"История служанки" - сериал

Nov 01, 2017 08:45

По совету коллективного разума посмотрела первым делом сериал "История служанки" 2017 года. Смотреть, кстати. лучше на английском, The Handmaid's Tale. Но так как в дефолтном языке я понимаю далеко не каждое слово и не хочу пропускать важные вещи, я посмотрела с субтитрами. В последних двух сериях немецких субтитров уже не было, не сделали еще, и я досмотрела с русской озвучкой (россияне, как всегда. успели первыми :) , и надо сказать, она здорово портила восприятие.



По сути, это десятисерийный фильм. Не знаю, будут ли они снимать 2-й сезон, содержание книги, собственно, уже исчерпано.

Так вот, сериал просто очень хороший. Намного лучше фильма по тому же произведению.
Он хорош, во-первых, тем, что это на редкость годная антиутопия. Она выглядит даже красивее, чем в книге - там казалось как-то неестественно все. А здесь, где объем больше, и авторы показывают некий Hintergrund, основу происходящего (например, эти милые диалоги в секте ДО переворота, как примерно они додумались до идеи "служанок") - все понятно и логично.

В какой-то рецензии упоминалось, что мол, тупая феминистка изобразила малореальный экономически и политически мир. Это полная глупость (которая часто является причиной желания попинать феминизм), потому что нет ни одной реалистичной антиутопии. Антиутопия по определению малореальна экономически и политически. И такой задачи перед автором антиутопии - "показать реалистичный мир" - не ставится. Задача - показать развитие определенных тенденций современного мира, и к чему может привести это развитие. Антиутопия - это не про будущее, это про настоящее. С этой задачей и Этвуд, и авторы сериала отлично справились.

Во-вторых, сериал хорош тем, что он про женщин и их проблемы.
А это все-таки редкость при нашем так называемом "матриархате".

В сериале рассказывается не о религиозном фундаментализме. Он только служит для оформления идеи, а реализоваться она может в общем-то на любом материале, хоть под красным знаменем при желании. Хотя, разумеется, религиозный фундаментализм здесь наиболее вероятный сценарий.

Основная же тема сериала - репродуктивное принуждение. Как говорит один из героев, когда все это планируется: "в общем, всех женщин, еще способных рожать, надо как-то собрать и заставить рожать".

И страшно даже не то, что женщин там бьют и калечат, это опять же - внешний ужастик. По-настоящему же страшно то, что женщина там - как это постоянно бывало в истории - вообще исключена из общественного процесса. Из человеческого бытия. Исключены даже такие женщины, как умная и образованная активистка данной секты, которая сама же и придумала значительную часть системы.

Причем это делается под даже вполне благовидным предлогом. Ведь там-то (в отличие от интернет-страданий за демографию) действительно "решается судьба человечества". Способность родить здорового ребенка стала редкостью. После некоей биологической катастрофы рождение ребенка превратилось в исключительное явление. Человечество перестало воспроизводиться. А эгоистки, сохранившие биологическую способность к родам, еще и хотят решать, будут ли они рожать, и от кого! Разве не логично собрать всех этих дам, не обращая внимания на их капризы, и заставить производить детей, спасая человечество?! В рамках общественной этики - да, даже вполне логично.

То есть это, как в хорошей фантастике, моделирование острого этического эксперимента. Не просто "можно ли принуждать женщин к родам" - а "можно ли принуждать женщин к родам, когда от этого реально зависит выживание страны". Мексиканская посланница ведет переговоры о покупке продуктивных женщин и говорит Джун, которой сочувствует: "в нашей стране дети вообще больше не рождаются, очень скоро она вымрет".
Джун отвечает: "моя страна уже умерла".

И это правда. Страна, в которой жила Джун, уже умерла, а дальнейшее существование Галаада Джун совершенно не интересует. Это не ее страна - это страна вот этих засранцев, которые завели все эти порядки, убивают и держат женщин в неволе. Почему Джун должно интересовать ее дальнейшее существование? Из каких соображений у нее должен вдруг возникнуть интерес к продолжению жизни мыслящих существ на этой планете? Да пусть они сдохнут в таком случае.

Вот этого многие не могут понять. Есть некий предел, после которого сама задача продолжения жизни, защиты страны, сами "жизненно важные интересы" теряют всякий смысл. Если этот смысл теряется лишь для меньшинства - печально, плохо, неэтично, но еще не катастрофа. Но женщины - не меньшинство. Они даже некоторое большинство статистически. Исключение их из жизни общества, из бытия человеком, полное отстранение от принятия каких-либо решений - даже о своей жизни - это исключение большинства членов общества (добавим сюда низкостатусных и преследуемых по иным соображениям мужчин, плюс детей и глубоких стариков - и получим абсолютное большинство). Секта, создавшая Галаад (и единомышленники подобных сект), стремится к обществу элиты, очень узкого круга избранных, которые только и являются людьми в полном смысле слова, которые принимают решения о себе самих, своей семье, могут иметь волю и  желания. Абсолютное же большинство населения Галаада людьми вообще не являются - они управляемые куклы, одетые в униформу и действующие по системе продуманных команд.
По крайней мере, так задумана система.

Хорошо виден и механизм превращения в куклу - страх. Все время контраст между Джун в прошлом - и Джун в настоящем. В прошлом это взрослая уверенная в себе женщина, которая работает, покупает кофе, флиртует, занимается сексом, рожает ребенка, любит мужчину, развлекается, проверяет банковский счет, рассуждает о политике... ведет нормальную жизнь нормального человека.
В настоящем, в Галааде Джун похожа на ребенка. Ее называют на "ты", шпыняют, посылают туда и сюда, могут запереть, могут еще как-то наказать. На ее лице - выражение ребенка, измученного, запуганного и хорошо воспитанного. Идеал "настоящих мужчин" - слабенькая женщина-ребенок. Которую надо защищать, оберегать... и воспитывать. Последнее обычно проглатывается - но имеется в виду. Низведение женщины до уровня ребенка - любимый прием патриархата. Джун приходит к Нику за сексом, чтобы вернуть себе часть "настоящей взрослой" жизни. Добровольный секс, а не изнасилование - ритуальное или просто так - это взрослая жизнь.

Чтобы рождались дети, с женщинами надо договариваться. Иного пути нет. В хороших условиях женщины в большинстве, как правило, и сами хотят родить, и договориться с ними об этом нетрудно. Если условия изменились - надо договариваться. В крайнем случае - убеждать, но не манипулировать, потому что манипуляция - форма насилия. Это бесит очень многих мужчин: вот сволочь, у нее "ресурс" - матка. а она этот ресурс зажала и не отдает ради блага человечества. Ну или блага конкретного Васи, как этот Вася его себе представляет. Очень, ну очень хочется вернуть все к временам, когда договариваться ни с женщинами, ни с неимущими классами вообще было не нужно. Можно все - и заставить родить, и заставить отдать ребенка неизвестно кому. И все по закону.
Но фарш невозможно провернуть назад, и больше так не будет. Осознавшие себя женщины не согласятся снова стать "матками на ножках", да, их можно заставить физически - но последствия этого непредсказуемы для всех.
Героиня сериала возвращает человеческий облик себе - и окружающим. В отличие от книги, сериал оптимистичен. Хотя и страшен реалистичностью насилия: женщинам, пережившим насилие в любой форме, следует смотреть его осторожно, может травмировать. Хотя может и наоборот, помочь переработать травму.

Дописала и вспомнила, что я слоупок, и что "все приличные люди" давно посмотрели и все написали. Ну ладно, пусть будет! Может, еще "неприличные", вроде меня, посмотрят.

женский вопрос, фильмы

Previous post Next post
Up