Довольно показательной чертой нашего времени является скептическое отношение к учению о мытарствах. Кроме того, это учение, нередко, характеризуется как языческое: «источник романа о мытарствах - это апокрифы, испытавшие влияние языческого герметизма», - замечает известный современный апологет.
Икона, Синайский монастырь. XII в.
Отметим, что в наши дни довольно активно отрицается и учение о вечности наказания, и, собственно, учение об аде, и исповедание возможности спасения только во Христе. В этом, очевидно, проявляются характерные черты кризиса века гуманизма со свойственным ему антропоцентризмом. Человек привык к относительной свободе и декларации прав, комфорту и достатку, определенному успеху в самых разных направлениях своей деятельности, и ему крайне трудно принять мысль о возможной смене этого видимого благополучия загробными муками и страданиями.
Таким образом, начинают возрождаться, казалось бы, отвергнутые навсегда и осужденные соборно Церковью учения: о всеобщем спасении; о временности ада; что «границы между религиями не достают до небес» и т.п. Вместе с тем, отвергается учение о мытарствах.
Однако, о другом учит Святая Церковь: «Легко для Господа - в день смертный воздать человеку по делам его» (Сир.11:26-27). Заметим, что учение о мытарствах не догматизировано, но является неотъемлемой частью Священного Предания:
«Учение о мытарствах есть учение Церкви. Несомненно, что святой апостол Павел говорит о них, когда возвещает, что христианам предлежит брань с поднебесными духами злобы. Это учение находим в древнейшем церковном Предании и в церковных молитвословиях" (свт. Игнатий. Слово о смерти).
Следует сказать, что многие положения веры не догматизированы в Православии, как то - учение о сотворении мира из ничего, тварность и бессмертие человеческой души и т. д., но, при этом, эти положения являются безусловно значимыми и несомненными в Предании Церкви. Учение о мытарствах мы видим у многих отцов и учителей Церкви, образующих, таким образом, согласие по этому вопросу: свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста, прп. Макария Великого, прп. Макария Александрийского, прп. Ефрема Сирина, свт. Кирилла Александрийского, свт. Григория Двоеслова, прп. Дорофея Газского, свт. Иоанна Милостивого, прп. Феодора Студита, прп. Петра Дамаскина, прп. Симеона Столпника, прп. Иоанна Лествичника, прп. Никодима Святогорца, прп. Исихия Пресвитера, прп. Исайи Отшельника, св. Варсануфия, св. Иоанна Карпафийского, блж. Феофилакта Болгарского, прп. Феогноста и мн. др.
Святитель Феофан Затворник, как и другие отцы Церкви, так же свидетельствует об этой части Предания Церкви. Как бы видя сомнения наших современников в вопросах частной эсхатологии, святитель пишет:
«Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать».(Толкование на 118-й псалом, 80).
В русской богословской традиции многие отцы содержательно говорят о мытарствах: свт. Дмитрий Ростовский, св. Григорий Задонский, свт. Игнатий (Брянчанинов), св. прав. Иоанн Кронштадтский, св. Оптинские старцы, свт Иоанн (Максимович) и др. Свт. Игнатий, например, пишет:
«Подробное описание мытарств и порядок, в котором они следуют, одно за другим, в воздушной бездне, заимствуем из поведания преподобной Феодоры. Она, покинув на земли свое бездыханное тело, руководимая двумя святыми ангелами, начала, как мы уже видели, шествие свое по воздуху к востоку. Когда она подымалась к небу, встретили ее темные духи первого мытарства, на котором истязуются грехи человеческие словом, как то: празднословие, сквернословие, насмешки, кощунство, пение песен и других страстных гимнов, бесчинные восклицания, хохоты и тому подобное» (Слово о смерти).
Как видим, свт. Игнатий не отвергает описание мытарств блж. Феодоры, не считает этот текст неаутентичным, апокрифическим, но внимательно и детально изучает его, доводя до читателя как авторитетное свидетельство.
Этому же правилу следует и свт. Феофан:
«Пришло мне на мысль вот что Вам подсказать! Достаньте Четьи Минеи за март месяц и прочитайте там рассказ блаженной Феодоры о том, как она проходила мытарства. Он помещен в житии Василия Нового под 26 марта. Само житие старца велико. Прямо начинайте с рассказа Феодоры, а где он начинается, можете узнать по заметкам на полях... Вот этот-то рассказ я и советую Вам прочитать со вниманием. Он очень поучителен. И к самопознанию он поруководит, и паче внедрит убеждение в силе слезного покаяния и исповеди» (Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, 36).
Вышенский Затворник не только не критикует это повествование, но настоятельно рекомендует для назидательного чтения «со вниманием». Свт. Феофан, пройдя огромный и замечательный духовный путь (увенчав его 22-х летним уединением в строгом затворе), великолепно знал Предание Церкви и учение св. отцов. Многие труды он знал в рукописях, одним из первых держал в руках Синайский кодекс (обретенный на Синае Тишендорфом), во время пребывания в миссии на Востоке посещал известные обители, работал с древнейшими манускриптами. И вот какой аспект учения о мытарствах выделяет для нас Вышенский Затворник:
«На это один из многоученых вот какую еще выразил мысль: мытарства представляются чем-то страшным; ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца в продолжение земной жизни изгнаны страсти и насаждены противоположно им добродетели, тогда что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствия, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее будто друзья, а потом уж узнают, куда ее девать. Значит, очень сомнительно, чтобы душа, пока в ней остаются еще сочувствия к предметам каких-либо страстей, не постыдилась на мытарствах. Постыжение здесь в том, что душа сама бросается в ад. Но окончательное постыжение - на Страшном суде, пред лицом всевидящего Судии» (Толкование на 118-й псалом, 80).
У святителя (это очевидно) нет сомнений относительно действительности учения о мытарствах. Но, святой подвижник обращает внимание не на страхования в этих испытаниях, о чем уже свидетельствуют и другие, известные нам отцы, но на возможное прельщение рядом разворачивающихся соблазнов открывающихся, по действию бесов, проходящей частный суд душе. Как важно, поэтому, каждому изжить сочувствие к предметам страстей в своем сердце и вырвать сами корни грехов. Как важно, поэтому, знать о реальности и неизбежности мытарств и грозящих испытаниях для души "прохождения которых не миновать".
В заключение рассмотрим еще один отрывок из письма свт.Феофана к мужу умирающей сестры:
"...У отошедших скоро начинается и подвиг перехода через мытарства. Тут нужна сестре помощь. Думайте об этом, и вы услышите вопль: помоги! Вот на что надлежит нам устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю, самый действительный показатель любви вашей к усопшей будет то, если с минуты отхода души погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии и новых неожиданных нуждах. Начав так, непрестанно молитесь Богу о помощи ей, особенно в продолжении шести недель, да и далее. В сказании Феодоры - мешок, из которого ангелы брали, чтобы отделываться от злых духов, были молитвы ее старца. То же будут и ваши молитвы. Не забудьте так сделать, - вот и любовь! Поскорее и меня известите... и я тоже начну, и дети пусть так делают... А слишком горевать и убиваться - мало имеет смысла" (Собрание писем, п.159)