- Какой у моего ребенка счет по Апгар? - такой вопрос как-то задал мне один не до конца просохший после ночных переживаний за рожавшую супругу свежеиспеченный папаша, желая показать докторше свою осведомленность и заинтересованность.
Зверским усилием подавив порыв выдать что-нибудь вроде "Кайрат-Пахтакор: адын-адын, мы ведем", я ответила. Затем в течение небольшой паузы мужик изо всех сил попытался привести мозги в сколько-нибудь рабочее состояние, наконец плюнул на это дело и честно спросил:
-Ну а... эт самое... что это значит-то?
Со словом "Апгар" немедики знакомятся, как правило, в период чьих-либо беременностей и родов. Выяснятся вдруг, что едва младенчик появится на белый свет, как тут же и получит первую в своей жизни оценку - "поапгар", а зачем она нужна и откуда взялась, неизвестно.
Врачам надо, пусть они и думают.
Но можно гордо щегольнуть перед друзьями и знакомыми:
- У моего ребенка восемь-девять по Апгар!
Или прорыдать в трубку:
- По Апгар два балла!
Сейчас-то уже многие могут понять, о чем идет речь, поскольку об этом теперь пишут в журналах для будущих мам, а прочие не захотят сознаться в невежестве.
Медики узнают про оценку по Апгар, когда начинают изучать акушерство и неонатологию (наука о новорожденном ребенке). Самые продвинутые студиозусы к концу обучения даже знают уже, что Апгар была не мужчиной ("Слушай, кто такой Абгар?!"), а женщиной, американкой, и звали ее Вирджиния.
Общеизвестное: Вирджиния Апгар придумала и ввела в практику информативную шкалу оценки состояния новорожденных буквально сразу после рождения.
И все.
Незаслуженно все. Потому что, помимо изобретенной ею шкалы, и прочих научных достижений, сама Апгар и по нынешним-то меркам была очень незаурядная дама, а уж в прошлом веке...
Как все начиналось.
"Вирджиния Апгар родилась 7 июня 1909 года в штате Нью-Джерси. Ее отец занимался торговлей и страховым бизнесом, а для души оборудовал домашнюю лабораторию, где имелся даже собственноручно изготовленный в домашних условиях телескоп. А еще он был музыкантом-любителем и часто устраивал домашние концерты. Это от него Вирджиния унаследовала два главных интереса в своей жизни : к науке и к музыке.
В1925 году Апгар поступила в Mount Holyoke College, в Милуоки (штат Массачусетс) и закончила его в 1929 году по специальности "зоология", получив степень бакалавра гуманитарных наук.
Закончив колледж, Вирджиния решила посвятить свою жизнь медицине. Первоначальным ее выбором была Гарвардская медицинская школа в Бостоне (штат Массачусетс), но от нее пришлось отказаться по единственной причине : в 1929 году в эту школу женщин еще не принимали.
Поэтому она поступила в медицинский колледж Колумбийского университета (г Нью-Йорк).
С 1933 по 1936 год она должна была проходить резидентуру по хирургии в Колумбийском пресвитерианском госпитале. После двух лет учебы, несмотря на достигнутые значительные успехи, Вирджиния поняла, что ей будет тяжело в полной мере проявить себя в преимущественно мужской области медицины - хирургии. Ее руководитель знал, что семья Апгар не богата, что Вирджиния в долгах, не замужем и должна поддерживать себя сама, поэтому посоветовал Вирджинии попробовать свои силы в анестезиологии.
Как мы видим, для американских женщин в те годы было почти немыслимо сделать карьеру в медицине. Хотя Вирджиния Апгар никогда не выступала открыто против имевших тогда место ограничениях для женщин в медицине, не просила для себя каких-либо поблажек, однако в переписке с друзьями часто высказывалась о своем разочаровании относительно различий в оплате труда между врачами мужчинами и женщинами, переживала по поводу случаев ее исключения из списка гостей на банкеты для мужчин, проходившие после научных заседаний, даже тех, на которых она была приглашенным лектором."
Однажды за столиком в кафе.
"Однажды, в первый же год работы на кафедре, она завтракала со своими студентами в кафетерии клиники, и один из них спросил ее, каким образом можно оценить состояние новорожденного на первых минутах жизни. В ходе обсуждения проблемы Вирджиния взяла листок бумаги и небрежно набросала пять или шесть наиболее важных, по её мнению, клинических признаков, по которым оценивать статус новорожденного. Тут же у нее родилась идея отразить эту оценку количественно, с помощью баллов. Она поспешила в свой кабинет и стала набрасывать заметки и свои мысли по этому поводу.
Вирджиния поставила перед собой задачу разработать шкалу, позволяющую врачу максимально быстро, буквально в течение 1 минуты, оценить статус новорожденного."
Для чего это было нужно?
"Дело в том, что раньше, до изобретения такой оценки, и доклада о ней Вирджинии Апгар на конгрессе анестезиологов в 1952 году, во время родов акушеры в большей степени акцентировали свое внимание на состоянии матери, а не на статусе новорожденных, что могло служить причиной ухудшения состояния младенцев и их последующей смерти.
Те главное - родить, и чтобы женщина осталась жива. Ну и младенец тоже, если повезет.
Ребенком после рождения занималась все та же акушерка, и лишь значительно позже появилась отдельная специальность - неонатолог, те врач, ведающий новорожденных детей.
Эта шкала спасла бесчисленное количество жизней младенцев. Метод оценки новорожденных, впоследствии названный "шкалой Апгар", получил широкое распространение и был довольно скоро включен в медицинские учебники и в программу обучения врачей.
В 1962 году Джо Баттерфилд, педиатр из Денвера (штат Колорадо), использовал буквы фамилии Апгар как акроним и создал для своих студентов мнемоническое правило:
A (appearance s. skin color) - окраска кожи;
П (pulse) - пульс;
Г (grimace s. reflexes) - рефлексы;
A (activity s. muscle activity) - мышечный тонус;
P (respiration s. breathing) - характер дыхания.
Интересно, что всего лишь два американских анестезиолога - Вирджиния Апгар и Крауфорд Лонг -удостоились чести быть увековеченными на почтовых марках США. Марка с изображением Вирджинии Апгар, входящая в серию "Великие американцы" (дизайнер Роберт Андерсон), была выпущена 24 октября 1994 года во время работы ежегодного съезда Американской академии педиатрии в Далласе (штат Техас)."
Достали нот, баса, альта, две скрипки...
"Между прочим, вышеупомянутый съезд был торжественно открыт концертом струнного квартета музыкантов, играющих на инструментах, изготовленных самой Вирджинией Апгар (виолончель, две скрипки и альт).
Об этой стороне многогранного таланта Вирджинии Апгар, пожалуй, стоит рассказать поподробнее. Вне медицины самым значительным интересом в жизни Вирджинии Апгар была музыка. Вирджиния получила хорошее музыкальное образование и прекрасно играла на виолончели и скрипке. Поэтому, несмотря на большую занятость по основной специальности, она находила всегда время, чтобы продолжать серьезно заниматься музыкой, и довольно длительно успешно играла в трех симфонических оркестрах: The Teaneck Symphony, The Amateur Music Players, Catgut Acoustical Society. Последний оркестр в дальнейшем был переименован в ее честь. Доктор Апгар постоянно имела при себе в своих многочисленных путешествиях виолончель или скрипку и часто присоединялась на концертах всего лишь на один вечер к камерным ансамблям в городах, которые она посещала.
Однажды, в 1956 году, во время традиционного предоперационного визита к своей будущей пациентке, Вирджиния познакомилась с Карлен Хутчингс, преподавателем высшей научной школы, прекрасным музыкантом и мастером по изготовлению струнных инструментов. Вирджиния познакомилась с ней как анестезиолог, не подозревая, что эта встреча подарит ей верную подругу на всю жизнь.
Как это часто бывает в общении между незаурядными личностями, беседа доктора и пациентки постепенно вышла за рамки сбора анамнеза и осмотра и превратилась в оживленный разговор двух увлеченных людей об искусстве, литературе и вообще о жизни.
Одним из научных интересов и одновременно хобби Карлен Хутчингс были изучение акустических свойств струнных инструментов и стремление разгадать тайны старинных мастеров скрипичных дел. Многочисленные эксперименты, проводимые Карлен в собственной домашней лаборатории, в конечном итоге привели к тому, что она сама научилась изготавливать скрипки высокого качества.
Карлен взяла с собой в госпиталь одну из своих лучших самодельных скрипок и попросила доктора Апгар сыграть на ней для удачи перед предстоящей операцией. Очарованная прекрасным качеством звучания инструмента, Апгар присоединилась к миссис Хутчингс в ее исследованиях и позже сама научилась у нее искусству конструирования инструментов."
Ограбление по... или скрипачи-разбойники.
"С этим увлечением Вирджинии Апгар была связана и интересная история, прекрасно иллюстрирующая фанатизм одержимых какой-либо идеей энтузиастов, описанная в «New York Times» через год после смерти Апгар.
В статье под названием «Ограбление телефонной будки» сообщалось, что в 1957 году доктор Апгар и Карлен Хутчингс «незаконно присвоили» (liberated) изогнутый кленовый стеллаж от платной телефонной будки в приемном покое Колумбийского пресвитерианского медицинского центра. Вирджиния Апгар, воспользовавшись один раз телефоном в этой будке, сразу обратила внимание на стеллаж и поняла, что именно этого материала ей как раз и не хватает для изготовления задней стенки альта, над которым она в это время работала.
Вирджиния Апгар работает над своей новой скрипкой
Поскольку Вирджиния Апгар постеснялась использовать свое влияние в клинике, чтобы получить именно этот желанный кусок кленовой доски, обе женщины разработали грандиозный план его похщения. Они нашли другой подобный кусок и принесли его в клинику для подмены части стеллажа.
Но новый фрагмент был слишком длинным и не вписывался в конструкцию стеллажа, поэтому они воспользовались дамской комнатой, чтобы укоротить деревянную плиту предусмотрительно захваченной пилой. Пока уважаемый преподаватель высшей научной школы орудовала ножовкой, всемирно известный профессор медицины, как ей казалось, инкогнито, поскольку была специально для маскировки одета в униформу клиники, стояла в холле, по ее выражению, "на стреме" и охраняла вход в дамскую комнату. При этом она объясняла привлеченным шумом медсестрам, что "только в это время приглашенный мастер-ремонтник может работать здесь".
Леди-доктор.
Апгар не была замужем, но оставалась близка со своей семьей, имела много друзей. Она коллекционировала марки, увлекалась рыбалкой и пилотированием самолетов. На рыбалку она летала в самые экзотические места - от коралловых рифов в Океании до горных речек Шотландии. Хорошую возможность для осуществления этих многочисленных хобби давали ее выдающиеся лекторские способности. Несмотря на то что она не могла медленно говорить, и была "пулеметом" по скорости речи, ее лекции всегда завораживали аудиторию. Поэтому ее приглашали читать лекции во многие страны и благодаря чему Вирджиния Апгар очень много путешествовала.
Со времен ее учебы в медицинском колледже и до положения, когда она стала всемирно известным профессором, друзья, студенты, коллеги всегда называли ее просто Джинни.
Вирджиния Апгар умерла 7 августа 1974 года в Нью-Йорке. В мемориальной речи доктор Л. Стенли Джеймс назвал доктора Апгар студенткой до последнего дня смерти: "Учеба была центральным пунктом ее жизни. Ее любознательность была чрезмерна... она никогда не была неподвижной. Это редкое качество дало возможность ей достичь успеха в жизни. Это сохранило ее молодой и энергичной. В возрасте 50 лет она не побоялась начать учиться управлению самолетом и даже хотела пролететь под мостом Джорджа Вашингтона".
Дэвид Литтл, давний приятель и долгое время близкий друг Вирджинии Апгар, сказал в своей мемориальной речи: "Анестезиология потеряла одну из наиболее выдающихся леди последних лет... Она была врачом в полном смысле этого слова, настоящим ученым, другом каждого из нас, но кроме того, она была настоящей леди"."