Dec 26, 2008 08:12
Начиная с первых шагов в партии, Сталин был самым последовательным сторонником Ленина. По всем острым и спорным вопросам голос Сталина всегда принадлежал Ленину. Только раз - при первом оглашении "апрельских тезисов" Сталин колебался (но тогда против Ленина были все, кроме Коллонтай).
После смерти Ленина Сталин построил по ленинским чертежам СССР, недрогнувшей рукой. Сталин вполне усвоил ленинский метод: вычленить главное и незамедлительно сосредоточить там все наличные силы. Не обладая ленинской гибкостью и умением поставить себе на службу противников, Сталин был неутомимым практическим работником и великолепным организатором.
Действовал Сталин таким манером, за который большевиков (и самого Ленина) прозвали "костоломами": ставил точку (цель), уяснял исходный пункт, проводил прямую линию - и следовал по ней, сметая всё на своём пути. Внезапно и круто маневрировать, как непревзойдённо умел Ленин, Сталин не мог, а когда пытался, выходило неловко. Сталин не был творческим человеком.
То же самое верно в отношении противников. Когда Ленин говорил "нужно исключить из партии", "расстрелять", "они мне больше не товарищи", "иудушка и словоблуд Троцкий" - это была оценка текущего момента, не ведущая к буквальным последствиям. Для Сталина эти ленинские определения определяли действия...
Как бы то ни было, Сталин создал новую, великую страну, "по-Ленину".
Взвешивать цену следует на весах истории, а не дешёвого мещанского филистерства, взвешивать тогда, когда у общества в меру высоты его развития появится право на такую оценку, взвешивать людьми, своей личной и политической жизнью, подвигом, доказавшими силу, совершенно необходимую для того, чтобы Сталинскую эпоху взвешивать.