"Дюнкерк". Впечатления по горячим следам.

Jul 24, 2017 23:14

Дюнкерк
(Dunkirk, 2017)




Десятый полнометраж Кристофера Нолана и один из самых ожидаемых мною фильмов этого года наконец вышел на большие экраны. Нолан как режиссёр и братья Нолан как сценаристы давно уже громко заявили о себе и с тех пор держат марку. После того, как увидел «Помни», посмотрел все его творения и каждый новый фильм жду с нетерпением. И ведь знал, что не подведёт, хоть планку он и задрал довольно высоко. Приятно, что есть режиссёры, от которых всегда ждёшь только качество и всегда его получаешь.


В каждом новом фильме Нолан берётся за «не свойственную ему тему». Интересно, какая тема для него свойственна. Он постоянно ищет, пробует новое, экспериментирует. Вот и «Дюнкерк» это по сути эксперимент. Его видение того, каким должен быть фильм о войне. Весьма специфическое видение. Нолан плевал на все каноны, шаблоны и клише и всё сделал по-своему.


Во-первых, сама история, взятая за основу при создании фильма, довольно необычна. Мы становимся свидетелями побега британцев и французов из порта Дюнкерк, что на французском побережье Ла-Манша, во время Второй Мировой войны в мае 1940 г. Бесславное, унылое бегство, казалось бы, на чём здесь строить сюжет? Однако и тут находится место для самоотверженности (персонаж Райлэнса) и героизму (персонаж Харди). Да и не воспевание чьих-то подвигов было целью. Нолан полностью сконцентрировался на том, чтобы показать самую суть войны, весь её ужас и хаос.


Во-вторых, это подача, то, как эта история рассказана. И тут Нолан был бы не Нолан, если бы не выдал какую-нибудь загогулину. Он взял три сюжетные линии разной продолжительности (первая длиной в одну неделю, вторая - один день, третья - один час), порубил их меленько в капусту, перемешал и пустил параллельно, сведя их воедино в финале. Отдельная благодарность Ли Смиту, постоянному члену съёмочной команды Нолана, за отличный монтаж всего этого винегрета.


Есть у фильма ещё несколько интересных особенностей. Нолан полностью игнорирует казалось бы незыблемые законы жанра - вы не увидите здесь океанов крови, внутренностей и оторванных конечностей. Но несмотря на это на протяжении всего фильма вы будете испытывать такой страх, отчаяние, безысходность и беспомощность, что это заставит вас вжиматься в кресло и ждать, когда же всё это уже наконец закончится. Настоящий саспенс и первобытный ужас, желание выжить любой ценой. Кроме того, за весь фильм мы так и не увидим врага в лицо. Нолан определённо поставил себе задачу нагнать жути без использования классических средств, это был для него своеобразный вызов. И он блестяще с этой задачей справился.


Мы не увидим никакой экспозиции, фильм сразу же с первых секунд погружает нас в ад войны. Отсутствуют какие-либо предыстории персонажей. Мы видим их только здесь и сейчас, и только на основе этого можем сделать о каждом из них какие-либо выводы. Не сюжетные повороты, а эмоции, впечатления и образы - вот что является основой «Дюнкерка». Вы сами становитесь непосредственным участником всего, что происходит. Эффект присутствия чуть более, чем полный.


Технически фильм, пожалуй, безупречен. Оператор Хойте Ван Хойтема проделал титаническую работу. Съёмки и на земле, и на воде, и в воздухе просто шикарны. Вслед за Тарантино, Нолан снимает «Дюнкерк» на 70-милиметровую плёнку. Кроме того, он по-прежнему противник компьютерной графики, а потому в фильме минимум графики и максимум натуральной техники и реальных декораций. Результат прекрасен: сумасшедшей красоты визуальный ряд, выполненный в холодных тонах и с суровой реалистичностью.


Актёры, среди которых как ветераны - Том Харди, Киллиан Мёрфи, Марк Райлэнс, Кеннет Брана, так и молодая поросль в лице Финна Уайтхеда, Тома Глинн-Карни, Джека Лаудена, Анайрина Барнарда, отыграли ровно то, что должны были. Никто не тянет одеяло на себя, всё строго по задумке режиссёра, и выделить кого-либо особо нельзя.
Отдельно, конечно же, стоит сказать о музыке. Ханс Циммер, ещё один человек на протяжении многих лет сотрудничающий с Ноланом, выдал как всегда замечательнейший саундтрек, который во многом сделал этот фильм. Его музыка вкупе с тиканьем часов будет на протяжении всего фильма держать вас в нешуточном напряжении. Атмосфера фильма была бы совершенно иной без музыки этого талантливого композитора.


К сожалению, фильм понравится далеко не всем, уж очень он специфичный. Думаю, любителям лёгкого, игрового кино можно смело пройти мимо. Но тем, кто любит необычные, оригинальные фильмы, я всё же крайне рекомендую на него сходить, чтобы своими глазами увидеть это и составить своё мнение. «Дюнкерк» точно этого заслуживает. Уверен, наградной сезон не обойдёт стороной этот фильм, ну а технические номинации у него уже почти в кармане.
9/10

том харди, анайрин барнард, джек лауден, квентин тарантино, хойте ван хойтема, том глинн-карни, помни, марк райленс, финн уайтхед, ли смит, дюнкерк, киллиан мёрфи, ханс циммер, кеннет брана, кристофер нолан

Previous post Next post
Up