Это очень важная тема, хотя предполагаю, что она не вызовет большого интереса. Потому что она фундаментальная и касается общих принципов, а не злобы сегодняшнего дня. Вернее, не только злобы дня
( Read more... )
Недавно мне пытались доказать, что Толкин - "не расист". Была довольно забавная дискуссия, где мой оппонент ссылался на книгу, специально написанную с целью отмыть Толкина от расизма. Хотя в его книгах все очень однозначно в этом плане.
Понимаете, по их мнению, в этих разрушениях виноват Путин лично. Там же нет подписи о том, что это укры бомбили. Создается впечатление "вот посмотрите на ужасы войны, которую развязал Путин".
Да собственно, укропропаганда же тоже на это напирает: якобы террористы сами себя обстреливают российским оружием, разрушают собственные города. Их тоже иногда стоит читать, хотя бы в качестве цирка (хотя когда хорошо знакомые люди начинают такое нести - это уже трагедия).
Всё правильно у вас написано про массовое сознание и образы, но вот откуда взялось, что это "достижение" последних 60 лет? Разве раньше в массовом сознании было иначе? Это как раз середина 20 века скорее исключение. А что классике-то? Робин Гуд и доблестный рыцарь Айвенго против злого самозванца, настоящий король Ричард решает все проблемы. Четверка мушкетеров против кардинала. Народу по-другому сложно и непонятно. Да и в политике - декабристы царя поменять хотели и не на массы делали ставку.
Раньше вообще речь не шла о действиях на уровне государства, о межгосударственных войнах; разве мушкетеры решают проблемы добра и зла? Они решают частные личные проблемы свои и королевы с королем. То же с Айвенго - там его частная проблема, а не общая. Вообще допустимо, конечно, называть народные движения прошлого по именам их вождей - Пугачева, Разина или Мюнцера. Но мы при этом же не считаем, что Пугачев там лично в одиночку действовал.
Мы - не считаем, а современники их вполне считали. Представления о роли личности в истории как раз плавно снижались с начала Нового Времени и до середины двадцатого века. Сейчас они снова начали расти, но до средневекового уровня ещё тьфу-тьфу не доползли.
Эволюция толерантности. Из вполне нормальной мысли о том, что нельзя клеймить народ/класс/соцгруппу, и стричь их под одну гребенку, произрастает логическая цепочка. Если "они там" неодинаковые, значит, и среди них есть хорошие люди. Хоть среди немцев-1941, хоть среди французов-1812, (хоть любой другой близкий Вам пример). И если "мы" с кем-то воюем/враждуем, то не с целым народом/классом/группой, а только с "плохими" из них. Дальше просто: эти - вообще за нас, те - обмануты пропагандой, вон тех - заставили, еще одни - воюют ради благородной цели, итд. И множество тех, кто точно "плохой" (без оправданий) - сужается. В предельном случае - до одного человека. В менее предельных - воюем с "хунтой", "террористами", "карателями", "боевиками", "тонтон-макутами", итд.
Comments 48
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Так почему тогда плохо бомбить этих извергов и алкашей?
Почему немцы не радуются, а ужасаются?
Reply
Там же нет подписи о том, что это укры бомбили.
Создается впечатление "вот посмотрите на ужасы войны, которую развязал Путин".
Да собственно, укропропаганда же тоже на это напирает: якобы террористы сами себя обстреливают российским оружием, разрушают собственные города. Их тоже иногда стоит читать, хотя бы в качестве цирка (хотя когда хорошо знакомые люди начинают такое нести - это уже трагедия).
Reply
Reply
Вообще допустимо, конечно, называть народные движения прошлого по именам их вождей - Пугачева, Разина или Мюнцера. Но мы при этом же не считаем, что Пугачев там лично в одиночку действовал.
Reply
Представления о роли личности в истории как раз плавно снижались с начала Нового Времени и до середины двадцатого века.
Сейчас они снова начали расти, но до средневекового уровня ещё тьфу-тьфу не доползли.
Reply
Из вполне нормальной мысли о том, что нельзя клеймить народ/класс/соцгруппу, и стричь их под одну гребенку, произрастает логическая цепочка. Если "они там" неодинаковые, значит, и среди них есть хорошие люди. Хоть среди немцев-1941, хоть среди французов-1812, (хоть любой другой близкий Вам пример). И если "мы" с кем-то воюем/враждуем, то не с целым народом/классом/группой, а только с "плохими" из них. Дальше просто: эти - вообще за нас, те - обмануты пропагандой, вон тех - заставили, еще одни - воюют ради благородной цели, итд. И множество тех, кто точно "плохой" (без оправданий) - сужается. В предельном случае - до одного человека. В менее предельных - воюем с "хунтой", "террористами", "карателями", "боевиками", "тонтон-макутами", итд.
Reply
Reply
Leave a comment