Некоему старцу было открыто, что в одном храме будет проповедовать демон в образе священника, и он будет говорить ложь. Старец, действительно, увидел, как на амвон всходит священник (а старцу открыто, кто он) и начинает говорить. Формально он говорит все правильно. Старец удивляется: какую же он ложь скажет? И когда тот закончил, старец подходит к этому якобы священнику и спрашивает: «Мне Бог открыл, кто ты. Скажи, какую ты говорил ложь?» «Я говорил все без Любви», - сказал демон. (Из слова преосв. Алексия, архиеп. Костромского и Галичского)
Слово преосвященнейшего Алексия, архиеп. Костромского и Галичского (+)
в Храме Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове, произнесенное по случаю престольного праздника - Собора новомучеников и исповедников Российских (7 февраля 2010 г.).
Когда наступает праздник новомучеников и исповедников Российских, для нас, русских людей, это особый праздник, который вызывает трепет и смущение, страх и вместе с тем - восторг о том, насколько замечателен Промысл Божий, избравший такое количество русских людей пострадать в годину гонений по Любви ко Христу. Один из замечательных святителей говорит о том, что праздник святого - это особое присутствие святого в храме. Я думаю, что все мы это сегодня ощутили: особое присутствие всех пострадавших в этом месте.
Я думаю, что сегодня они здесь. Самое главное, что произошло в их жизни - они встретились здесь со Христом. Когда мы говорим о Голгофе, а их на русской земле очень много, напрасно мы думаем о тех страданиях, которые испытали наши новомученики и исповедники. Ведь самое главное, что произошло - в момент испытаний они встретились с Богом, они встретились со Христом, Которого любили.
И вот сегодня неделя о Страшном Суде нам вновь и вновь напоминает о том, что человек будет истязан не за то, что он мало ходил в храм или плохо постился, но истязан будет за то, почему этот человек мало любил. Любовь... Самым замечательным качеством, что Бог дарует человеку - это Его Любовь. Но когда Бог дарует эту Любовь? Только лишь в момент испытаний, только лишь на Голгофе рождается настоящая Любовь, ибо без Голгофы невозможно полюбить по-настоящему Христа. В течение всей жизни строим мы свои отношения с Богом и не всегда удачно.
Сегодня совершается память святителя Григория Богослова. Он говорит замечательные слова, что все то, что постигается разумом и чувствами - не является реальностью. Это удивительно. Но так как же строить человеку отношения с Богом? Прочитав несколько книжечек, человек начинает строить свои отношения с Богом. А как же Бог строит отношения с человеком? Так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Святитель Филарет (Дроздов) говорит совершенно замечательные слова, которые в корне должны изменить наше отношение к испытаниям. «На кресте, - говорит он, - мы видим Любовь Отца - распинающую, Любовь Сына - распинаемую, и Любовь Духа Святого - торжествующую силою крестною». Мы верим, правда, не всегда твердо, в то, что волос с головы не упадет без воли Отца Небесного, но как удивительно: всякий раз мы хотим избавиться от любого испытания в жизни, которое с нами случается, от всех трудностей, с которыми мы встречаемся, путем устранения людей, трудных обстоятельств...
Один из новомучеников и исповедников Российских (который еще не прославлен, но многие надеятся, что он будет прославлен), говоря о человеческой свободе, утверждает так: «Свобода - это ответственность. Ответственность перед Богом». Когда в человеке появляется страх, удивительный страх, когда Божественная благодать или Сам Господь приближается к человеческому сердцу, и человек доподлинно начинает чувствовать, что все то, что постигается разумом и чувствами, что тот свет, которым он кичится, это - тьма, ему становится совершенно понятно, что он за все будет отвечать: за слово, дело, мысль; он будет отвечать за наследственность. И вот, обратите внимание, в таком случае я только являюсь относительным хозяином собственного сердца, ведь мое сердце созидалось до меня многими праотцами и отцами вплоть до Адама. И кому, как ни Богу ведать, как меня исправить.
И вот Господь посылает такие жизненные обстоятельства, которые я ни в коем случае не имею права устранить, потому что Бог меня исцеляет и дарит мне удивительные возможности приобщиться к Нему в момент самых трудных жизненных периодов. Приобщиться к Нему, чтобы Он помог в моей жизни, и, значит, от меня требуется только одно - нравственное проживание жизни. Больше - ничего! Поэтому вызывает восхищение, как люди, оказавшись в труднейших условиях, продолжали исповедовать Христа, любили Бога. И в этот трудный момент они все больше и больше начинали чувствовать свою немощь. «Да, я слаб, и только Бог в состоянии меня исправить. И я буду терпеть до конца, до смерти, обнаружив свою любовь к Нему».
Так что же такое смирение? Это не склоненная на бок головка, когда говорят: «Да, да, я грешен». А следование за Христом до конца, до смерти, боязнь потерять Его Любовь. Страх Божий - это не боязнь того, что Он может наказать, причинить боль, а боязнь, что я могу потерять Его Любовь. Я могу также потерять любовь людей, которые рядом со мной, я тоже этого должен бояться, ибо во всем нужна любовь и надо ее хранить. Ведь в основе миробытия лежит Божественная Любовь, и нам заповедано, вы только вдумайтесь, заповедано в любых ситуациях сохранять эту Любовь. Даже тогда, когда тебя ударят в правую щеку - подставь левую, не обращай внимания, сохрани Мое бытие в твоем сердце. Вот к этому мы призываемся Господом. Не нужно искать правды и справедливости. Где ж эта правда и справедливость, если мы согрешили - Христос на кресте? Она только на кресте. Следование за Христом и даже на крест - это и есть путь Христов. Кому сказано: «Вслед Меня идите»? Мы, как будто, не слышим эти слова. Я верю, я читаю... Но как только приступает какое-то жизненное обстоятельство, где мне нужно довериться Богу, обнаружить свою любовь к Нему, и вот здесь происходят, и будут происходить, удивительные события, когда Христос бьет всякого сына или дочь, которых Он принимает. Удар Божественной Любви по человеческому сердцу - и Бог задает вопрос: «Ты Меня любишь?» Еще удар: «Ты Меня так же продолжаешь любить?..»
Однажды (это было еще в первые века христианства) на городской площади собралось много народа, чтобы посмотреть на сцену истязания христианина Феодора Стратилата его гонителями. Но вдруг, почувствовав всю его правоту, они сами крестятся - восстают против гонителей. Но что же говорит в этот момент сам Феодор Стратилат? «Братья, мне ли не идти по пути, по которому прошел мой Христос Спаситель? Бог мой Иисус Христос вися на кресте удерживал Ангелов, желавших отмщения человеческому роду». Если бы Христос сошел с креста, не произошло бы спасения человеческому роду. А мы постоянно с него сходим. Мы оправдываем себя, мы ищем адвокатов, мы ищем судей, тех, которые бы утешили, успокоили, удовлетворили бы наши требования.
Представьте себе, если бы исповедники и новомученики Российские обратились бы в Гаагский суд с требованием выполнять человеческие законы или сохранять права человеческой личности, - не было бы святых. А были бы святые, если бы они удовлетворяли лишь собственные потребности? Верили в Бога, но не доверялись Ему? Опять Любовь, Любовь до конца, до смерти. И здесь вспоминается один очень интересный рассказ.
Некоему старцу было открыто, что в одном храме будет проповедовать демон в образе священника, и он будет говорить ложь. Старец, действительно, увидел, как на амвон всходит священник (а старцу открыто, кто он) и начинает говорить. Формально он говорит все правильно. Старец удивляется: какую же он ложь скажет? И когда тот закончил, старец подходит к этому якобы священнику и спрашивает: «Мне Бог открыл, кто ты. Скажи, какую ты говорил ложь?» «Я говорил все без Любви», - сказал демон.
Слово, сказанное без Любви, разрушает и говорящего и слушающего. Слово без Любви - это ложь. Вспомните, что говорил Господь о демоне, о враге рода человеческого: «Он лжец и отец лжи. Он - клеветник». На иконе Страшного Суда он постоянно лжет. Клевещет. Это не значит, что он говорит неправду. Он говорит злую правду о нас, дабы Господь изменил свой Промысл о нас, не спасая нас. Если всякое творческое деяние является продолжением человека, то в таком случае понятны слова Самого Христа Спасителя: «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мат. 24:12).
Любая общность без любви, любая: политическая, экономическая, социальная, культурная, семейная, религиозная… не имеет никакого значения, когда нет любви. Ведь в основе нашей жизни должна быть только любовь. В ком любовь пребывает, в том Бог пребывает. В ком Бог пребывает, в том и Любовь пребывает. И когда нет этой Любви, возвышайтесь, как некогда Закхей, возвышайтесь, поднимайтесь над всем существующим, над теми ложными реалиями, которыми живут люди. Нет ценности выше ценности слова Бог. И тогда вы, которые создали все без Любви, вы увидите гибель того, что вы создали.
Премудрый царь Соломон, живший в древние века (правил в 965-928 гг. до Р.Х. - Авт.), говорил в своей притче: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом…» (Прит. 30:7,8). Теперь нам понятно, что суета и ложь - это то, что не содействует человеческому спасению, созиданию, внутреннему обновлению. И мы можем лгать сами себе, занимаясь, якобы, серьезным делом. Но горе человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит. Какое же самое главное деяние? Это сердце человеческое. Это отношение с Богом. Созидание внутреннего человека.
«Двух вещей я прошу у Тебя…: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом…». Оказывается, как мало надо: ограничить волевую распущенность до границ достаточности. Великая заслуга человека - быть довольным всем. Все потребное ко спасению дано. Хлебом насущным питай меня на всякий день, да не пресыщусь я, да не впаду в нищету, не поропщу и не похулю Отца своего. Чего же он (Соломон) боялся еще в те времена, будучи вседостаточным человеком? Что он боялся потерять? Боялся потерять самого Бога. Зададимся вопросом: что мы в этой жизни боимся потерять? Достаток, благополучие... А Бога мы не боимся потерять?
Обратите внимание, дорогие мои, новомученики и исповедники Российские шли на Голгофу, дабы встретиться со Христом, отказавшись от себя, отказавшись от сродников, боясь потерять Его Любовь и желая только с Ним встретиться. Как святитель сщмч. Игнатий Богоносец пишет: «Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего...».
Когда наступает этот праздник, человек приходит в трепет: «Как мы жили? Чего мы действительно боимся? Что мы созидаем? Боимся ли мы потерять Любовь? Храним ли мы Любовь? А знаем ли мы, что такое Любовь?»
Настоящая Любовь рождается только в испытаниях, в страданиях. «В благополучии, - пишет один из современных подвижников, - не познает человек Христа». Это не значит, что мы должны от благополучия бегать. Но ограничить себя, ввести в свою жизнь христианскую добродетель, искать Христа - это наша задача. С праздником!