Балет.

Feb 07, 2009 14:09

Визборовская "в области балета мы впереди планеты всей" глубже, чем представляется.

Балет не принадлежит к высокому творчеству. Это низкий жанр, основанный на посредственной (с редкими исключениями) музыке, насквозь условном изобразительном ряде и эротике; для детей, склонных к восторженности женщин и "балетоманов". Таким балет был во времена Пушкина, Петипа, Улановой - вплоть до появления Юрия Николаевича Григоровича.

Усилиями швыдкой культуры сделано многое, чтобы замылить это имя, которое многие наши соотечественники уже не знают. Он явление исключительное, нет ни одной персоны, которую можно поставить рядом. Григорович - тот, кто превратил балет в искусство.

При нём техническое совершенство танца преодолело низость и узость жанра, магия танцевального рисунка превратилась в симфонию. Это достигнуто не только новыми движениями - после которых  раздутые мировые балетмейстеры и современный танец чаще всего видятся вторичными - достигнуто невероятным усложнением профессии. Знаете ли вы, что партии Спартака, Красса и Ивана Грозного из балетов Григоровича сегодня никто не может исполнить? Что для современных танцовщиков "класс" (ежедневная тренировка) позднесоветского времени неподъёмна? Балет вернулся к себе, он (эхо ещё звучит в нескольких ведущих балеринах) перестал быть высоким искусством, каким сделали его Григорович и СССР.

Григорович создал мужской балет, ранее сводившийся к подставке для балерины. Он вырастил титанов, гениев: Мариса Лиепу, Васильева, Владимирова. Балерины, напротив, утратили сексуальность форм, с формами балет Григоровича не станцуешь (позорное явление Волочковой тому свидетельство). Лучшие имена: Семеняка, Бессмертнова, Павлова, Семизорова.

Искусству противопоказаны деньги как цель и буржуазность как заказчик, деградация случилась бы так или иначе. Совпадение в том, что гений ушёл из театра вместе с временем, обращая высоту в прах. С эстетической точки зрения одного этого достаточно, чтобы сделаться  революционером.
Up