Смертность. «Недоучет» и «недоохват» в Российской Империи?

May 09, 2020 20:20

То есть прирост населения - не всегда благо? -- Нет. Понимаете, если речь идет о каких-то там геополитических целях, то Китай России не перерожать. Вообще, на мой взгляд, качество населения, его образовательный уровень, его физическое состояние гораздо важнее его численности (с) Е.М. Андреев

Когда читаешь попытки поклонников царизма сравнивать член с пальцем, сравнивая оценки АДХ с данными Министерства внутренних дел Российской Империи относительно смертности, то автоматически «недоучет» и «недоохват» у них относится только к СССР, и делается вид, что в Российской Империи ничего такого не было, забывая сказать, что даже в годовые отчеты ЗАГСов вводились поправки на недоохват, не говоря уже о последующий расчетах-пересчетах, а в данные ЦСК никто ничего не вводил. Мы уже говорили про это.
Как вы помните, относительно смертности в Российской империи есть следующие данные -- данные МВД относительно всего населения и данные Синода, относительно только православных. Чем, на мой взгляд, хороши данные Синода относительно смертности в Российской Империи? Они учитывают только православное население, таким образом, отсекается население, не попадающее под церковную регистрацию православной церкви. Дело в том, что именно регистрация смертей у православного населения относительно других хоть как то велось, в то время как были категории населения, вовсе не попадающее под регистрацию. Показательный пример: "В последних изданных подробных обзорах движения населения в европейской части России за 1909-1910 гг., например, в Петербургской губернии с 20 старообрядческими и 4 сектантскими официально зарегистрированными общинами, не показано ни одного  родившегося и умершего среди старообрядцев и сектантов. То же было в Ярославской (14 старообрядческих общин) и Курляндской (11 общин) губерниях. Крайне неполными и дефектными были также записи родившихся и умерших язычников, которые вела полиция. Так, за 44 года (1867-1910) полностью отсутствовали какие-либо сведения о родившихся и умерших в Калмыцкой степи Астраханской губернии, где (по переписи населения 1897 г.) проживало 121.880 буддистов (ламаитов)".
Что это значит, кроме того, что данные о естественном движении не были учтены? Это еще значит то, что общий коэффициент смертности занизится, т.к. население по переписи зарегистрировано и из исчисления не исключено, а значит, в исчислении коэффициента смертности, путем деления числа умерших на все население (K=M/S*1000, где K - коэффициент смертности, M - число умерших, S - число населения), тоже участвует. А значит, что смертность будет занижаться. А данные только по православным исключают из население неправославного вероисповедание, у которого учет смертности был очень плохо поставлен, т.е. из числа населения S исключается те категории, регистрация которых велась плохо.

Какая была степень охвата регистрацией населения в Российской Империи вам никто не скажет, потому что никто это не знал, да и не узнает. А вот ЦУНХУ степерь охавата регистрацией фиксировала.
Чтобы было понятно:
В СССР смертность регистрировали ЗАГСы. На территории РСФСР в 1940 г. действовало 510633 ЗАГСов (РГАЭ ф. 1562. Оп. 329. Д. 402. Л. 57).
[Spoiler (click to open)]В источнике так же говорится, что 192 из них не представили информации [?]


В Российской Империи статистика о смертности в большинстве своем была основана на данных духовенства. Православные священники предоставляли отчетность в Синод и в местные статистические комитеты, из которых она отсылалась в ЦСК, где и сводилась в итоговые таблицы. Синод параллельно формировал свою сводную статистику. По отдельным категориям учет велся полицией: c 1905 г. полиция регистрировала смерти и рождения у старообрядцев и сектантов. То есть функция регистрации смертей большинства населения лежала на Русской православной церкви. На 1913 г. население всей Российской Империи составляло то ли 173 млн. (по ЦСК МВД), то ли 166,7 млн. (по УГВИ МВД). Численность православных по отчету Синода составляла 99 млн. человек.
А теперь для сравнения, число церквей в РИ к 1914 г. составляло 77 тыс., численность белого духовенства -- 113 тыс. человек [отчет Синода], а численность сотрудников МВД  РИ -- 84 тыс. человек [Россия 1913 год Статистико-документальный справочник].



Я уже цитировал Академика Новосельского, долго возглавлявшего медико-статистическую часть УГВИ МВД Российской Империи
[Про учет]"Статистика естественного движения населения в России находится в мало удовлетворительном состоянии. Лучше всего дело поставлено в 50 губерниях Европейской России и притом среди православного населения, в Азиатской же России, особенно среди нехристианских исповеданий, статистика естественного движения населения почти отсутствует, а имеющиеся данные представляют отрывочные, крайне неполные сведения".
"Неудобство формы метрик для выборок, неподготовленность духовных лиц к производству сложных статистических работ, какими несомненно являются цифровые выборки из метрик, недостаток времени и господствующий взгляд на эти работы, как на излишнее бремя, приводить к тому, что производимые выборки всегда полны многочисленных ошибок и неточностей. Составленные духовенством ведомости доставляются затем в местные статистические комитеты, где и сводятся по городам и уездам. При крайне недостаточном личном составе этих комитетов, образованных нередко из одного секретаря, и обилии ведомостей, годовое число которых по губернии нередко превышает тысячу, естественно, что и сводки, производимые комитетами, заключают немало погрешностей и ошибок. Наконец, и окончательная сводка, производимая Центральным Статистическим Комитетом, также является далеко не безупречной. В некоторых губерниях и городах поэтому, с согласия духовного начальства, установлен порядок, по которому духовенство заносит каждый отдельный случай брака, рождения и смерти на карточки, которые затем пересылаются для обработки или в местные статистические комитеты, или же в городские статистические бюро (Петроград, Москва, Одесса) или в Земские санитарные бюро (Московская, Нижегородская губ.). Табличные данные в этих случаях духовенством уже не составляются. Конечно, эта система, в принципе вполне целесообразная, может дать хорошие результаты только при самом тщательном контроле полноты получаемых карточек; с другой стороны, полнота сведений и при этой системе достигается только постольку, поскольку полны вообще данные метрических книг".
"Церковные записи регистрируют собственно не факты рождения и смерти, а совершаемые церковные обряды (крещение, погребение). В связи с этим мертворожденные и умершие до крещения обычно не заносятся в число родившихся. Хотя в отношении мертворожденных духовенству многократно подтверждалось о необходимости их регистрировать и притом отдельно от родившихся живыми и умерших, но на практике регистрации мертворожденных в России почти не существует. В 1904 году, напр., получены отрывочные сведения из 33 губерний Европейской России, по которым в этих губерниях из общего числа 3.252.064 родившихся было 16.611 мертворожденных, т.е. 0,5%, - цифра совершенно неправдоподобная. С другой стороны, мертворожденные вероятно не попадают, по крайней мере у православных, и в числа родившихся живыми и умерших, т.к. над мертворожденными не совершается ни обряда крещения, ни церковного погребения. Что касается детей, умерших до крещения, то пропуски таковых в числе родившихся скорее всего встречаются у неправославных, чем у православных, т.к. у последних обычно, в связи с религиозными требованиями, торопятся с крещением слабых и болезненных детей, из боязни, чтобы они не умерли некрещеными".

Но хуже всего обстояло дело за пределами Европейской России.
ЦСК не просто так публиковал данные только по 50 губерниям. Потому что в остальных был плохой учет и дефектные данные.


В.Г.Яроцкій. Лекціи по теоріи статистики, читанныя студентам Императорскаго С.-Петербургскаго университета в 1897-98 ак. году. Спб. 1989. С. 119-120






В отчете губернатора Сырдарьинской области за 1909 г. имеется следующее замечание: «Данные о числе населения области и его движении имеют лишь приблизительную точность , так как у туземцев , составляющих 93,5% всего населения области, не ведется никаких метрических записей как относительно рождения , так и смертности . Организация метрической регистрации туземного населения крайне желательна и притом в возможно ближайшем будущем , так как отсутствие таковой создает много неудобств, недоразумений и прочих неблагоприятных явлений в жизни туземцев» [Алексеенко Н.В. Население дореволюционного Казахстана (численность, размещение, состав, 1870-1914 гг.).- Алма- Ата, 1981. С. 44, 45]
Обзор Сыр-Дарьинской области за 1906 г. Прил. к отчету воен. губернатора. - Ташкент : Тип. при канцелярии Туркест. Генерал-губернатора; Областной статистический комитет, 1907. C.3


Обзор Сыр-Дарьинской области за 1904 г. Прил. к отчету воен. губернатора. - Ташкент : Тип. при канцелярии Туркест. Генерал-губернатора; Областной статистический комитет, 1906. C.4,5,6,8








И за десятилетия ситуация не менялась никак.
Обзор Сыр-Дарьинской области за 1913 г. Прил. к отчету воен. губернатора. - Ташкент : Тип. при канцелярии Туркест. Генерал-губернатора; Областной статистический комитет, 1916. C.5


А вот что писал Константин Пален (19 марта 1908 года на него была возложена Высочайшим указом сенаторская ревизия Туркестанского края.)
Отчет по ревизіи Туркестанскаго края, произведенной по Высочайшему повелѣнію сенатором К.К. Паленом: Горное дѣло. Городское управленіе. Краевое управленіе. Сенатская тип., 1910. С. 309:

"Поэтому, напримѣръ, свѣдѣнія о движеніи населенія, о числѣ браковъ, родившихся и умершихъ, о распредѣленіи его по народностямъ и вѣроисповѣданіямъ,обираемыя ежегодно черезъ уѣздную администрацію, до очевидности невѣрны, такъ какъ у туземцевъ не ведется никакихъ метрическихъ записей, а возложенныя на волостныхъ управителей, по ст. 99 Турк. Пол., обязанности по веденію подворныхъ списковъ съ показаніемъ прибыли и убыли населенія обыкновенно не исполняются".

К.Пален также писал : «...у мусульманского населения не ведется правильных метрических записей о рождаемости и смертности».

А, например, в 1898 г . у мусульман Семиреченской области были введены метрические книги , но велись они очень неудовлетворительно. Военный губернатор Семиречья отмечал в 1901 г . : «Метрические книги ведутся не всеми аульными старшинами, а теми же, которые ведутся, судя по незначительности записей, в книги вносятся далеко не все случаи рождений, браков и смерти». [Кронгардт Г.К. Население Кыргызстана во второй половине XIX-начале XX в. /формирование, состав, взаимосвязи и взаимоотношения этносов. - Бишкек, 1997. - С. 53]

смертность, РКМП

Previous post Next post
Up