Про услугонетоварников

Mar 21, 2020 20:54

Для тех кто не в курсе - это все относится к спорам о понятии "пролетариат". Относятся ли к пролетариату все наемные работники (как я уже однажды писала, впрочем, размер зарплаты значение имеет, и при каком-то количестве она переходит в качество, а ее получатель - в класс буржуазии). Или же к пролетариату относятся только и исключительно индустриальные (ну хорошо, еще сельскохозяйственные наемные) рабочие.

В принципе, из Маркса, можно, конечно, извлечь каким-то образом обе точки зрения - есть такие цитаты, есть эдакие цитаты (искать и приводить их здесь я не буду, думаю, их прям щас в комментах накидают те, у кого они лежат подготовленные). Судя по всему, Маркс не догадывался, что некоторые (в основном российские) его последователи будут мучиться такими вопросами, а то бы сформулировал все в одном месте и однозначно.

При чем тут услуги? Цепочка проста: если услуга (стрижка, медицинская процедура, исполненная пьеса) - не товар, то к тем, кто производит услуги, а не вот вещественные предметы, которые можно подержать в руках, вообще никакие марксистские выкладки про прибавочную стоимость и эксплуатацию не относятся, это не пролетариат, до свидания, мы пошли в другое место листовки раздавать, вы нас не интересуете.

На первый взгляд это выглядит немного нелепо, мягко говоря. Как-то очень далеко от здравого смысла.

Но здравый смысл - это обывательское понятие! Пользоваться им марксисту, как видно, нельзя. И вот начинается очень сложная казуистика.

- Помнится, лично троцкист (это не ругательство, а самоназвание!) Юрий Финкель объяснял мне, что булочка, произведенная в кафе и предназначенная к съедению тут же - это не товар, потому что ее нельзя положить в пакет и унести домой! (почему нельзя? Спросите Финкеля).
- Уборщица в цеху завода - участник производственного процесса, в результате которого получаются "вещественные вещи", и поэтому пролетариат! Уборщица ближайшей поликлиники не участник такого процесса и не пролетариат! Баба Маня с бабой Дуней, работающие на соответствующих должностях, посмотрели друг на друга с большим удивлением.
- Дальше начинаются глубинные философские изыскания на тему, что такое "предмет", что такое "вещь", что такое "стоимость" и т.д.

В принципе, ну ладно. Философия есть философия.

Но вот что мне в этом не нравится.
Не нравится мне в этом то, что "пролетариат" начинает наделяться некоими мистическими свойствами.
Вот если человек "производит вещественные предметы, которые можно подержать в руках", то этот процесс в нем внутри производит какие-то волшебные изменения, и он мистическим, таинственным образом начинает по своей психологии принципиально отличаться от презренных остальных трудящихся, которые производят услуги - ну что-нибудь там продают, разносят, пакуют, воспитывают кого-то, присматривают за кем-то, даже что-то чинят (услуга же, правильно?)

Совсем иное дело, если сказать - ну вот пролетарий, работающий в большом коллективе завода, с большей вероятностью обладает коллективной психологией, такие люди чаще всего бастуют, лучше борются за свои права, у них лучше с классовым сознанием. Это вполне возможно. Хотя этот вопрос стоило бы изучить на практике. И если дело лишь в большом коллективе, то внезапно, например, в ФРГ персонал крупных больниц тоже прекрасно бастует и обладает кое-каким классовым сознанием. Если в больнице работают больше тысячи человек - почему бы и нет?
Но по крайней мере, это серьезный аргумент, который можно рассматривать.

"Лучшее положение и лучшие условия труда" в сфере услуг - это тоже здравый аргумент, но в наше время совершенно не работающий. В сфере услуг очень низкие зарплаты. Условия труда - ну как сказать. Тоже очень сомнительно, что лучше. Наверное, кому как, есть разные люди. Например, я все-таки предпочитаю работать с пациентами, а не целый день одни и те же заготовки крутить. А кому-то наоборот последнее намного легче и проще, чем работать с больными, да еще психически сложными людьми. То есть обобщения здесь неуместны.

Но вот мистические волшебные свойства "вещественного товара", который внезапно наделяет всех, кто хоть боком участвует в его создании, классовым сознанием и вообще качеством "истинного пролетариата" - это уж извините. Это какое-то сектантство и эзотерика.
И все эти "создания стоимости", "создания товара", и рассуждения о том, что такое вообще товар и т.д. - это все интересно, может быть, на уровне схоластики. КАк рассуждения о количестве ангелов на конце иглы. Но к реальной жизни, к реальным трудящимся это не может иметь отношения. Как минимум, в составе коллектива сегодня все наемные работники (повторяю, за исключением высшего менеджерского состава, который и по своей природе, и по доходам представляет посредника или уже прямо буржуазию) - либо прямо создают прибавочную стоимость конкретному буржую, либо работают в совершенно аналогичных условиях в государственных учреждениях.

Буржуи, заметим, совершенно не парятся по таким вопросам. Им совершенно все равно, откуда получать прибыль - от ресторана, борделя, дома престарелых или, например, верфи или шахты. Лишь бы прибыль поступала.

Не парятся такими вопросами и профсоюзы. Они прекрасно работают и со сферой услуг, бастуют сегодня продавцы, упаковщики "Амазона", учителя, врачи, медсестры, диспетчеры, летчики, секьюрити, да вообще кто угодно. Даже университетские профессора.

И только некоторые российские теоретики марксизма, вроде как бы профессора Попова, витают в философских эмпиреях и сильно озабочены вопросом о том, кто у нас истинный пролетарий, а кто неистинный.

Я бы сказала, такие рассуждения не безобидны. Они наносят серьезный вред рабочему движению и превращают марксистов в клоунов в глазах окружающих.

научный коммунизм, на пальцах, теория

Previous post Next post
Up