В прошлую пятницу, 14 октября, в приснопамятном “Музее Русской Иконы” на Гончарной состоялась лекция Ольги Андреевны "Победоносно явися днесь знамение Креста", посвящённая христианскому празднику «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня».
Лекцию вспоминаю - до сих пор, так и сяк многократно перекладывая в голове информационные кирпичики, и, время от времени дотягиваясь до тяжеленных томов на полках, чтобы кое-что освежить в памяти.
Нет - это действительно было удивительно интересно, и неподражаемо.
Потрясающий интеллект лектора и талант подобрать материал, слились с безусловным умением подать, и увлекательно изложить эту сложнейшую информацию, где в один информационный поток, струящийся “через миры и века” слились и архитектура, и элементы убранства Храма Богородицы Фаросской (Храма Богородицы маяка), и эпоха Юстина II (племянника Юстиниана Великого), и эпоха Константина Копронима, описания святынь, древностей и редкостей хранившихся в храме, переплетались с эпохой Михаила III Пьяницы (последнего императора Аморийской династии), и с описаниями Продолжателя Феофана, и с выписками Фотия Константинопольского, и с писаниями Николая Месарита (который был хранителем святынь Фаросского храма), иконография мозаик, и порядок торжественных шествий по Городу с Древом Креста, с описаниями процессий из книги «О церемониях» Константина VII Багрянородного, и, в свою очередь, повествование перетекало к последствиям ужасного 1204 года, и к Балдуину Фландрскому, и к катастрофическому разграблению и к распродажам святынь и древностей Константинополя алчными латинскими императорами, которым постоянно не хватало денег,
и, к сравнительному анализу покупательной ценности золотых монет XIII века, эпохи никейского императора Иоанна III Дуки Ватаца, и с парижской церковью Сен-Шапель, и Великой Французской революцией. В один плотный клубок переплелись история походов Андрея Боголюбского на Волжскую Булгарию, и строительство храма Покрова на Нерли, и сражения императора Мануила Комнина с Киликийской Арменией, и очень непростые и кровавые взаимоотношения с Иконийским султанатом, соприкоснулись с историей образа Владимирской Богоматери, и Силуановской иконы, и Образа Всемилостивого Спаса…
И, вот такой не просто сложный, а - сложнейший историко-философский контекст (от рассмотрения подробностей военной истории, и нюансов денежного обращения Византии, и до установления праздника, и канвы исторических событий и литературных источников, и их трактовок выдающимися богословами, и много-много чего ещё), сопровождался интереснейшим иллюстративным рядом из множества слайдов, которые накладывались на подробный рассказ о формировании иконографического канона, о его развитии в хронологической перспективе, и о его связи с художественными традициями разных эпох.
Больше всего, такой стиль ведения лекции, такая подача материала напоминает (с чем бы это сравнить) даже не мозаику, а, скорее - калейдоскоп.
Когда яркие, выпуклые, разноцветные, красивые камешки фактов, комментариев и ассоциаций складываются в сложнейшие многогранные узоры, а, стОит немного повернуть калейдоскоп, как, те же камешки выстраиваются уже в иной, но, не менее завораживающий узор, причём, части прежнего развернувшегося узора - включены в состав нового многоцветия, видимого немного под иным углом, и, одно перетекает в другое, и дальше - и дальше - и ещё - и ещё…
На самом деле, это был интереснейший, но, при этом, и очень сложный информационный поток, рассчитанный на весьма подготовленного слушателя. И, чтобы сформулировать и увлекательно подать такую бездну информации, нужно быть действительно, ОЧЕНЬ талантливым лектором.
Совсем недостаточно быть очень умным, плюс очень-очень умным, плюс ещё вот “столько” и ещё “полстолько”,
собрать эту информацию ещё совершенно недостаточно,
даже очень умный лектор, обладающий массой знаний, может эти знания выдать (увы) скучно, сонно, занудно, и уныло (к сожалению, знаем такие примеры)…
Нужно информацию ещё и уметь структурировать, и подать слушателям, причём, вот так подать, с таким напором, драйвом и энергией, чтобы двухчасовую лекцию слушали, боясь вздохнуть, и чтобы лекция пролетала на одном дыхании - “Ой, что - уже всё?? Уже конец, да?!”, то есть, это именно тот случай, когда огромные знания, сплетаются с талантом учёного, лектора, и популяризатора, как говорится «от Бога…»,
и рассказ с огнём в глазах, и без всяких “Sine ira et studio” (о, да, я тоже не могу быть равнодушным и отстранённым, когда представляю, как латиняне грабят Константинополь, и распродают его древности), заставляет слушателей снова и снова после лекции, рыться в книгах, что-то припоминая, и жадно восполняя пробелы в знаниях…
Плюс - завораживает замечательная, профессиональная речь лектора - никаких “слов-паразитов”, никакого “эканья”, “мэканья”, “даканья”, и, тому подобной шелухи и ерунды, внятные чёткие выверенные формулировки, изложенные русским языком высочайшего академического уровня, в наше время, к сожалению, это изрядная редкость…
Ольга Андреевна - вот именно такой потрясающе интересный, гениальный лектор, учёный, и популяризатор.
И, каждую её лекцию можно долго вспоминать, как произведение искусства, как редчайшую уникальную древнюю монетку, которую посчастливилось,
пусть ненадолго, подержать в руках. :)
Вот только жалко (ну очень жалко), что эту лекцию больше никто никогда не увидит, и не услышит.
Почему же?
А потому что, она НЕ записывалась…
И, весь этот потрясающий, интереснейший поток информации, останется только в головах у тех посетителей музея, кому посчастливилось выбраться на лекцию.
Груууустно…
Потому что, я бы, с удовольствием, как-нибудь, эту лекцию ещё раз бы (или два раза) пересмотрел бы,
а так, из всех многочисленных лекций Ольги Андреевны, в Интернете есть только одна-единственная - то ли двух-, то ли трёхлетней давности, по иконографии ангелов…
Ну да ладно,
не будем о грустном,
у меня-то в голове, всё равно, и эта лекция осталась (и многие другие тоже), пока не отказали остатки моей старческой руинированной памяти…
А ещё, говорят, нас в этом лекционном сезоне ожидают такие яркие и многообещающие сюжеты, как Армагеддон и Страшный суд… :)
“И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же”. (c)
А.Стругацкий,
Б.Стругацкий.
“Понедельник начинается в субботу”.