 года по делу "Адали (Adaly) против Турции"); государство, в свою очередь, должно воздерживаться от применения произвольных мер, могущих нарушить это право (постановление от 26 июля 2007 года по делу "Баранкевич против России"); при этом важно, чтобы публичные власти проявляли определенную толерантность по отношению к мирным собраниям даже тогда, когда они могут вызвать некоторое нарушение обыденной жизни, включая помехи уличному движению, так как иначе свобода собраний лишилась бы своего содержания (постановления от 15 ноября 2007 года по делу "Галстян (Galstyan) против Армении", от 17 мая 2011 года по делу "Акгел и Гел (Akgol and Gol) против Турции", от 10 июля 2012 года по делу "Берладир и другие против России" и др.).

Кроме того, в установленный законом срок (в течение трех дней со дня получения уведомления 10.04.2017 г.) предложение об изменении места (времени) до организаторов доведено не было, ответ из Администрации г.о.Самара датирован 13 апреля 2017 г., что означает в соответствии с указанной выше правовой позицией Конституционного суда от 14 февраля 2013 года, публичное мероприятие должно считаться согласованным, в чем нам отказано.
При недостижении согласия с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления относительно места и (или) времени проведения публичного мероприятия организаторы публичного мероприятия вправе защитить свои права в судебном порядке. Разрешая такой спор, суд - исходя из критериев, закрепленных в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, - оценивает соответствующие решения и действия органа публичной власти с точки зрения их правомерности и обоснованности, с тем чтобы в каждом конкретном случае не допустить несоразмерного ограничения права, гарантируемого статьей 31 Конституции Российской Федерации; при этом судебное рассмотрение должно быть осуществлено на основании действующего процессуального законодательства в максимально короткий срок, как это предусмотрено для рассмотрения споров в сфере избирательных прав, т.е. до даты проведения планируемого публичного мероприятия, - в противном случае судебная защита во многом теряла бы смысл, что недопустимо в силу статьи 46 Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года N 484-О-П).

Поэтому в качестве максимально короткого способа защиты нарушенного права, организаторы демонстрации избрали обращение в суд.

В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В соответствии с ч. 4, 5 ст. 5 ФЗ РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» организатор митинга обязан подать в орган исполнительной власти субъекта РФ уведомление о проведении публичного мероприятия, при этом организатор митинга не вправе проводить его, если с органом исполнительной власти субъекта РФ не было согласовано изменение места проведения публичного мероприятия.

При таких обстоятельствах, отказ ответчика от согласования места проведения публичного мероприятия, а также предложение изменения места проведения на места, в которых проведение публичных мероприятий прямо запрещено законом, не соответствует закону.

На основании изложенного, ст. 12 ФЗ РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» и руководствуясь ст. 218-228 Кодекса административного судопроизводства РФ

П Р О Ш У:

Для судебного заседания истребовать у ответчика конкретные доказательства невозможности предоставления истцу проведения заявленного публичного мероприятия 23 апреля 2017 г. по адресам, указанным в нашем уведомлении, в т.ч. в иное время. При этом обязать конкретно пояснить по каким, кроме «некоторым» и «части» адресов из указанных в уведомлении шести адресам, публичное мероприятие не согласовано, по каким- согласовано.

Признать отказ в реализации конституционного права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования путем проведения демонстрации 23.04.2017 г. по указанным нами в уведомлении адресам г. Самара, незаконным.

Обязать главу г.о.Самара для проведения демонстрации 23.04.2017г. г.Самары согласовать поданное истцом уведомление.

В целях реализации конституционных прав на проведение публичного мероприятия 23.04.2017 г., в соответствии с правовой позицией Конституционного суда России, сформулированной в Определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, оперативно рассмотреть административное исковое заявление в максимально короткий срок, т.е. до даты проведения планируемого публичного мероприятия, и в любом случае- в сроки, не превышающие определенные в части 4 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, и позволяющие организаторам своевременно подготовить и провести публичное мероприятие, о назначении заседания сообщить по телефону (электронной почте) истца, почтой России не направлять

13.04.2017г.  М.Н.Матвеев

суд идёт!, социальный марш, Михаил Матвеев, пенсионеры, акция протеста, 23 апреля, Самара-городок, администрация Самары

Previous post Next post
Up