все рестораны СНГ бывают четырёх основных типов, различие между которыми никоим образом не зависит от "кухни":
- как у в родном селе
- как у в Парыже
- как у в журнале "модерн"
- просто прикольные
первая категория совершенно не зависит от национального колорита родного села.
вне зависимости от русскости, украинскости, белорусскости и всякой прочей молдавскости (Виктор Андреевич, ага, ага), в ресторанах этой категории встречаются следующие ключевые элементы Неповторимой Атмосферы (в дальнейшем этот расхожий термин мы будем обозначать аббревиатурой НА):
- здание - отделанный сайдингом полусарай
- изнутри оббитые досками стены, на стенах -
- засушенные веночки и букетики, изготовленные руками неприхотливых киатйских тружеников
- обязательно - колесо от телеги и пара кинжалов (сабель, ятаганов, etc)
- всякая внезапная хуйня, напоминающая горячечный предсмертный бред старьёвщика - побитые громом чайники, пустые штофы и т.п.
- из бонусов возможен камин, в особо продвинутых заведениях - центрального расположения.
вторую категорию отличает обилие тёмного бархата (особенно вишнёвого), небольшие размеры столиков, неудобные стулья с выебонами на спинках и тяжёлые папки меню в обоймах синтетической кожи с золотым теснением.
третья категория - максимально нелепое сочетание стекла и нержавейки, чем нелепее - тем модернее.
четвёртая категория - комсомольско-коммунистически-идиотическая тематика, блюда с названиями типа "комсомолки на прополке подшефных полей", "страда в Нечерноземье" и всякая прочая хуйня.
всё остальное, кроме Неповторимой Атмосферы, во всех ресторанах одинаковое:
- салаты, вне зависимости от сложности названия.
- несмотря на наличие салатов, нет просто листьев салата в тарелке, нет оливкового масла "пользуйся - не хочу", нет понятия "гарниры - сколько хочешь". хотя всё это есть в ресторанчике любой гостиницы, где, кстати, обед из трёх основных блюд стоит не больше $20 - и несколько разновидностей оливкового масла, и произвольные порции гарниров и первого блюда, и дозирование по желанию основных блюд. при этом в гостиницах типа Холидей Инн уже основные блюда много вкуснее, чем в любом ресторане.
- мясо гриль. чаще всего оно немного пережарено и практически всегда - маринованное. это потому что даже при таком приготовлении мясо всё равно подванивает. даже в самых понтовых местах - помню свиные рёбрышки гриль (ага, блюдо как раз для места на воде, где средний чек за "перекусить" зашкаливает куда-то за $120) чудовищной цены и размеров (по-моему, это была не свинья, а чахоточная морская свинка какая-то), они были зажарены насквозь, и всё равно предательски воняли у тонюсеньких косточек.
- якобы "национальная кухня". все эти чахохбили и прочие суши-хачапури. всё это готовится на самом деле очень просто, это обычная повседневная еда, да ещё и адаптированная к специфике локального рынка ингредиентов, шеф-поваров и нетребовательных после полулитры на рыло потребителей, гоняющих на белых лексусах по колдобинам (сегодня как раз наблюдал такого, скачущего в пылюке, пытаясь обогнать несильную тянучку).
- фирменные блюда. в основной массе это просто откровенное наебалово. практически всегда - на скорую руку размороженное хорошо если вчерашнее, разогретое в микроволновке.
самым важным отличием ресторанов, демонстрирующим их позиционирование (сейчас-сейчас, я ещё вспомню это любимое слово), являются обыденные горячие напитки - кофе и чай.
естественно, и кофе, и чай все рестораны закупают у одних и тех же поставщиков.
естественно, расход ингредиентов во всех случаях один и тот же, отличаются только количества воды, определённые ёмкостью посуды.
готовят кофе и чай, в силу неприхотливости процесса приготовления, практически одни и те же люди.
поэтому главное различие заведений - в цене и объёме чашек.
так что это должен знать каждый:
- если чашка - обычная, одинаковая для кофе и чая, и цена первого не превышает $3 за чашку, а второго - $2 за чашку, это бюджетное заведение для среднего класса, которого не было, нет и уже не будет.
- если сосуды разные по объёму, кофейный - чашка как у вас дома, а вот для чая - всё ещё стеклянный стакан, но стоимости уже возросли, кофе - до $7, чай - до $5, - это средний класс заведения, с претензией на богемность.
- если кофейная чашка размером с напёрсток, но брендированная поставщиком кофе, а чайная - уже не стакан, но безымянная, и кофе при этом где-то до $15, а чай - до $10, это нижний порог элиты, уже имеющей возможность пиздить бюджетное, но ещё не в тех количествах, когда уже всё похрен.
- и, наконец, финал. чашечка - хороший фарфор, ёмкость - пол-напёрстка, цена трёх капель кофе в ней - до $25, а то и $30, чай - сугубо элитный (из банок в соседнем "мире чая"), $20 за чашку, а бывает и дороже. это - для беспредела. депутатов, высокопоставленных ментов и прочей сволочи, для которой не существует ни законов, ни правил, ни этики, ни порядков, ни даже понятий.
теперь о позиционировании ресторанов.
позиционирование - это вообще яд и бред.
любая ориентированная на получение прибыли структура имеет единственное возможное честное позиционирование - получать прибыль.
этого можно добиваться разными способами, но сути они не меняют - идёт ли структура путём повышения качества продукции и услуг, идёт ли путём присасывания к бюджетным кормушкам, если она получает прибыль - она живёт, если не получает - сдыхает.
ну а рестораны - это вообще отдельный случай.
в странах, где культура кухни высока, и многие рестораны начинались людьми, любящими готовить, - это один случай.
у нас всё иначе.
рестораны открывают или для тупого делания денег, или жёнам-любовницам, чтобы не донимали в свободное время.
кто-нибудь слышал о ресторане, открытом фанатичным легендарным шеф-поваром, на дивные супы которого ходят уже два поколения благодарных клиентов?
хер там.
или вброс бабла в расчёте на быстрый откат, или для забавы.
собственно, на этом вопрос ресторанной критики в СНГ считаю закрытым.