Сегодня в Домжуре прошла пресс-конференция архитекторов и общественности по теме предотвращения сноса флигеля усадьбы архитектора Зеленко. Было не протолкнуться. Думаю, если Каркарьян с того света с улыбкой наблюдал за нами, он был бы доволен. Хорошо выступали Алла Демина, Армен Арутюнов, Сергей Малахов, Виталий Стадников (последние двое хороши были особенно потому еще, что их сообщения были концептуальными, и глядели в корень проблемы, касаясь не просто сноса архитектурных памятников, а самой сути развития современных городов. Было блестяще показано, что представляение о современном развитии города как застройке (тем паче высотной)- это вчерашний день, сейчас развитие городов- это обустройство его малых пространств, создание комфортных улиц, дворов, мест отдыха. Город будущего- не высотки из стекла и бетона, а уютные дворики и скверы, служащие местом отдыха как театры и концертные залы. Выступили жители дома.
На пресс-конференцию мужественно пришел Анатолий Баранников- замминистра строительства и главный архитектор области, а также автор 33-этажного монстра, построенного в многострадальном 106 квартале на углу Садовой и Вилоновской на месте снесенного особняка XIX века в стиле барокко. Он долго отказывался сесть на предложенный ему стул, стоя где-то в дверях, но постепенно сел, и пересаживаясь, дошел до президиума, где ершисто вскинул голову, и начал говорить, что лично себя ни в чем виновным не считает, 33-этажный дом ему нравиться, а что касается сноса флигеля усадьбы Зеленко, то он тоже удивлен этими планами, но это не к нему. Лично он как архитектор вот так, а как чиновник-вот так. Примерно в этом же ключе, но еще более обтекаемо отвечал зам руководителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Александр Аскарин, ранее, до реформирования структуры, трудившийся на аналогичной должности в Минкульте у Рыбаковой. По его словам флигель усадьбы Зеленко сначала по закону включили в число памятников, потом по закону исключили, если опять включат- тоже по закону, ну и ладно. Он за этими перемещениями статуса дома наблюдает равнодушно т.к. он всего лишь функция, а не борец за охрану памятников. Так примерно выходило.
По итогам пресс-конфененции была принята резолюция, основное содержание которой близко к тексту публикуемого под катом пресс-релиза. Было много прессы и блогеров, уверен, что многие напишут прекрасные материалы, а кто-то и фото выложит. Меня хотели посадить рядом со Стадниковым, но я попросился на края, пояснив, что иначе по телевизору его не покажут, т.к.трудно будет меня вырезать из кадра. Сразу после этого текста, минут через час, или завтра утром, напишу еще один- о планах сноса дома, где жил Ленин. Уверен, моих красных коллег из КПРФ эта тема заденет. Следите за блогом, не отрываясь от экрана, товарищи.
«Спасение Усадьбы архитектора Александра Зеленко»
Президент России о проблеме сохранения культурного наследия страны
«В последние годы в центре внимания общественности, СМИ регулярно оказываются, к сожалению, громкие конфликты вокруг застройки охранных зон, разрушения памятников. Необходим самый серьезный анализ таких случаев, в том числе и для выявления пробелов, недоработок в законодательстве», - заявил президент Путин на заседании президентского совета по культуре и искусству 25 декабря 2015 г.
Положение в Самаре
Сохранение наследия Самары сегодня -- это вопрос охраны национальной идентичности и соблюдения гражданских прав коренных жителей российского города. Самара - единственный из крупнейших городов России, где Правила землепользования и застройки не соответствуют федеральному законодательству в части отражения зон охраны объектов культурного наследия, в связи с чем, регулярно выдаются разрешения на строительство зданий, не соответствующих режимам охраны памятников. Игнорирование положений генерального плана, нескоординированность законодательных актов приводят к тому, что город стал чемпионом по утрате памятников.
Усадьба всемирно известного архитектора Зеленко в Самаре
В результате под угрозой оказался один из выдающихся ансамблей эпохи русского модерна - Ансамбль усадьбы архитектора Зеленко, расположенный в Самаре по адресу улица Самарская, 179. Зеленко - всемирно известный архитектор, мастер эпохи модерна, человек, повлиявший на становление прогрессивных градостроительных теорий советского периода, успешно продолживший творческий путь в США. Он оставил ряд признанных шедевров, такие как Особняк Курлиной в Самаре, здание детского клуба общества «Сетлемент» и здание посольства Сирии в Москве, памятник архитектуры - Хоудел Резиденс в Лос-Анджелесе.
Личная усадьба в Самаре одно из наиболее выдающихся произведений Зеленко, целостный естественно сложившийся ансамбль -- памятник личности великого зодчего. Это комплексное совместное произведение архитектуры самого А. Зеленко и Ф. Засухина, одного из лучших представителей самарского модерна, автора здания Пушкинского народного дома (Клуба 1905 г в Самаре).
Сегодня усадьба Зеленко под угрозой уничтожения.
1 сентября 2014 года Постановлением правительства Самарской области № 533 из списка выявленных объектов культурного наследия исключен жилой дом по адресу Самарская, 179 литеры Б, Б1, Б2, образующий вместе с известным «Домом Журналиста», единый ансамбль этой усадьбы.
Примерно в это же время, по инициативе департамента имущества дом признан аварийным.
23 июля 2015 года «Трансгруз» получает разрешение подготовить документацию по планировке территории 109-го квартала.
Все это очень похоже на последовательную расчистку квартала от памятников архитектуры для коммерческой застройки в угоду ПСК «Трансгруз», скандально известному возведением 33 этажного сооружения на месте снесенного памятника архитектуры в том же квартале.
Отношение современных жителей усадьбы к творению известного зодчего
Собственники квартир в жилом доме, расположенном во дворе Усадьбы Зеленко давно не уповают на помощь управляющих компаний. В прошлом году сделали ремонт в подъезде, забетонировали пол под теплоузлом, утеплили канализацию, покрасили фасад до второго этажа, обработали все деревянные конструкции противопожарной жидкостью, расчистили дворовую территорию от дровяных складов, оставшихся здесь еще со времен ВОВ. Есть небольшой план мероприятий на грядущий год.
Свой дом они называют «клубным домом» и по существу здесь сформировалось настоящее локальное соседское сообщество жителей, готовое взять на себя обязательство содержать свое жилье, при условии, что будет обеспечено его неприкосновенность.
Неизбежна ли зачистка старых построек при реконструкции городских территорий?
Вывод из списков и уничтожение памятников архитектуры в местах «комплексной застройки» исторического центра Самары носит системный характер, и ситуация, сложившаяся с жилым домом не единичный пример, когда в целях приведения города в порядок под крупный проект, который существует лишь на уровне концепции, «зачищается» территория от объектов культурного наследия.
В последние годы технология выживания коренных жителей Самары из исторического центра приобрела системный характер. Места расположения выведенных из списков памятников архитектуры, признанных аварийными исторических зданий и география регулярных пожаров в исторической Самаре, совпадают с расположением площадок под крупномасштабную коммерческую застройку.
Однако, в мире накоплен достаточно большой опыт противостояния процессам деградации исторических центров городов. Одним из механизмов приведения города в порядок является процесс проектирования общественных пространств с привлечением местных жителей, средств из внебюджетных источников, позволяющий максимально сохранить и объекты культурного наследия.
11 января в 15:00 в «Доме журналиста» состоялся круглый стол «Спасение памятника архитектуры «Усадьба архитектора А. Зеленко».
На круглом столе были обсуждены следующие вопросы:
-- Организация защиты прав собственников жилого дома, расположенной в Усадьбе Зеленко;
-- Лишение аккредитации экспертов, содействовавших сокращению списков памятников в Самаре;
-- Ремонт и благоустройство города силами горожан;
-- О массовых нарушениях, которые допускаются в ходе проведения экспертизы жилых домов в историческом центре Самары, для признания их аварийными.