А.Аверченко, Тэффи, А.Амфитеатров.

Jul 29, 2007 11:48

Довелось на досуге прочесть, (а что-то - перечесть) этих трёх писателей-современников. Современников друг другу и бурному началу русского 20 века, а не гармоничному, патриотичному и щедрому на таланты нашему, 21-му. Спешу поделиться впечатлениями которые, я уверен, станут настоящим путеводителем для каждого ищущего правды соотечественника.

Аркадий Аверченко. Полное разочарование. Автор смог бы писать фельетоны в еженедельник "Крокодил", или подписывать карикатуры Кукрыниксов, но его рассказы плоски, пошлы, несмешны и топорны. Популярность Аверченко у публики - скверное свидетельство об этой публике. Идеологически разнокалиберные товарищи могут мне возразить, что "сам" Ленин оценил позднюю аверченковскую "Тысячу ножей в спину революции" как "талантливую". Это пример ленинской усмешки. Книжка ярко и "талантливо" демонстрирует животный, до умопомрачения, антисоветизм автора, мещанской интеллигенции и тому подобных буниных. В этом смысле Ленин прав, книгу можно рекомендовать к прочтению.

Тэффи. Она же Надежда Лохвицкая, она же Бучинская. Будем снисходительны. Женщине в русской литературе тяжело, как в тайге с гитарой. Кругом исполины, трибуны, мыслители. Пока салон не откроешь - никто и не заметит. Тэффи обошлась без салона, в её рассказах присутствует мягкий юмор и неплохой язык. Первая часть сатириконской "Всемирной истории" в её изложении великолепна и просится в афоризмы. Остальное можно читать, а можно не читать. Тэффи была бы на месте в наших дамских гламурных журналах. Всех бы за пояс заткнула.

Александр Амфитеатров. Вот это читать следует обязательно. Хроника "Восьмидесятники", "Девятидесятники", "Закат старого века", "Дрогнувшая ночь" - едва ли не лучшее описание эпох в России. Описание не "идейное" или "сюжетное", а публицистически-подробное, с точной социальной, бытовой и психологической картинкой. Отличный русский язык, юмор. Амфитеатров - автор злых и остроумных фельетонов - один "на открытие памятника Гоголю в Москве" чего стоит!

Вывод: не всё так беспросветно в России начала 20-го века.

Мораль: без морали.
Up