Фантастика, наука и светлое будущее.

Jul 04, 2013 22:07

Главное, за что я люблю фантастику - то, что она пытается ответить на вопрос "что же дальше-то со всеми нами будет". И не в индивидуальном порядке, а  в общественном. К чему наше общество в итоге придет. Может быть, это вообще главное, для чего этот жанр существует ( Read more... )

про книжки, мир будущего

Leave a comment

Comments 32

seerozha July 4 2013, 20:26:12 UTC
> Да, если что, я лично верю, что у человечества есть шанс.

Шанс на что ?

На перспективу развития ? Так тут и Николай Николаевич провидец.

На сохранение вида ? Так тут и Константин Лопушанский фантаст.

Reply


sshamil July 4 2013, 20:47:07 UTC
// Сложнейшая проблема Светлого Будущего - как создать массово людей, способных получить кайф от всех этих научных достижений, "ценящих знание и труд", ну словом, людей Светлого Будущего. //
Оно само. В Средневековье, например, да и в каком-нить 19м веке было сложно представить человека, получающего кайф от тыканья кнопочек на айфончике - а вот поди ж ты.
Искины/роботы/итд - это да, это "бог из машины"; многим хочется такого иметь, но это к золотым рыбкам и волшебным палочкам.
С "освобожденным развитием науки, которая создаст материальную базу коммунизма" тоже не все гладко. Очень похоже, что это вариация предыдущего пункта (про робота), только вместо робота выступает целая отрасль (наука), которая сама изобретет то, что прикажет Большой Белый Человек Строитель Коммунизма ( ... )

Reply

blau_kraehe July 5 2013, 14:38:13 UTC
Нет, с развитием науки при социализме - не "вариация". И она будет развиваться не потому, что "прикажет комунист". Социализм - вопрос не психологии, а собственности, вот того самого копирайта, например, патентов, прибыли, распределения грантов, вообще финансирования, а также образования - это в том, что касается именно науки. При отмене частной собственности на средства производства отпадет также необходимость для всего общества работать только ради увеличения капитала, отсюда изменятся и задачи/финансирование науки. Кроме того, единственной целью общества станет рост благосостояния людей, поэтому наука мгновенно приобретет такое значение, которого она и близко не имеет сейчас. И вот это факт, уже проверенный исторической практикой - большевики кинулись поддерживать науку прямо сразу в 1918 году, когда еще ничего не ясно было. И не потому, что они были "хорошие", а потому, что вопрос развития для советской республики был вопросом выживания.

Reply

sshamil July 5 2013, 17:42:21 UTC
Цельная политическая позиция; достойно уважения.
Впрочем, в 1918м году, как и во время всего промежутка между мировыми войнами, наука во всем мире развивалась взрывными темпами - и у большевиков, и у фашистов, и у капиталистов. И отделить влияние большевиков от влияния исторического периода мне не видится возможным. Но существует значительная вероятность того, что Вы правы.
Думаю, здесь даже дискуссия не обязательна. Мир входит в острую фазу, и мы еще при нашей жизни сможем увидеть разные социальные модели, и сравнить их успехи в прорыве к "Светлому Будущему" (и не только, к сожалению).

Reply

ramendik July 8 2013, 12:15:42 UTC
А потом были посадки генетиков. Было "дело Промпартии". Ещё много что было. Хороша же поддержка.

Reply


alex_dragon July 4 2013, 21:57:18 UTC
Сначала социальные изменения, коренное изменение ныне существущей капиталистической системы - и вот только тогда уже освобожденное развитие науки, которая при этих условиях действительно создаст материальное изобилие, как раньше говорили, "материальную базу коммунизма" и позволит построить светлое будущее для всех.Извечная проблема: то ли утром деньги, вечером стулья, то ли утром стулья - вечером деньги. А кто это правильное общество построит, ежели строители будут мыслить теми же категориями ништяков, которыми сейчас дышат все - от последнего бомжа до олигарха ( ... )

Reply

piter239 July 4 2013, 23:29:15 UTC
>>Современные книги про светлое будущее, кстати, есть. Правда рецепта перехода к нему там, пожалуй не сыскать.

поделитесь, пожалуйста!

Из того, что встречалось мне - Розов, весь цикл "Меганезия". Начинать с новеллы "Депортация"

Reply

alex_dragon July 5 2013, 00:27:16 UTC
Андрей Константинов "Мы - Земля"
Андрей Яковлев "Дальняя связь"

Ссылки (если сами к тому времени не найдёте) смогу выложить позже.

Reply

piter239 July 5 2013, 00:36:45 UTC
спасибо!

Постараюсь найти!

Reply


bambi_simbam July 4 2013, 22:23:56 UTC
На мой вкус , единственный впечетляющий взгляд в Будущее за последние десятилетия - эпопея Дэна Симмонса "Гиперион/Эндимион".

Reply

blau_kraehe July 5 2013, 14:41:16 UTC
Гиперион, конечно, великолепен, но будущее тут, к сожалению, ни при чем - никакой предсказательной силы эта книга не несет и претензии такой не имеет, это просто сказка-сага о людях и настоящем.

Reply


piter239 July 4 2013, 23:38:41 UTC
спасибо за этот пост ( ... )

Reply

blau_kraehe July 5 2013, 04:27:02 UTC
Да, Розова-то я и не учла... Но собственно, опять та же концепция "наука нам все даст".
А что касается Меганезии, я не увидела там будущего, анархически-либеральная утопия, между прочим экономически абсурдная - поэтому я ее как-то всерьез и не воспринимаю, хотя по первому разу читать было неплохо.

Reply


Leave a comment

Up