Марафон #блогерскаяосень принёс задание: "22 сентября -всемирный день без автомобилей." У меня без автомобиля каждый день, а 22 сентября уже завтра. Может бть я и притянул тему за уши, но по крайней мере складно, тем более, что про локомобили собирался написать уже больше года, и как минимум двое меня в этом обогнали.
Слово «локомобиль» в мой словарный запас попало относительно недавно, когда собирал информацию по созданию автомобилестроительной отрасли в в Российской Империи. С сегодняшней точки зрения, мне этот бронтазавр, гибрид телеги и самовара, казался неким комичным архаизмом, недостойным упоминания. Моё представление о данном механизме чем-то походило на описание приведённое детским писателем Житковым в
в книге "Рассказы о вещах" 1939г
Мы ехали, ехали, и вдруг я закричал: - Паровоз! Паровов! Вон поезд идет! И товарный вагон!
А бабушка и дядя Опанас стали говорить:
Где, где?
Я им показал, где. Бабушка засмеялась, а дядя
Опанас сказал:
- А что ж твой поезд стоит?
А там стоял паровоз. Только у него высокая труба. А сам он очень маленький. А вагон очень большой. Прямо как дом. Дядя Опанас тоже стал смеяться.
И они стали вместе с бабушкой говорить:
- Что же он никуда не едет, твой паровоз? А потом бабушка сказала, что это молотилка. Я рассердился, что они смеются, и сказал:
Я знаю: колотилка.
Дядя Опанас еще больше стал смеяться....
Дядя Опанас сказал, что этот паровозик сам никуда не ходит. А он только молотилку крутит. И его называют не паровоз, а локомобиль.
Я сначала не мог сказать ,локомобиль, а потом мог. Потому что я всё говорил: Локомобиль, локомобиль
А вот как описывали данное устройство в книге
Игрушка - радость детей : Родителям и детям : [Сборник]. - Москва : тип. т-ва И.Д. Сытина, 1912 Паровой локомобиль
представляет собой же, только что описанный, паровой двигатель, только положенный на колеса для удобства пере- движенія. Здесь имеются те же самые приборы: свисток, водомер- ная трубка, предохранительный клапанъ и проч. называемые арматурой. Такие передвижные паровые двигатели употреблятся, главнымъ образомъ, въ сельскомъ хозяйстве. для приведенія въ движеніе различныхъ орудій: молотилокъ, плуговъ и т. и. Въ поле во время молотьбы получается масса соломы, которую почти некуда девать.Сжигая же под котломъ локомобиля эту малоценную солому, м получаем драгоценную силу. Первыми начали строить локомобили англичане вXIX столъттія, В настоящее время лучшіе локомобили строятся въ Германии, Изображенный локомобиль поставленъ, для удобства фабричного пользованія, на постоянный фундаменть.
Но я удивился, узнав что СССР Закупал эти самые локомобили, за ту самую валюту, которую сознательных (и не очень) граждан призывали сдавать. В сборнике
Москва-Берлин: политика и дипломатия Кремля, 1920-1941: сб. док. в 3 т. Т. 3. 1933-1941. - М.: Наука, 2011. я обнаружил документ:
Ориентировочный план дополнительного импортного заказа на 1934 г. по Германии для НКПС. Не позднее 13 февраля 1934 г. Т.е в 1934 г. отечественная промышленность не могла дать более 100 локомобилей, при потребности 600, и 80 штук были заказаны за границей.
Слово локомобиль имеет несколько значений (см
википедию) Я говорю о значении: «...Передвижной паровой двигатель, предназначенный для привода неподвижных сельскохозяйственных машин (молотилок, веялок, мельниц и т. д.), насосов, электрогенераторов. Некоторые конструкции обладали собственным ходом, другие были буксируемыми. Широко применялись во всех странах мира в период до появления дизельных двигателей для привода малых электрогенераторов[1] и активного развития электрических сетей. В России до 1917г СССР выпускались Людиновским локомобильным заводом, начиная с 1875 года, в 1913 году было выпущено 209 локомобилей, общей мощностью 12607 л. с.[2][3]. А также Херсонскими, Бийским и пр машиностроительными заводами. По появлении эффективных дизельных электрогенераторов и сетевого электричества быстро вышли из применения по причине крайне низкого КПД. Низкий КПД локомобилей определялся их техническим несовершенством. Локомобили имели жаротрубно-дымогарный котел паровозного типа. что ограничивало применение пара высоких параметров. ... и т.д.».
В Царской-же России их произвели в 1911г (см.
Внутреннее производство сельскохозяйственных машин и орудий в 1911 году и привоз их в Россию. - Санкт-Петербург : Типо-лит. М.П. Фроловой, 1913.) 300 штук. На той-же странице указано производство двигателей внутреннего сгорания, но об этом позже. Не могу точно сказать до какого года продолжалась эксплуатация этого оборудования, но есть
Письмо из колхоза «Красный север» Таборинского района Свердловской области депутату Верховного Совета СССР Г.К. Жукову. 15 июля 1952 г. , в котором написано: «...Константин Кузьмич, прошу Вас рассмотреть просьбу колхоза «Красный север» и если есть возможность выделить для колхоза просимую сумму для приобретения локомобиля. Депутат Верховного Совета СССР маршал Советского Союза [подпись] (Г Жуков). ГАСО. Ф. 88. On. 1. Д. 6600. Л. 97. ...». Есть так-же
Справка о состоянии механизации трудоемких работ животноводства в колхозах Свердловской области. [Сентябрь 1953 г.] , в которой сказано: «...3. Запасные части к локомобилям, моторам «Л-6» и особенно к стригальным агрегатам поступают в крайне ограниченных количествах. ...» Ниже фотография из
сборника механизация сельского хозяйства [Текст] : [Альбом фотоснимков по мат-лам павильона ВСХВ] РГБ стр 179. Текст на картинке:
В наше время локомобиль можно встретить как в музеях (на заглавной картинке подъёмная машина
из музея "Молодая Гвардия"), так и в самых неожиданных местах.
Следующий артефакт найден
на Байкале:
А с такого,
как пишут, начиналась энергетика Норильска:
Этот хранится в
музее Вадима Задорожного:
Ну и песня Вам в ленту,на заявленную тему:
Click to view
Если дочитали до конца, пишите тянет ли запись на " лондгрид"?))))