ТЕМА.LV: РЕЙТИНГ РИЖСКИХ ШКОЛ

May 08, 2007 14:54

ГДЕ ЛУЧШЕ УЧАТ


Как-то так получилось, что в нашей стране уже не первый год ведется список латвийских
миллионеров (и даже отдельно - миллионерш, их детей, машин и домашних животных).
А вот ранжирования общеобразовательных учреждений никто еще не учредил. Хотя нам
представляется это не менее важным.

ОЛЬГА БАЗЫЛЕВИЧ, olga.b@bb.lv
КАКИЕ ШКОЛЫ БЫВАЮТ
Латвийские общеобразовательные заведения можно разделить по нескольким параметрам. Во-первых, по языку обучения, причем это не только государственный и русский язык. Например, в Риге есть школы, в которых преподавание ведется на польском, украинском, белорусском и даже английском языке. Существуют и двухпоточные школы, которых, правда, осталось совсем немного. В Риге таких всего десять.
Во-вторых, школы делятся на государственные и частные. Основным плюсом последних их работники называют малое число учеников, благодаря чему учитель может больше внимания уделить каждому. Но при этом широко распространено мнение, что в таких учебных заведениях создаются тепличные условия, с детей меньше спрашивают, отчего страдает уровень их знаний.
В-третьих, существуют еще лицеи и гимназии. И если слово “лицей” ни к чему не обязывает - это просто элемент названия, то гимназия - совсем другое дело. Этот статус означает не только особые требования к качеству образования, но и дополнительное финансирование от Министерства образования и науки. Гимназии в нашей стране встречаются намного реже обычных школ во многом потому, что для получения этого статуса учебному заведению надо отвечать некоторым критериям. Это и определенное число учеников, и наличие более чем одной образовательной программы: то есть должны быть не только общеобразовательные классы, но и, например, физико-математические или гуманитарные. Сами гимназии, в свою очередь, делятся на государственные и “просто гимназии”. Первые - “круче”. Так, важное условие для государственных гимназий - не меньше 75 процентов выпускников должны сдать централизованные экзамены на уровне  А, B и C. Отметим, что статуса гимназии можно лишиться, если два года подряд учебное заведение не обеспечивает необходимых показателей.
Еще важно знать, что в гимназиях учатся только начиная с 7-го класса. Поступление проходит по конкурсу, то есть здесь не действует принцип микрорайона (в первую очередь в школу попадают те, кто живет поблизости). Педагоги говорят о том, что первый год в гимназии часто бывает довольно тяжелым - возрастают требования и нагрузка. Причем почти все дети приходят с разным багажом знаний, обобщить которые не так просто.
Однако далеко не всегда обычные школы проигрывают гимназиям. Довольно часто они отказываются от почетного статуса только потому, что не хотят отделять 1-6-е классы.
Зачастую выбор тех, кто ищет лучшую школу, падает на специализированные учебные заведения. Это вполне логично: если ребенку легко даются языки - к услугам родителей языковые школы (английские, немецкие, французские). Есть и школы, сильная сторона которых точные науки. Но самое интересное - в Латвии официально не существует школьной специализации! Все “титулы” - английская, математическая - народные. Однако, несомненно, многие школы уделяют повышенное внимание какому-либо предмету, имеют особую программу или возможности для внеклассный занятий.
А чтобы выяснить, насколько народная слава оправдана, стоит навестить школу лично, к тому же посмотреть успехи воспитанников этого заведения на олимпиадах (страница 20) и в рейтинге по результатам сдачи выпускных экзаменов (об этом ниже).
СТРАШНАЯ ВОЕННАЯ ТАЙНА...
Увы, чиновники от образования пока еще только размышляют о создании единого списка школ, в котором указывались бы данные по успеваемости (в этом признается директор Госагентства оценки качества общего образования Эвия Папуле на странице 22). Родители же тем временем остаются без насущной информации. Мы решили исправить это очевидное недоразумение. Тем более что на первый взгляд вся информация, необходимая для создания рейтинга школ, общедоступна...
Самым очевидным параметром для оценки качества образования кажутся результаты централизованных экзаменов (ЦЭ). Их сдают практически все ученики, и проверяются они централизованно, то есть объективно. Эти данные находятся в свободном доступе на интернет-странице Центра содержания образования и экзаменации (www.isec.gov.lv). Однако воспользоваться ими могут только специалисты - названия школ здесь заменены восьмизначными кодами.
За их расшифровкой мы обратились к специалистам Центра содержания образования и экзаменации. Но там публикацию рейтинга школ почему-то посчитали неэтичной и наотрез отказались раскрывать “военную тайну”. Тайна, между тем, оказалось не такой уж страшной, за какой-то час мы сумели разгадать коды центральных рижских школ. Собственно, при большом желании можно было бы расшифровать и все остальные учебные заведения Риги, и даже Латвии. Но чтобы ускорить процесс, мы повторно обратились в вышеупомянутую организацию...
На этот раз нам удалось дозвониться до руководителя отдела анализа и подготовки данных Астры Цируле. Каково же было наше удивление, когда оказалось, что коды школ вовсе не являются секретом. Мало того, даже родители могут запросить сведения по конкретным учебным заведениям. Надо лишь написать заявление, указав цель получения этих данных, так как результаты экзаменов сами по себе являются информацией с ограниченным доступом. Получив код, родители могут посмотреть в Интернете, как сдавали централизованные экзамены ученики той или иной школы за последние шесть лет.
Тем не менее этого недостаточно, чтобы составить представление о том, кто есть кто среди латвийских общеобразовательных заведений. На нашу робкую просьбу предоставить нам коды именно “первой десятки школ“, была дан категорический отказ: “Никаких рейтингов!”.
...И ЕЕ РАЗГАДКА
Сначала нам было совершенно непонятно, зачем весь этот ореол таинственности вокруг результатов экзаменов. Однако в ходе работы над рейтингом мы наткнулись на частную школу, в которой в прошлом году учился только один двенадцатиклассник. Получилось, что результаты всей школы - это его результаты. А это уже личная информация, разглашать которую вправе только сам ученик, если он того пожелает.
Но самое интересное - уже спустя две недели после начала переговоров с чиновниками мы случайно обнаружили, что коды школ можно получить без каких-либо бюрократических проволочек. Они находятся в свободном доступе, все в той же глобальной паутине, а именно: на сайте Министерства образования и науки в разделе “Учебные заведения”, в списке общеобразовательных школ (www.izm.gov.lv).
Там, правда, указан код из шести первых цифр, а не полный из восьми, как на сайте Центра содержания образования и экзаменации. Но и по ним можно безошибочно определить школу, так как последние две цифры никакой информации не несут.
В общем, у нас к чиновникам вопрос: и для чего тогда было разводить всю эту конспирацию?
В ЧЕМ СЛОЖНОСТЬ
Напомним, что двенадцатиклассники сдают пять централизованных экзаменов, из них только два обязательных - по латышскому языку и первому иностранному (обычно это английский язык).
Еще один экзамен, как правило, выбирает школа. (Однако некоторые учебные заведения позволяют ученикам самим решать и этот вопрос.) В школах с несколькими направлениями обучения часто обязательный школьный экзамен варьируется в зависимости от специализации. И оставшиеся два экзамена выбирает сам выпускник.
А что делать в остальных случаях?
Возьмем, к примеру, математику. Предмет, несомненно, важный. Предположим, что ее сдают в двух школах, при этом одна с сильным преподаванием математики, другая - послабее. Так как в первой математика считается очень важной, экзамен по этому предмету обязателен даже для учеников гуманитарных классов.
Во второй школе на этот экзамен отправляются только 15 человек - те, кто в своих силах уверен и свою жизнь планирует связать с цифрами. И вполне возможно, что в процентном отношении вторая школа будет смотреться даже лучше. Но это не представит картины в целом! То есть важно уяснить необходимый для ранжирования процент сдававших этот экзамен в рассматриваемой школе.
Кроме того, трудно сравнить все результаты экзаменов - есть весьма специфические предметы, например химия и биология, которые обычно сдают будущие медики. Таких может быть 4-5 человек на всю школу, а может и не оказаться совсем.
КАК МЫ СОСТАВЛЯЛИ РЕЙТИНГ
Чтобы сделать рейтинг максимально объективным, мы взяли три параметра - результаты централизованных экзаменов по латышскому и английскому языку и математике за последний, то есть 2005/2006 учебный год.
За экзамен, сданный на уровне A, мы присуждали
5 баллов, за B - 4, C - 3, D - 2, E - 1, а F - 0 баллов, так как эта оценка не является проходной при поступлении в вуз. После этого суммировали их и делили на количество сдававших. Таким образом получилось три рейтинга, по одному на каждый предмет. Для выведения общего балла мы вычислили среднее арифметическое. Школы с одинаковым количеством баллов получали одно место.
Со сложностями мы столкнулись, ранжируя школы по результатам ЦЭ по математике. Дело в том, что с 2000 по 2008 год он не является обязательным для всех учащихся.
Школ, ученики которых все без исключения сдавали математику, очень немного, в центральном районе, например, только две. Для остальных мы использовали систему, основанную на довольно смелом предположении, что математику не пошли сдавать те, кто в ней не так силен.
То есть за одного не сдававшего этот экзамен школе присуждались 2 балла, эквивалентные уровню D. Полученное количество баллов мы поделили на количество учеников и вывели рейтинг по предмету. Были и такие школы, в которых ни один ученик не сдавал математику. В таком случае школа получала 2 балла - как если бы все ее ученики получили D. Правда, вполне возможно, что эти показатели завышены, ведь есть школы, у которых рейтинг по математике ниже 2, несмотря на то, что школьники добровольно решили этот экзамен сдавать.
Верно ли предположение, что те, кто математику решил не сдавать, знает ее на уровне Е, нам уже никогда не узнать. Однако скоро такой проблемы не будет - с 2008 года он вновь станет обязательным.
Кстати, стоит отметить, что это будет совсем другой экзамен по математике. Обязательные экзамены у нас отличаются от выборочных по содержанию - обязательные рассчитаны на среднестатистического ученика, выборочные - на тех, кто силен в этом предмете. То есть в 2008 году задания по алгебре и геометрии будут предусмотрены такими, чтобы свои знания мог показать каждый.
ПЕРВЫЕ ВЫВОДЫ
Многие из школ, ежегодно занимающих высокие места в олимпиадном рейтинге, оказались и на верхушке списка, созданного нами. Безусловно, это говорит о многом. Есть, однако, и те, кто на централизованных экзаменах показал себя намного лучше, чем на олимпиадах. Например, Рижская центральная гуманитарная гимназия (теперь - средняя школа) добилась просто феноменальных показателей на экзамене по английскому языку, а в олимпиадном рейтинге оказалась лишь на 90-м (!) месте. Примечательно и то, что несмотря на бытующее в народе мнение о низком уровне образования в частных школах, они очень достойно показали себя в нашем рейтинге.
И в заключение хочется напомнить, что при выборе школы стоит руководствоваться не только ее местом в рейтинге и престижем, но и другими факторами. Например, многие из школ, оказавшихся наверху нашего списка, это школы центрального района, которые не могут похвастать просторными помещениями, уютными классами, а порой даже собственными стадионами или столовой.
Не забывайте о бытовом комфорте ребенка, ибо бытие, что бы там ни говорили, тоже определяет сознание!

статьи

Previous post Next post
Up