Утраченные авиапамятники Симферополя. Ил-18Б СССР-75689

Sep 28, 2013 14:39


Работая с домашним фотоархивом, обнаружил пару снимков, датированных маем 1992 года, на которых я в совсем еще юном возрасте запечатлен возле Ил-18Б, некогда стоявшем в столице Крыма.
В связи с этим и родилась идея посвятить пост рассказу об этом исчезнувшем авиапамятнике.
Машина с заводским номером 189001204 была построена на 1959 году на ММЗ "Знамя Труда".Самолет, получивший регистрационный номер СССР-75689, эксплуатировался в  Алма-Атинском ОАО (с 04.07.1959 по 01.07.1976 гг) и Бакинском ОАО (1976 -1977 гг). В 1977 г приказом МГА №119, лайнер, после почти 18 лет службы, был списан в связи с окончанием ресурса и в том же году передан на хранение .
Вторую жизнь этот ИЛ обрел уже в совершенно новой роли. Он был доставлен в Симферополь, где 13 апреля 1978 года был установлен перед входом в кинотеатр "Космос".




Уже на новом месте машина подверглась некоторой доработке. Наибольшие изменения коснулись салона (в оригинальной компоновке рассчитанного на 80 мест), который был переоборудован в детский кинотеатр с символичным названием "Ильюша". Кроме того по левому борту были установлены два трапа типа СПТ-104, выполнявшие кроме практической (по ним посетители попадали в салон) еще и эстетическую функцию, придавая самолету  максимальное сходство с настоящим лайнером, стоящем на перроне в аэропорту.


В качестве культурно-развлекательного объекта железная птица, ставшая не только самым монументальным памятником города (почти 36 м в длину, вес - около 35 тонн), но и одной из его визиток, радовала жителей и гостей крымской столицы на протяжении почти полутора десятка лет.



С распадом СССР для этого самолета (как, впрочем, и для многих подобных объектов) наступили, мягко говоря, не лучшие времена времена. Кинотеатр был ликвидирован, а все попытки найти иное достойное применение машине успехом не увенчались. Состояние памятника с каждым годом ухудшалось, но средств, необходимых для его содержания и обслуживания в республиканском бюджете не было. Небесный трудяга медленно и мучительно умирал...
По сути, ситуацию могла изменить лишь передача объекта в частные руки, поэтому в 1997 г Фондом Госимущества АРК  было принято решение выставить 75689 на приватизацию. При этом к новому владельцу выдвигалось единственное условие - сохранение в течении пяти лет профиля объекта (центр досуга). Машина ушла с молотка за 3000 грн, а покупателем стал некий бизнесмен с московской пропиской. Казалось бы, у памятника вновь появился шанс на жизнь. Однако, вышло все иначе...
Время шло, а хозяин не спешил восстанавливать машину. Этим воспользовался местный нечистый на руку делец (назовем его А.), также имевший виды на самолет. Этот гражданин, выкупив у россиянина самолет, в июне 1999 г попросту... начал распиливать ИЛ на металлолом. Усилиями общественности резку удалось прекратить, но к тому времени машина уже лишилась крыльев и двигателей. Правоохранители задержали предпринимателя (кстати, уже ранее имевшего проблемы с законом), но, после дачи показаний, он вскоре вновь оказался на свободе.
Оставшись безнаказанным, но осознав, что "по тихому" дело провернуть не удастся, А. решил сменить тактику. Он стал направлять в республиканские органы власти письма , в которых открытым текстом предлагал демонтировать самолет, мотивируя это тем, что "... в остове макета находили убежище наркоманы, гомосексуалисты и другие криминальные элементы" (что, отчасти, было правдой, учитывая "бесхозность" объекта). А на месте ИЛа им было предложено установить памятник С.П. Королеву и фонтан.
Удивительно, но довольно быстро нашлись и единомышленники предприимчивого бизнесмена. Ими оказались четверо депутатов-коммунистов из ВС АРК. Неожиданно озаботившись судьбой памятника, они составили акт, в котором также указали, что  в самолете "собираются антисоциальные слои общества".  На основании этого акта слуги народа  единодушно порекомендовали... утилизировать лайнер.
Результат такого совпадения интересов не заставил себя долго ждать, оказавшись предсказуемо печальным.
История СССР-75689 завершилась к середине апреля 2000 года. Практически аккурат ко Международному дню авиации и космонавтики самолет  был окончательно порезан, а его части вывезены в неизвестном направлении. В итоге любитель дармового металла обогатился на кругленькую сумму, город лишился еще одной частицы авиационной истории, а памятник С.П. Королеву и фонтан, как нетрудно догадаться, на месте уничтоженного лайнера, не появился и по сей день...
К моему огромному сожалению, в семейном фотоархиве нет снимка с общим видом 75689. Такое понятие как "плейнспоттинг", тогда еще было неведомо, а снимать "для истории" объект, давно ставший неотъемлимой  частью городского пейзажа никому не приходило в голову (кто бы в то время мог подумать, что эту машину ждет такая участь ?!)...
P.S. Так как в Интернете отсутствуют фотографии СССР-75689 приемлимого качества и размера, пришлось использовать в качестве иллюстраций фото, найденные на одном из городских сайтов и форуме, а также скан снимка из путеводителя по Симферополю.

Использованы материалы сайта http://russianplanes.net/
UPD: Еще один снимок лайнера (принадлежит И.Кальчуку, дата съемки не указана) :


UPD 2: Еще пара снимков самолета, найденные на просторах ВК (авторство и год съемки не указаны)



UPD 3: Заменил второе фото - была найдена более  качественная версия этого снимка (авторство не указано, сделан в 1981-1985гг)

архивные фото, СССР-75689, история

Previous post Next post
Up