Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов
21.03.2016
20 марта 2016 года, в Неделю первую Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.
Говоря о православном свидетельстве среди христиан других конфессий, Патриарх Кирилл предложил не называть их еретиками. «Как только вы скажете человеку, что он - еретик, вы закрываете всякую возможность общения с ним, он перестает вас слышать и он становится вашим врагом», - сказал Патриарх. По его мнению, такая стратегия приводит к тому, что православные замыкаются в своей среде и образуют «гетто», а задача стоит иная - «бороться за каждую человеческую душу, как это делали апостолы», - приводит слова Патриарха
агентство РИА-Новости.
На недавней исторической «встрече тысячелетия» в гаванском аэропорту Патриарх Кирилл ни разу не назвал римского Понтифика еретиком. Но почему-то несмотря на это никакого миссионерского порыва не произошло. Увы. А ведь многие православные (и особенно сотрудники ОВЦС) вероятно искренне надеялись, да и наверное просто были уверены, что если Святейший Патриарх не назовет Понтифика еретиком, то такая встреча в верхах непременно станет настоящим «апостольским» свидетельством среди многих миллионов католиков и креативным миссионерским прорывом: рядовой римо-католик в результате «братской» исторической встречи Папы и Патриарха непременно сразу заинтересуется Православием и попросит принять его в лоно нашей Русской Церкви. А возможно и сам римский Понтифик в ходе этой встречи задумается о печальных плодах либеральных западноевропейских содомских «ценностей», порожденных как раз еврокатолической цивилизацией, вспомнит о церковной истории, и в результате пересмотрит некоторые заблуждения Католической церкви как в догматическом плане, так и в мировом историческом процессе. И сбудется, наконец, заветная мечта наших штатных миссионэров: Папа со всей своей много-много миллионной паствой перейдет в Православие. А это уже был бы совершенно иной геополитический расклад: «Ватикан наш»! И никакие санкции против РПЦ со стороны ЕС и Госдепа тут уже не помогли бы!
Но по неизвестным причинам призыв Святейшего Патриарха Кирилла «бороться за каждую человеческую душу, как это делали апостолы», остался почему-то без видимых миссионерских результатов: католицизм на кубинской «встрече тысячелетия» не был назван ересью, а вот уникальный миссионерский шанс, который предоставлялся в ходе встречи Русского Патриарха и Римского Папы, остался безрезультатным.
Если бы Патриарх в ходе исторической «встречи тысячелетия» отбросил всю либерально-политкорректную риторику, как это делали святые апостолы, и как мудрый врач диагностировал католицизм ересью по примеру многих православных святителей, то в результате такой духовно-пастырской терапии сильно возросла бы вероятность того, что, услышав эту горькую правду, иной римо-католик задумался бы о поиске истинной апостольской веры. А вот используя, взамен святоотеческой терминологии, терминологию политкорректную, усиленно навязываемую нам в последнее время мировым либеральным сообществом, мы тем самым не оставляем заблудшим представителям иных конфессий никакого шанса даже задуматься о поисках Пути спасения в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, которой является Церковь Православная. Ради ложных принципов либеральной политкорректности, мы скрываем от представителей инославных христианских церквей правду об истинной Церкви Христовой, в ней же есть спасение, и отказываемся, по словам самого Патриарха Кирилла, «бороться за каждую человеческую душу, как это делали апостолы». То есть озвучиваем либерально-политкорректные словеса, которые противны духу апостольского делания и которые апостолы Христовы никогда бы не одобрили.
Патриарх Кирилл в праздник Торжества Православия в той же проповеди в храме Христа Спасителя упомянул и ещё об одной «ереси»:
«Сегодня мы говорим о глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой ереси современности, последствия которой могут иметь апокалиптические события, Церковь должна направлять силу своей защиты, своего слова, своей мысли. Мы должны защищать православие».
Но как эти слова согласуются с приведенными словами Патриарха из той же проповеди: «Как только вы скажете человеку, что он - еретик, вы закрываете всякую возможность общения с ним, он перестает вас слышать и он становится вашим врагом». Ведь и т.н. «человекопоклонники» и прочие «общечеловеки», услышав, что они еретики, перестанут слышать голос Церкви и станут вмиг нашими врагами. А это уже никак не соответствует миссионерской концепции Русской Православной Церкви!
* * *
Напомним, что ещё в 2010 году митрополитом Волоколамским Иларионом был наложен мораторий на употребление слова «ересь», дабы не обидеть еретиков и выстраивать с ними хорошие экуменические взаимоотношения. По мнению митрополита Илариона этот термин является «уничижительным и оскорбительным» (
https://mospat.ru/ru/2010/11/15/news30385/).
Однако термин «ересь» не является уничижительным и оскорбительным, как утверждал владыка Иларион, а святоотеческим. Термин этот просто констатирует факт отпадения церковного сообщества от святой апостольской веры Церкви или искажения веры этим сообществом. Термин «ересь» активно используется во множестве творений святых Отцов, содержится в вероучительных книгах и посланиях Православной Церкви, в богослужебных последованиях.
Если так обращаться с богословской терминологией, освященной творениями Отцов Церкви, то следующим этапом неизбежно будет мораторий на слово «грех».
Верным способом познания воли Божией является изучение Священного Писания и Священного Предания, включающего в себя деяния церковных Соборов и суждения святых разных времен и народов. Если по какому-либо вопросу церковной жизни имеется согласное мнение святых отцов, то такое их суждение признается учением Божественным, учением Церкви.
О латинстве как ереси писали очень многие святые Отцы и подвижники благочестия. Такие святые отцы как свт. Фотий Константинопольский, свт. Марк Ефесский, свт. Григорий Палама, свт. Никодим Святогорец, прп. Феодосий Печерский, прп. Максим Грек, прп. Паисий (Величковский), свт. Игнатий (Брянчанинов), прп. Амвросий Оптинский, св. прав. Иоанн Кронштадтский обличали учение римо-католической церкви как душепагубную латинскую ересь.
Из «Окружного Послания Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви 1848 года ко всем православным христианам»
«Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборне, что сие нововводное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь и последователи его, кто бы они ни были, еретики; составляющиеся из них общества суть общества еретические и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви - беззаконие».
Подписано четырьмя Восточными Патриархами - Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским и членами их Синодов.
(Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. С. 206-207)
Сайт "Благодатный Огонь" Поддержка сайта «Благодатный Огонь»: Яндекс-Деньги: 410012614780266