Про литературку

Oct 10, 2020 17:01

Девятнадцатый век. Поэт в России больше, чем поэт. Литература гражданственна. Выхода очередного "Современника" (как и других журналов) или очередного тома Достоевского или Толстого читающая публика ожидает, как нового откровения. Что они скажут нам об обществе, в котором мы живем? Каким путем нужно идти? Что изменить, ведь явно же что-то не так? ( Read more... )

про книжки, информационная среда, искусство

Leave a comment

Comments 110

razorbck October 10 2020, 15:48:35 UTC
Ну кто станет в худлите сегодня искать какую-то общественную мысль, воспринимать худлит как плод осмысления писателем общества и выуживать оттуда новые идеи, новые смыслы?
Ну ваши читатели, например. Мало их? А у писателей 19 века много было что ли, при 5% грамотного населения? Тут другая беда - тогда писателей было мало и все эти немногочисленные читатели читали одно и то же. Соответственно писатели могли дискурс задавать. Сейчас же все читают разное и, соответственно, влияние писателей на общество минимально. И с этим ничего не поделаешь даже если бы читатели были такими же, как 100 лет назад. Вот и оказывается, что «из всех искусств важнейшим для нас является кино». Чисто потому, что снимать его дорого и фильмов не так уж и много, а блокбастеры смотрят почти все.

Reply

proseka199 October 10 2020, 15:58:33 UTC
>Тут другая беда - тогда писателей было мало и все эти немногочисленные читатели читали одно и то же. Соответственно писатели могли дискурс задавать. Сейчас же все читают разное и, соответственно, их влияние на общество минимально.

Это да.
И "всенародно любимых" фильмов, как в СССР, сейчас в принципе не может быть по той же причине. Нет того самого НАРОДА.
Это в СССР был один централизованный телевизор с 2-мя каналами. Можно было разве что только ничего не смотреть, а коли смотреть, то смотреть будешь одно и то же со всеми.
И в других странах в общем было то же. До изобретения видеомагнитофонов.

...А теперь я, к примеру, ТВ вообще не смотрю, и очень давно. Смотрю YouTube - но только то, что близко мне. Как и остальные...

Reply

(The comment has been removed)

proseka199 October 10 2020, 16:57:06 UTC
>Вы забыли четвёртый канал, "образование" плюс 1-2 местных (в Москве ловился Ленинград), итого 5.

Четвертый канал появился только в перестройку.
Ну да, Ленинградский канал был. А в Баку - азербайджанский. Но для большинства ценность этих каналов была только в трансляции тех или иных фильмов - дополнительно к центральным.

А общей культуры теперь нет, да.

>в военных фильмах партизаны курят сигареты

Комментарии к советским фильмам, где ахают по поводу сигарет и выпивки в кадре, меня просто БЕСЯТ. Дегенераты какие-то. Как можно применять к тогдашним людям сегодняшние критерии????

Reply


dmitrymeister October 10 2020, 16:12:43 UTC
Поэт в России больше не поэт.

Reply


ivanko1969 October 10 2020, 16:13:02 UTC
Уф-ф! Думал я один такой дурак - не понимаю поэтов серебряного века)) Почитав биографию Цветаевой, испытал непреодолимое желание придушить её своими собственными руками (прости Господи!).
Спасибо вам за трезвые мысли! Они очень востребованы даже сейчас, когда читающих и понимающих прочитанное становится всё меньше.
В конце статьи поймал себя на мысли, что сказанное вами уже не раз звучало в печати. Вот этот абзац:
"Интуитивный художественный метод познания мира окончательно отправлен на свалку. УчОные объяснят нам все. Самое лучшее, чтобы тебя услышали - это напыжиться, минут пять перечислять свои научные звания, а потом излагать, обрушивая на голову слушателя/читателя массу мелких подробностей (взять их можно хоть из википедии, их везде полно), которых читатель знать в принципе не может, ибо память человека - не энциклопедия и не помойка. Эти подробности вызывают почтительную дрожь у воспринимающих, ибо "надо же, как много он знает!" "Настоящий УчОный". Ни в коем случае не намекаю на плагиат (уж лучше эту мысль повторять всякий раз ( ... )

Reply

proseka199 October 10 2020, 16:26:23 UTC
Да, лучше не скажешь.
Все эти Солженицыны, Резуны, Сванидзы, Фоменки и прочие делали так раньше и делают теперь: вываливали на головы читателям тонны таких вот "знаний".
На обывателя (типа "образованного", в какового поголовно превратился средний активный житель позднего СССР) действовало безотказно. (Необразованные, понятно, никуда не лезли, ни на что не влияли и им на это на всё было наплевать.)

И, конечно, Л. Н. Гумилев. Читаешь какую-нибудь книгу "Этногенез и биосфера Земли" - ешкин кот, надо же! И про Русь знает, и про хуннов знает, и про Индию, и про Африку, и даже про ацтеков!!!.... Ему палец в рот не клади.
Правда, историки обычно говорили иное. "Прикольно пишет! Интересно! Но вот тут вот (дальше следует сфера специализации этого историка) - фигня, полная фигня! А так - прикольно, зашибись!"

:-))))))

Reply

proseka199 October 10 2020, 16:38:16 UTC
Помнится, как в начале 2000-х гг. ко мне пристал один "карамурзист" (который потом стал патентованным антисоветчиком): ты, мол, столько о классической музыке знаешь, почему бы книгу не написать ( ... )

Reply

__gastrit October 10 2020, 16:53:11 UTC
Кстати, а биографии Берлиоза всё ещё пишут строго повдоль его собственных мемуаров - или уже что-то более критически оценивающее объект попадается?

> Дробышевский и Соколов не дадут соврать

Дробышевский, помнится, недавно сам в скандал по своей "популяризаторской" деятельности угодил.

С уважением,
Гастрит

Reply


pavelvar October 10 2020, 16:24:33 UTC
Отлично!

Reply


rosen12 October 10 2020, 17:27:09 UTC
Достоевский, Толстой, Чехов стали одной из главных причин по которым Германия в 20 веке дважды за тридцать лет ввязывалась в войну сначала с Российской империей, а затем и СССР, поскольку персонажи этих авторов полностью подтверждали созданную ещё в конце 19 - начале 20 века греманскую теорию о русских как унтерменшах.

К 1941 к этой тройке добавился и "советский писатель" Зощенко произведения которого Геббельс изучал с карандашом в руках о чём неоднакратно сообщал на страницах своего личного дневника в первой половине 1941 http://istor-vestnik.org.ua/147/

Ну и кроме того Достоевский систематически в целой серии своих романов поливал грязью созданный Н. Г. Чернышевским в романе "Что делать?" образ русского коммунистического сверхчеловека Рахметова http://istor-vestnik.org.ua/9276/

Reply

proseka199 October 10 2020, 19:50:19 UTC
Я думаю, что ТАКУЮ роль указанные авторы все же не играли. Хотя со стороны подобная идея кажется соблазнительной.

Reply

rosen12 October 11 2020, 06:18:47 UTC
Платон Каратаев - идеальный русский русский солдат для германского генштаба, как впрочем и для генштабов многих других стран.

Reply

elementarytroll October 12 2020, 08:53:20 UTC
Ну вообще то Германия оба раза ввязывалась в войну сначала с европейскими странами.

Ну и для настоящего национал-социалиста всякий кто не немец - унтерменш.

Reply


Leave a comment

Up