Aug 19, 2007 17:22
Как-то незаметно прошла важная дата русской истории. 1 июля 1857 года в городе Лондоне вышел первый лист (8 страниц) журнала или газеты - мнения расходятся - "Колокол". С девизом из Шиллера "Vivos voco" - "Зову живых", под руководством А.Герцена и Н.Огарёва. Нет мысли без слова, нет свободной мысли без свободного слова - потому значение "Колокола" и всей лондонской "Вольной русской типографии" исключительно для России. Важно и символично, что в России и только в России честь освобождения мысли принадлежит людям, выставившим своей программою "русский социализм" - минуя и превосходя либеральные идеалы Европы.
Успех и влияние "Колокола" с самого начала были огромны. Не было образованного дома в России, в котором бы не читали "Колокол" и не было ни одного русского, который, побывав в Лондоне, не посетил бы Герцена. У него побывали Тургенев, Толстой, Достоевский, Стасов, Островский, Н.Рубинштейн, Чернышевский, И.Аксаков, Кавелин, Потебня...Всё это при том, что в "Колоколе" первоначально писали только сами Герцен и Огарёв, при том, что организации по доставке и рапространению журнала в Россию не существовало ни сразу, ни потом. В России "Колокол" и само имя Герцена было запрещены.
Во многом успех "Колокола" обусловлен гением Герцена. Чернышевский писал, что "по блеску таланта в Европе нет публициста, равного Герцену". С февраля 1858 года журнал выходит дважды в месяц вместо одного, тираж достигает 3000 экземпляров. В России каждый номер проходил через десятки рук, журнал и статьи из него размножались и переписывались, доходили до крестьян, купцов и рабочих. "Колокол" внимательно читали в кабинетах власти. Письма в "Колокол" из России лились рекой.
Постепенно российские либералы осознали опасность "Колокола" для умеренного либерализма "применительно к подлости". Произошёл разрыв "Колокола" с большей частью либеральной и славянофильской общественности. Травлю Герцена в России и за границей повели "охранители". Тираж газеты падает. Но для охранителей "уже поздно". За распространение "вольных идей" взялись молодые землевольцы, всё чаще на страницах "Колокола" появляются их прокламации. В 1865-м к девизу журнала "Зову живых" добавляется "Земля и Воля". На историческую сцену выходит "Подпольная Россия".
Спустя десять лет, в июле 1867 года, выходит последний номер "Колокола". Прекращению издания способствовало множество причин, включая тяжелейшие личные обстоятельства Герцена. "Мы сказали почти всё, что имели сказать, и слова наши не прошли бесплодно", - подвёл итог Герцен. Пройдёт не так много времени, и человек, сказавший о Герцене "Он поднял знамя революции", подхватит это знамя. Соединив идею свободного слова с подпольной организацией, он сформулирует - "что делать" дальше.