Пловдив, часть 2 - архитектурная дюжина Старого города

Jun 25, 2015 12:53

Оригинал взят у lorien22 в Пловдив, часть 2 - архитектурная дюжина Старого города
В этой части речь пойдет об уникальном Старом городе Пловдива. Я расскажу вам о двенадцати потрясающих старинных домах, построенных в совершенно особом архитектурном стиле, характерным только для этого места. Также мы увидим один из самых сохранившихся древних римских театров и еще многое многое другое.








Подходим к Старому городу. Сразу видно немного другие дома. Это вам не центральный Пловдив - http://lorien22.livejournal.com/289376.html. Там красиво, но совсем иной стиль.



И типичные для Старого города сооружения



Эти улочки очень напоминают средневековый замок Берата - http://lorien22.livejournal.com/269533.html. И церквушки тоже.



Понравился фонтан внутри церкви. Чем-то неуливо напомнил фонтан на Пьяцце дель Кампо в Сиене - http://lorien22.livejournal.com/280482.html.



Ну и наконец главная, несмотря на все остальное, аттракция Старого города Пловдива, и единственная римская часть здесь - древний театр.



Театр, построенный в начале II века в ходе правления императора Траяна, считается самой знаменательной гражданской постройкой Филиппополя. Недавное его отреставрировали, и в нем, как и в древние времена, проводятся представления. Театр имеет 28 мраморных рядов, и вмещает 6000 человек.



Если мраморных рядов не хватило - можно и на травке посидеть. Или на худой конец понаблюдать за представлением из домов, построенных на склоне)



Сразу за театром и начинаются главные исторические дома Старого города. Буду рассказывать о них в порядке увиденного (эдакая болгарская Виа Долороза Пловдив-стайл) - Дом Ламартина (№11)



Наверное самый известных из всех домов Старого Пловдива, Дом Ламартина был построен в 1829 году. На самом деле этот дом принадлежал Джорджу Мавриди, и он является одним из самых больших и симметричных домов в Старом городе. Когда великий французский поэт и политик Альфонс де Ламартин проезжал через Болгарию в 1833 году, он остановливался в этом доме всего на три дня, но был поражен как красотой здания, так и гостеприимством хозяев. В наши дни он служит центром болгарских писателей. В одной из комнат расположен небольшой музей, выставка которого посвящена Ламартину.



Дом напротив Ламартина. Тоже очень красив и симметричен, только вот гармонию пространства (как минимум мою) портит припаркованная у дома машина. Прямо руки чесались вызвать грар, блин.



Некоторые дома, слава богу, удалось запечатлеть без внешних раздражителей. Есть, кстати, тут и более современные здания, не менее атмосферные.



За современным домом - резиденция Старого города



Дом был восстановлен в 2000 году по проекту профессора архитектуры Владимира Роменски при поддержке семьи Тиберовых. Во дворе дома ресторан с грозным названием Петр I.



Со двора открываются неплохие виды на более современный Пловдив



К сожалению не все чинно даже в Старом городе. Есть тут еще что чинить и реставрировать. Но зато фотографу рай.



Ну а мы переходим к следующему зданию в красном списке - Дому Скобелева (№10).



Дом Скобелева (белый на заднем плане) был построен в 1860 году Костадином Кафланджията. Ольга Скобелева, мать генерала Михаила, известная своей благотворительностью, жила здесь после Освобождения до самой смерти. В 1997 году здесь открылась выставка известного пловдивского художника Георгия Божилова по прозвищу "Слон".



Прямо перед домом Скобелева мы видим еще одно историческое здание - старинная аптека Гиппократа (№6). Дом д-ра Сотира Антониади был построен в 1872 году. Сотир был одним из немногих, сумевших получить медицинское образование до Освобождения, и был ярким представителем греческой общины в Пловдиве (прямо напоминает истории нашей Греческой колонии в Иерусалиме - http://lorien22.livejournal.com/250302.html). Дом ассиметричен: аптека была расположена на первом этаже, а жилые комнаты - на втором. Потолки богато разрисованы розами и другими цветами. В 1981 году здесь открылся первый своего рода в Болгарии Музей аптеки.



Дальше по улице - дом другого доктора, Стояна Чумакова (№3) - одного из главных борцов за болгарскую независимую церковь. Построен в 1862-1865 годах. С архитектурной точки зрения принадлжеит популярному в те годы стилю нео-классицизма. После Освобождения наследники сдали дом королю Фердинанду, который устроил в нем свою резиденцию. Начиная с 1984 года в доме выставлена самая большая коллекция картин знаменитого болгарского художника Злату Бояджиева.



Дальше по курсу - Городская художественная галерея. В этом отделения расположена достаточно уникальная выставка икон, но это уже на любителя). Ну а теперь мы находимся на перепутье. Если до этого дома были расположены относительно по прямому маршруту, то в данном моменте у нас перекресток трех дорог.



Тут же расположен и туристический центр, чтобы незадачливый искатель вроде меня не заблудился. Прежде чем будем решать, куда пойти (ведь это самое главное в жизни - чтобы было куда пойти) - зайдем в церковь Св. Константины и Елены прямо на перекрестке.



Вы только посмотрите, как она выполнена - прямо под стать Старому городу. А сад здесь какой, вообще ачуметь.



Прямо за стеной церкви - Этнографический музей



Как по мне, так это - самый красивый дом Пловдива. Странно, но в "список двенадцати" музей не попал. Тем не менее историю его я расскажу. Дом был построен в 1847 году для богатого купца Аргира Христова Куюмджиоглу, грека по национальности. Строительством управлял Хаджи Георги из деревни Косово в Родопских горах. Дом считается главным примером уникального для Пловдива стиля барокко середины XVIII века. Особо отмечают его симметричный фасад.



После освобождения Болгарии в 1878 году Куюмджиоглу уехал в Стамбул, и до 1930 года здесь был женский интернат. Потом дом купил греческий табачный магнат Антонио Коларо, который планировал снести здание, и разбить на его территории табачную плантацию. Однако муниципалитет Пловдива, слава богу, этого не позволил и открыл в нем музей. Само здание немного напомнило мне Этографический музей в прекрасной албанской деревне Круя - http://lorien22.livejournal.com/267432.html, но пловдивский несомненно намного красивее.



Сам Пловдив, как я уже говорил, чем-то напоминает Берат, сказочный "город тысячи окон" - http://lorien22.livejournal.com/268996.html. Хотя все это может быть и потому, что до Болгарии я был именно в Албании, оттого и ассоциативное мышление. Ну а мы за всеми этими размышлизмами и ассоциатизмами вернулись пока к перекрестку трех дорог. Повернем наконец к дому Балабановых. Тем более, что в красном списке он находится под номером №1.



Дом Балабановых больше всех остальных зданий Старого города символизирует развитие симметричного пловдивского дома. Он был построен в начале XIX века, и у него было три хозяина. Сегодня дом носит название последнего владельца, Луки Балабанова. В наши дни на первом этаже здесь проходит выставка современного болгарского искусства. Интерьер второго этажа, в свое время предназначенного для гостей, теперь является образцом периода Возрождения и служит для различного рода культурных мероприятий: концертов, театральных представлений, конференций и так далее.



Напротив - Белый дом Хаджи Влассаки Чохаджията, построенный в конце XVIII века.



Мне даже удалось запечталеть, как мимо дома проходили девушки в традиционных болгарских национальных одеждах



Рядом - красивый Желтый дом. Он более современный, исторической ценности не имеет, но все равно радует глаз. Впрочем тут каждый дом по своему уникален.



А теперь войдем в дом Балабановых, посмотрим немного искусства.



Это, я так понимаю, подражание Магритту. Есть и любопытные триптихи.



Идем дальше - Дом Хиндлияна (№2)



Этот дом был построен неизвестным мастером в 1834-1835 годах в соответствии со вкусами и требованиями будущего хозяина - богатого купца и предпринимателя Степана Хиндлияна. Этот дом - самый богато орнаментированный из всех сохранившихся зданий в Старом городе Пловдива. Все комнаты разрисованы снизу доверху, а потолки выполнены в ориенталистском стиле, с уникальными алафрангами. В разных комнатах можно увидеть пейзажи Стамбула, Венеции, Санкт-Петербурга, Александрии и Стокгольма, что делает каждую из них по своему уникальной. Дворик тут тоже замечательный.



Выйдя из дома Хиндлияна мы возвращаемся к перекрестку трех дорог, и на этот раз пойдем наверх - к горе, на которой когда-то была расположена старинная крепость Небет



Тут мы видим два любопытных здания - Дом Баятовой (бело-синий справа) и дом Бакаловой (желтый слева). Дом Баятова в список не попал, а дом Бакалова получил в нем почетный номер №7, посему о нем немного подробнее.



Оба здания - и дом Евдокии Бакаловой и дом Кассандры Баятовой принадлежат к стилю раннего Возрождения и своим архитектурным ансамблем какбэ очерчивают холм Небет Тепе. В доме Бакаловой с 2012 года находится региональный пловдивский центр искусств, в котором производят керамику, ювелирные украшения, картины и прочее. В дом Баятовой я тоже заглянул - там была какая-то выставка картин голых женщин, что всегда приятно. Я, правда, успел сделать только один кадр, прежде чем меня вежливо пригласили вон.



Ну а теперь забираемся на сам холм.



Здесь можно увидеть останки первого преисторического поселения, расположенного на трех холмах - Джамб Тепе ("холм канатаходцев"), Тиксим Тепе (водораздельный холм) и Небет Тепе ("холм-страж"). Именно на этих трех холмах (Тримонциум) как считал древнегреческий писатель Лукиан и был расположен древний город. В XII веке до Н.Э. здесь был древний фракийский город Eumolpia. Самая древняя часть крепости была построена из больших камней без скрепляющей субстанции - стиль, называемый "циклопское строительство". Тут же можно увидеть и водяной резервуар, в котором можно было хранить до 300 тысяч литров воды.



На самом же деле город был расположен на семи холмах. Один из них - Марково Тепе (Марков холм) был уничтожен сто лет назад, когда город разрастался (камень добываемый из этого холма использовался для городского строительства). Другие три холма хорошо видны с Небе Тепе - Бунарджик ("холм с источником", который в наши дни после установления на нем "Алеши", официально называется "холм освободителя", Джендем Тепе (адский холм) и Сахат Тепе, получивший свое от часовой башни, одной из старейших в Европе (кстати она сохранилась).



Обойдем холм по периметру



Я сначала думал, что здание в типичном византийском стиле на переднем плане - это мечеть, но оказалось, что это музей современного искусства). Так что не все мусульмане и турки на свой лад. Ну а теперь - любовь по пловдивски.



Ну а мы покидаем холм Небет Тепе с его потрясающими видами на Пловдив, и возвращаемся к перекрестку трех дорог к номеру №9 - Хисар Капиа или восточным воротам.



Как вы видите, есть дом прямо на воротах, что воистину доставляет.



К сожалению сами ворота тольком сфотать мне не удалось. Но дом по соседству, принадлежавший Димитару Георгиади почти весь в кадр влез.



Как он не попал в список, ума не приложу - помоему из самых-самых. Ну а нас очередное перепутье. Сначала мы пойдем от ворот вниз (вслед за котегом), чтобы увидеть еще два дома.



По дороге мне попались очередные любопытные археологические радости



И вот это потрясающее здание, в котором находится фонд подготовки Пловдива к званию Культурной столицы Европы в 2019 году.



Ну а теперь о домах из списка. №12 - дом Данчова



Построен в конце XVIII века. После Освобождения в нем жил Георги Данчов - революционер, художник, важная общественная фигура и один из первых профессиональных фотографов Болгарии. В 2000-2001 годах дом был отреставрирован, однако для посетителей он по прежнему закрыт.



А это вход в дом Верена Стамболяна (№5). Построенный во второй половине XIX века здесь долгие годы располагался центр объединения болгарских художников. В 2010 году здесь открыли постоянную выставку, посвященную творчеству знаменитого местного художника Димитара Кирова, который вместе с Божиловом (помните дом №10?) изменил своприятие современного болгарского искусства.



Дальше мы вернулись наверх, чтобы увидеть последнее здание из списка - дом Недковича (№4). К сожалению дом был заперт наглухо, и моя спутница, не разделяющая, мягко говоря, как мою страсть к архитектуре, так и к сложным инсинуациям, не позволила мне перелезть через забор, чтобы его сфотографировать (в Токио, к слову, меня так чуть не задержали, когда я полез фотографировать министерство юстиции - http://lorien22.livejournal.com/235500.html. Ну а что я мог сделать, если здание настолько красивое??). Пришлось довольствоваться заходом в церковь Св. Недели за домом.



Вы не представляете себе, как много мне еще хочется показать в этом потрясающем Старом городе Пловдива, но получилось уже и так слишком много. Так что если будет интерес - сделаю еще одну часть. А пока - всем спасибо,
особенно тем, кто добросовестно все это прочитал))



Previous post Next post
Up