Индийский онлайн (день тринадцатый (12)

Jan 08, 2014 16:55

Эллора - деревня в центральной Индии, штат Махараштра, с комплексом скальных (пещерных) храмов.
Эллора находится в 26 километрах от Аурангабада и, кроме храма Кайласанатха (Владыка Кайласа), известна своими тридцатью тремя замечательными пещерами, создание которых охватывает период примерно с 450 по 800 год. Они высечены в хребте Санхиадри и тянутся с севера на юг более чем на полтора километра.



На высекание Кайласанатхи и пояса окружающих его пещер затрачено огромное количество труда и времени. Считается, что строительство основного храма начато и окончено в 8 столетии, т.е. основа была сделана довольно быстро.
Вообще, об этом месте масса литературы, заметок и серьезных исследований. Тут я помещу лишь малую их часть (пусть не ругают меня авторы текстов, на авторство я ни в коем случае не претендую), чисто для общего образования и понимания всей массивности и неповторимости места.
Архитекторы считают, что выемка скального грунта вокруг будущего монолитного здания требует все же меньше времени, чем выломка камня из карьера, его обтесывание и кладка, при этом еще приходится тратить усилия на доставку готовых блоков к месту строительства. Пещеры ("лена", "гумпха") высекались кайлом и отделывались зубилом. Но основная масса камня откалывалась при помощи деревянных пробок: их вбивали в ряды вертикальных отверстий и напитывали водой. Дерево разбухало, заставляло камень трескаться и отделяться большими глыбами.

Итак. едем далее. Решили седня не париться с автобусом и ехать на том же таксере. Выписали его к гостинице на 11 утра и потихоньку двинули. Дорога на час гдето.
Наша гостиница - вид снаружи, солидно конечно, но есть уже следы обветшалости



Погода жаркая, всетаки самая южная точка всего путешествия.
В пути.



Доехали, разобрались с билетами и погнали лазать по развалинам.
Территория в целом большая, довольно прибрано, но, как будет показано далее, индусы найдут где насрать и никакое юнеско им не указ.
Фасад Кайласонатхи



Каменистый склон Санхиадри понижается к западной стороне. В нем сделан вход во двор Кайласанатхи, образованный выемкой огромного глубокого рва в форме буквы "П". От входа к дальнему - восточному концу ров делается глубже, так как склон хребта в эту сторону постепенно повышается.
Размеры выемки 87,0 на 46,9 м, а собственно храма снаружи 61 м длины, начиная с naвильона Нанди-грика, и 33,2 м ширины - в нижнем эта-же (по основанию цоколя, несущего скульптурный фриз из фигур слонов и других животных)14. Ширина всего комплекса (включая боковые пещеры) в самом широком месте второго этажа, от глубинной стенки пещеры Шивы-Ланкешвары до такой же стены безымянной пещеры с противоположного бока двора, равна 91,5 м. Высота храма в зените купола над святилищем - 29,0 м.



Стены храма обильно украшены скульптурой, кое где неплохо сохранившейся.



Здание сложно профилировано и имеет много архитектурных и скульптурных деталей, связанных с архитектоникой постройки, и элементов чисто декоративного характера, в том числе много более поздних добавлений. Высекание всегда производилось сверху вниз, будь то пещера или скальный монолит. Однако, доходя в процессе вырубания до уровня грунта, строители всегда умели правильно соблюсти все пропорции горизонтальных членений здания



Слоны, подпирающие основание храма, основной массив.



По периметру тянется богато украшенная внутри скульптрами Шиввы, богинь, богов и аватаров коллонада. Некоторые очень не плохо сохранились. Эти коллонады, вероятно, позднейшие достройки.





Слоны, несущие центральный зал вполне сохранились, а вот гиганский слон справа у входа практически полностью разрушен.



Даша, как водится, со "слоником"



Вероятно, сценки из Махабхараты.



Многорукий и многоликий Шивва. Наружние стены, сохранился крайне плоха. Внутренняя же скульптура вполне себе, а кое где вообще отлично сохранились.



Ну и я не удиржался полуприлечь с богинями. Здесь это в порядке вещей.



Вообще, большинство скульптур, судя по всему, была в древности оштукатурена и празднично разукрашена. Вполне вероятно, что и сам храм был разноцветный. На скульптурах кое где сохранился слой неотвалившейся штукатурки, а кое где сохранились даже цвета ранее существовавшей росписи. Такая же тема и в пещерных залах и храмах где есть скульптура.







Сцены из Махабхараты, понять конечно невозможно что и о чем, не зная "святцы", но прикольно - тонкая работа.



Дашка предпочитала фотографироваться со слоником, вернее с Ганешей, ну а мне фей да полубогинь подавай.



По мне так - типичный недострой :)



Нандин (Нанду?) - ездовое животное Шивы, ему посвящена отдельная часть храма. Животное отполировано миллионами прикосновений, часть головы отсутствует.



Отдельные святилища в задней части храма, выход к ним - через центральный зал.



Неплохо сохранившиеся резные колонны.



Мистические пляски богов и богинь, в полете!









Кабан - четвертая, кажется, аватара Вишну.



Женские формы - на пределе возможностей природы, или даже за ее пределами, Богиня все же!



Храм можно обойти по верху, по скале и осмотреть все сооружение в целом. Такая возможность бывает крайне редко. Зрелище завораживает!





Из центрального зала храма два небольших боковых дверных проема ведут на наружную круговую платформу, соединяющую пять добавочных монолитных храмов, и окружают святилище главного храма. Они являются как бы откликом виманы и представляют его в миниатюрном виде, создавая особое богатство и пластичность архитектурных форм Кайласанатхи. Два из этих храмов не имеют скульптурных украшений.



Очень трудно поверить, что все это сделано из единого монолита, при чем из гранита, судя по всему.



Собственно храм состоит из двух частей: маленького отдельно стоящего храма типа павильона для священного быка Найдин - перевозчика Шивы и главного объема храма, делящегося внутри на две части: колонный зал для молящихся - мандапам и святилище - вимана (или гарбхагриха храма). Эти части, расположенные на одной оси, соединены переходами и имеют общий необычно высокий цоколь.
На плоской крыше высечен огромный лотос с двумя рядами лепестков, увенчанный фигурами львов.



Храмик Нанди (нанди-гриха, это то место, где на ранней фото сам Нанди), построенный в (735 - 757), имеет квадратный план со стороной 6,1 м и плоскую крышу в виде низко усеченной пирамиды, поднимающуюся на высоту 15,2 м от грунта двора; стены богато украшены нишами и рельефами. Снаружи Нанди-гриха выглядит двухэтажной постройкой, потому что цоколь образует нижний - глухой этаж. Он отделен от верхнего помещения карнизом, который проходит точно по середине стены и имеет декоративные детали, аналогичные второму этажу



В нише центрального за храма - антропомофный и инфернальный символ божественного - Шивалингам, в томчисле и символ Шивы.



Так как комплекс строился как храм всех индуистских богов, тут присутствуют и статуи Будды, весьма схожие со вчерашними. Такой вот размер у одного из Будд -



Пещеры расположены по обе стороны от центральнго храма и протянулись практически на километр в обе сторны. Есть очень приличные по размеру, есть совсем крохотные.



В пещерах всё по старому, статуи, боги, колонны, лингамы.
Анекдот в тему: молится белка Будде, читает мантру:
"Пошли мне, О великий всемогущий Будда:
здоровья, много деток, супруга работящего, погоду приятственную, теплую шерстку, пушистый хвост, спокойствие и благополучие.... и твою, О Будда, желудёвую шапочку..." :)



В залах для молитв прекрасная акустика. При нас один буддистский монах исполнил соответствующую мантру, при полной тишине - впечатляет!



Оч мне понравились вот такого рода кракозябры на колоннах. Какие-то они ну прям модерновые



Шива и Парвати?



Верхний балкон одного из пещерных святилищ



Верхушки колонн в залах практически всегда оформлены, иногда вот так затейливо, типа "грибы".....





Очередное "ван фото", не успели мы присесть отдохнуть. Девчонки долго собирались с духом подойти-попросить сфотографироваться, ну и решились. Я не устоял и тоже их щёлкнул.



Мартышек на территории полно, бегают, кувыркаются, развлекают и пристают к экскурсантам



Макаки-серапуки резвятся на поляне. Вообще веселые и забавные зверушки, главное тока их не нервировать, иначе может быть бяда.



Еще "ван фото"





Прикольный резной портик в торце скалы.



Проход к пещерному храму.



Ну и я со "слоником", Ганеша любит сладкие шарики



Здесь - очень хорошо сохранился



"Посиделки на заваленке" - полный комплект



Шива, богини, нимфы и лесные феи



В некоторых пещерах с темными закутками спят летучие мыши. Вобщем, неприятные зверюки, посветив на них фонариком они со свистом вылетают из темноты. Не оч приятно.



Очередной Шивалингам, то ли дюже древний, то ли такой дизайн



Еще храмик с Нанди



Довольно сносно сохранившиеся богини (или все же нимфы?). Внутри пещер довольно темно, вспышки хватает слабо, кое где, в основном где сохранились фрески, запрещают снимать со вспышкой.



Какие формы! На пределе фантазии наверное. Многоликость и многорукость присутствует.





В итоге можно отметить, что на протяжении более чем 1000 лет скульптурные формы, архитектурные решения, техника строительства, идеология и религиозная символика региона менялась крайне вяло, а верней не менялась практически вообще.
Изображения богов и богинь более менее однотипны, архитектурные решения не блещут разнообразием. Конечно не мне судить, да и дошло до нашего времени лишь малая часть. Многое было порушено войнами, а дерево в этом климате крайне недолговечно.
Но все же наводит это на определенные мысли о стиле жизни в то время в данном регионе, не смотря на легенды и предания, а аутентичные и сакральные тексты Индии были созданы значительно раньше и совсем совсем другими людьми.
Еще добавлю, что сам Кайласанатха - впечатляет! Наверное единственное в своем роде, уникальное и грандиозное строение. В свое время на темный, необразованный, да и на образованный люд должно было действовать мистически-гипнотизирующе! Храм идеально пропорционален, конструкция и форма, наверняка уникальны. Труд был потрачен титанический, имея в виду то, что все это вырублено в гранитном массиве примитивными инструментами и в неблагоприятном, жарком климате.
На последок



Вот и она- большая помойка, притаилась в овраге. При чем с одной сторны, где видно от центральной дорожки - чисто, а с другой , на склоне - вот такая картина. Эххххх, индусы индусы!
(фото с моста через овраг)



Типичный мотик с чемоданом индуса среднего достатка.



Сюда приезжают буддисты с поломническими турами. Из Аурангабада летели с корейскими буддистами. Места, как видно почитаемые.



Улицы города из авто





Наш водилло. Сделал небось с нами за два дня месячный план по извозу. Но человек вроде как даже от турфирмы какой-то, т.е. аккредитованный, имеет лицензию :)))))



Шляться по городу



Памятник неизвестному нам, но, вероятно, почитаемому персонажу.



Нагулявшись по руинам срулили в город. Здоровенный базар - от современной одежки до местного барахла, фруктов, дешовой бижутерии и цветных кучек, применяемых на весеннем фестивале и ваабще для всяких укрошательств серой реальности.
"Модные" магазинчики.





Да, современные индуистские храмики совсем не то, что раньше



Дашка таки рискнула и разрисовала одну руку хной. Вторую хочет в Дели. Три часа не мыть и ничего не трогать.



Результат



После "смыва"



завтра двойной перелет в Амритсар, Сикхи, Золотой Храм и все такое.

Продолжение следует -> http://biruko28.livejournal.com/18715.html

Эллора, индия онлайн, Аурангобад

Previous post Next post
Up