В
твиттере разразилась нелицеприятная (а какая там ещё может быть) дискуссия о «царских подшипниках». Дескать, раз докУментов от завода SKF не сохранилось, то и подшипников никаких не было.
Документов действительно мало. Но полистал то, что есть (заглавная картинка из прейскуранта завода Нотовича в Одессе за 1902г).
Далее из
справочной книги русских и иностранных промышленных предприятий за 1908г. страничка с производителями подшипников:
Итого : Атлас, Бромлей, Брянский, Вегмана, Вейхельта и т.д, всего 20-ть русских заводов, не считая иностранных.
Далее пара страниц из
Описания Механического завода Людвига Нобеля 1862-1912 .
... Для осейнаго дьла спеціальныхъ станковъ на рынкъ не было, и заводу пришлось самому разработать всъ данныя и составить тъ указанія, по коимъ и были изготовлены спеціальныя машины и автоматическіе станки, благодаря которымъ удалось обтачивать и шлифовать концы оси съ точностью до 0,5 м/м. Оси и втулки стали д'ълаться по калибру и шаблону, и каждая втулка подходить безъ пригонки къ любой оси и наоборотъ.
Однимъ изъ послъднихъ нововведеній является изготовленіе осей на шариковыхъ подшипникахъ. Оси съ шариковыми подшипниками заграницей извъстны сравнительно давно: они стали прежде всего примъняться въ велосипедномъ дъл'ь. Затъмъ употребленіе ихъ перешло и къ экипажному дълу. Однако, примъненіе шариковыхъ подшипниковъ въ Россін въ первое время дало неблагопріятные результаты, такъ какъ, изготовленные по заграничнымъ образцамъ, подшипники оказались непригодными для русскихъ мостовыхъ. Заводъ Нобеля не оставиль этой идеи безъ вниманія и, посль ряда опытовъ и основательнаго изученія всъхъ подробностей дъла, выработалъ типъ осей съ шариковыми подшипниками, которыя получили въ скоромъ времени очень широкое распространеніе. Оси для легковыхъ экипажей изготовлялись различныхъ типовъ подъ названіемъ патентованныхъ, полупатентованныхъ и проч. Заводъ изготовляль также оси для экипажей тяжелаго типа: ломового извоза, пожарныхъ обозовъ и друг. Эти оси прежде изготовлялись кустарнымъ способомъ, большей частью, мелкими кузнечными мастерами для каждаго случая особо: разумеется, ни прочностью, ни солидностью изготовленія похвастать онъ не могли. Какъ только появились оси этого типа завода Нобеля, извозопромышленники предпочли покупать, хотя и болье дорогія, но зато прочныя и легкія на ходу оси завода Нобеля. Выпускъ осей за посльднее двадцатильтіе достигъ весьма солид- ныхъ размъровъ; онъ прогрессивно росъ, начиная съ 5.600 штукъ въ 1892 году и кончая 30.800 штукъ въ 1912 году. Другими словами, за 20 льтъ производство увеличилось въ б разъ.
Кроме того, номенклатура подшипников представлена в «
Иллюстрированный прейс-курант завода земледельческих машин и орудий Акц. общ. И. В. Клейнер и К° 1913г»