Шпалера "Поклонение волхвов" из эрмитажной экспозиции "Искусство модерна".
Кликните по короне, лежащей в траве - откроется увеличенный фрагмент шпалеры.
Увидеть лицо персонажа крупнее можно просто кликнув на него.
Изображение на этой английской шпалере цепляет яркой символикой и своей точкой зрения на сюжет. Увидев этот «ковёр», я срочно вернулся в кассу взять билет на фотосъёмку.
Первое, что бросилось в глаза - муж Марии, Иосиф, только-только вернувшись с охапкой хвороста, застаёт такую картину - аж топор выронил. Вифлеемская звезда здесь не на небе, как космический объект, а в руках парящего над самой землёй ангела. Во взгляде волхва с даром золота (клик) нет благоговения, скорее это взгляд инвестора в самый момент принятия решения. Еще, помню, я отметил болезненность лица второго волхва, в средневековых доспехах. Выражения лиц на грани повседневности, кроме ангела, конечно.
В евангелии указано только, что волхвы принесли золото, ладан и смирну. Имена, традиции изображения волхвов и их символика являются, скорее, фантазией, но именно она и интересна.
Каспар - пожилой волхв с востока, представитель Азии, символизирует власть денег. Мельхиор - европеец средних лет, тут олицетворяет власть оружия. И, наконец, Балтазар, чьё африканское происхождение здесь очевидно. Его дар - смирна, применявшаяся для бальзамирования, символ смерти. В то же время, он моложе других волхвов и, на мой взгляд, в этом изображении он символизирует власть времени.
В Эрмитаже находится седьмая из десяти шпалер (а они различаются в цвете и деталях), выполненных по акварели Эдуарда Бёрн-Джонса (Edward Burne-Jones). Этот экземпляр, был выткан в 1902 году для купца и коллекционера Сергея Ивановича Щукина в мастерской Вильяма Морриса (William Morris) - яркой творческой личности.
Было бы очень интересно узнать о ином прочтении символов этого полотна.
2048x1536, 2.3 MB