Товар. Стоимость. Капитал.

Feb 08, 2013 23:41

Предыдущие темы: Часть 1. Материализм.
Часть 2. Исторический материализм.

Продолжаю тему очень краткого изложения теории марксизма. Конструктивная критика с исправлениями приветствуется.
Мне несколько неловко, что я занимаюсь этим так несерьезно. Но на днях мне пришлось даже прочитать лекцию, которую я назвала "Марксизм за 10 минут" - целью было объяснить коллегам, что это вообще такое, потому что никто из них никогда этого не слышал. Я сознаю недостаток собственных знаний и пытаюсь их восполнить по мере сил. Но суть - как мы увидим в следующем изложении - не в том, чтобы отдельные интеллектуалы познали марксизм до последней запятой и углубились в тончайшие научные подробности, а как раз в том, чтобы эти вещи знали и слышали очень многие, и многие владели бы основами.
Вот. Это было самооправдание.

Сегодня придется написать о неинтересных, явно не флеймогонных вещах - но что поделаешь, от них никуда не уйти.
Это то, что Маркс рассматривает в начале 1го тома "Капитала". Товар, стоимость, деньги и так далее. Собственно говоря, многое из этого позаимствовано у более раннего буржуазного политэконома Адама Смита.
В прошлый раз мы договорились, что все в истории происходит благодаря материальным причинам. И эти причины следует рассмотреть более подробно.

Итак, главная материальная сила, движущая мир - это производство. Неважно, чего - хлеба, айфонов, детей, колбасы, самолетов или даже в конце концов производство услуг. И неважно, когда - оно существовало с тех пор, как первый австралопитек выточил из камня нож.
В результате производства возникает некий продукт. И этот продукт обладает следующими свойствами:
- Во-первых, потребительной стоимостью. Короче говоря, пользой. Для чего сделан этот предмет? Если это дом - чтобы в нем жить, хлеб - чтобы есть, пальто - чтобы надевать. Продукт имеет определенную ценность для нас, потребительскую ценность, и вот ее мы назовем потребительной стоимостью, Gebrauchswert.
- Во-вторых, меновой стоимостью, Tauschwert. Это уже относится к распределению. После того, как мы эту фиговину произвели, надо, чтобы она была распределена - дошла до потребителя. Обычно это, по крайней мере, с возникновения частной собственности, происходило через обмен. Торговлю. То есть если сапожник все время шьет сапоги, ему надо обменять эти сапоги на все остальные вещи, в которых он тоже нуждается. Причем обмен происходит в определенной пропорции.
Причем если в потребительной стоимости нам важно качество вещи - едят ее или сидят на ней, то в меновой нам важно только количество. Количество сапог, который можно обменять на некое количество хлеба.
А как определяется, сколько хлеба можно обменять на, допустим, пару сапог или телевизор? А это - в общем и целом - определяется количеством труда, вложенным в предмет. Причем это труд абстрактный, измеряемый только временем. Можно сказать, что меновая стоимость - это такое выражение количества времени, затраченного на производство продукта. «Как стоимости, все товары суть лишь определенные количества застывшего рабочего времени" (Маркс).*
Понятно, что это зависит от степени автоматизации труда, стоимости сырья и даже погоды. В Средние Века какой-нибудь плащ, который надо было соткать (а до этого еще, допустим, спрясти нить), шить пару дней, был величайшей ценностью, не каждому холопу доступной (бедный Св. Мартин отдал нищему аж половину плаща!) с введением массового ткацкого и швейного производства плащ стал обыденностью, а сейчас мы вообще можем выкинуть почти новую вещь, если на ней пятно не выводится... Чем больше вложено труда - тем ценнее вещь.

Стоимость можно выражать в разных формах. Например, простая форма. Это обмен некоего предмета на другой предмет, скажем, сапог на хлеб. Всем известно, что на нашем базаре пару сапог можно выменять на 10 буханок хлеба. К примеру. Это простая форма стоимости. Тут как бы даже не совсем ясно, может быть, это вообще случайность, что соотношение именно такое, и труд здесь ни при чем. И вообще неудобно этак рассчитывать, что сколько стоит.
Есть еще развернутая форма. Это если мы запишем бесчисленное количество товаров и сравним их стоимость. Например, пара сапог = 10 буханок хлеба = 1 бутылка водки = 1 книга Кагарлицкого "Марксизм: не рекомендовано для изучения" = 1/100 айфона = 1/1000 "Лексуса"...
И наконец, есть всеобщая форма стоимости, плавно переходящая в денежную. Это когда люди договорились, что давайте, мол, возьмем уже какой-нибудь товар и будем обозначать стоимость через него, потому что с ума же сойти можно высчитывать, сколько сапог стоит "Лексус"...
Естественно, этот товар оказался деньгами - кусочками драгметаллов. Причем количество труда, вложенного в драгметаллы, было довольно высоким, так как добывать их было довольно трудно; а как потребительная стоимость драгметаллы не очень-то были и нужны, разве что на украшения.
Сейчас, конечно, золото заменили бумажками, на которых сначала хотя бы писали, сколько золота они заменяют, а потом вообще перестали, но это другая история.

Как только появляется обмен продуктами, так продукт превращается в товар. Нечто, что можно продать.

Дальше Маркс рассматривает, что с этим товаром в принципе происходит. И выводит следующую формулу обычного (докапиталистического) производства и обмена:
Товар - Деньги - Товар.
Это очень просто. Некто работает, и в результате работы производит какую-нибудь штуку, которую можно продать - то есть товар (неважно, будь то сапоги, мыло или человеческое здоровье). Продав этот товар, Некто получает деньги. Потом он идет на базар и там, соответственно, на вырученные деньги покупает себе все, что нужно и хочется - шампунь, колбасу, Библию и прочее, необходимое для жизни.
Как известно, от трудов праведных не наживешь палат каменных. Если взглянуть на описанную схему, становится ясно, почему эта пословица верна. Стоимость товара - выражение заключенного в нем человеческого труда. Можно работать до опупения - но взамен ты получишь приблизительно лишь то количество товара для собственного потребления, которое содержит примерно столько же рабочего времени, сколько ты и затратил.

Однако! В средневековой Европе были хитрые люди, которые занимались торговлей. А также разбоем, войной, грабежом, пиратством и другими гадостями. То есть этот принцип они как-то обошли и продавали товаров (например, переместив их из одного места в другое) на бОльшую сумму, чем могли бы наработать сами. В результате у них кроме роста личного потребления произошло еще и накопление сокровищ.
И вот когда этих сокровищ - отложенных в кубышку денег - оказалось достаточно, а научно-технический прогресс начал кое-что позволять, например, станки и паровую машину - как раз и возник ранний капитализм.
С деньгами произошел колоссальный метаморфоз, они превратились в капитал.
А из простого товарообмена Т-Д-Т родилась другая форма: Деньги - Товар - Деньги.

Самый простой вариант: я покупаю в Мухосранске у бабушек 10 кг клубники за, допустим, 1000 рублей (не знаю, сколько она стоит на самом деле, но это неважно), еду в Москву и продаю эти 10 кг за 2000 рублей. В итоге я обменяла 1000 рублей на 2000 рублей. Неплохо, по-моему. Это торговый капитал.
Если вообще убрать клубнику и перепродавать, допустим, валюту, это будет капитал ростовщический.
Но эти формы существовали задолго до капитализма, и по сути они являются всего лишь продуктом надувательства производителей. Мелкое жульничество, на которое все закрывают глаза.
При капиталистическом способе производства все происходит иначе. При формуле Д-Т-Д', с товаром что-то должно случиться, чтобы его можно было бы продать за бОльшие деньги.
Все правильно. Капиталист покупает товар в одном виде - а продает уже в другом, видоизмененном. Это видоизменение происходит в процессе труда, а значит, изменяется реальная стоимость товара, она растет.
Для того, чтобы это произошло, надо, чтобы кто-нибудь с этим товаром поработал. А кто же это будет делать? Для этого капиталист тратит свое первое "Д" на еще одно приобретение, покупая новый уникальный товар, а именно - рабочую силу.

Для этого нужно, чтобы вокруг было много людей, лично свободных, но не имеющих ничего - например, коровы или клочка земли, чтобы вырастить себе картошку - только собственные руки. И вот эти руки они вынуждены продавать, точнее, отдавать капиталисту в аренду на сколько-то часов в день, за что он им платит некую сумму по договоренности.
Рабочий в данном случае - не товар, а товаровладелец, если бы он сам был товаром - он был бы уже рабом, а это несколько другая ситуация. Но он именно продает рабочую силу и делает это свободно. Ну если можно назвать "свободой" возможность либо работать на фабрике 16 часов, либо помереть с голоду...

Интересно, что товар "рабочая сила" сам по себе тоже обладает потребительной стоимостью - это то, что рабочий для капиталиста производит, чем ему полезен, и меновой стоимостью - это его, собственно, зарплата.
Но эта меновая стоимость не может быть ниже обеспечения жизненных потребностей рабочего. Потому что в противном случае завтра он может на работу уже и не выйти - помрет по дороге с голоду, грубо говоря. Плюс в каждой конкретной стране эта стоимость определяется отдельно -например, в холодных странах необходимо еще потратить деньги на отопление и теплую одежду (и это не может не быть отражено в зарплате), опять же, есть исторические и культурные привычки, в одной стране рабочий должен хоть раз в неделю пропустить кружку пива, в другой - стакан водки. Это к примеру. А ведь еще есть и такой аспект, что рабочие должны как-то размножаться, и это тоже жизненный интерес как самого рабочего, так и капиталиста - завтра тоже будут нужны работники. То есть на семью и детей зарплаты тоже должно хватать. Таким образом, меновая стоимость рабочей силы определяется исходя из жизненных потребностей рабочего - хотя бы по минимуму.

Ну а каким образом рабочие превращают товар в деньги, мы рассмотрим в следующий раз.

*Меновая стоимость, при этом - НЕ цена! Это своего рода "ценность" вещи, абстрактная категория, ну а цена может формироваться при участии самых разнообразных факторов, в которых меновая стоимость - лишь один из них. Однако если, допустим, цена значительно ниже меновой стоимости, то производство становится невыгодным.
Кроме того, существует "средняя" меновая стоимость на рынке, исходящая из степени автоматизации труда "в общем". В наше время это глобальная мировая "средняя" стоимость: так, если рабочий в Мозамбике производит 2 стула за 8 часов, а в ФРГ 160 стульев за 80 часов, то меновая стоимость будет определяться производством в ФРГ, и капиталисту в Мозамбике сильно не повезло.

введение в науку о слонах

Previous post Next post
Up