Вот иллюстрация шокирующего непонимания сути того, что принято называть законами природы.
Стивен Хокинг (парафраза): «Всё, что требуется для возникновения вселенной, - это гравитация». Когда его спросили, а откуда взялась гравитация, он серьезно ответил: из
М-теории.
Stephen Hawking, британский физик, род. 1942.
Еще один пример. Пол Дэвис (физик, популяризатор науки):
There is no need to invoke anything supernatural in the origins of the universe or of life. I have never liked the idea of divine tinkering: for me it is much more inspiring to believe that a set of mathematical laws can be so clever as to bring all these things into being.
Cited by Clive Cookson, «Scientists who glimpsed God», Financial Times, 29 April 1995, p.20
«Привлекать сверхъестественное вмешательство в объяснение начала мироздания или начала жизни нет никакой нужды. Мне никогда не нравилась идея божественной 'ручной доводки': мне гораздо больше по душе верить, что [внимание -
mns2012] законы математики могут быть настолько мудры, чтобы самим смочь создать всё это». [Полужирный шрифт мой --
mns2012]
Paul Davies, британский физик, род. 1946.
По замечанию оксфордского профессора и философа науки Дж. Леннокса, в отличие от этих фантазёров, живущих в выдуманном ими мире и демонстрирующих полное непонимание сути того, что такое законы природы, что они могут и чего не могут, «в мире, в котором живет большинство из нас, какой-нибудь закон арифметики, говорящий о том, что 1+1 = 2, никогда еще не создал и не создаст ничего материального». «По крайней мере, - заключает со свойственной ему иронией профессор Леннокс, - он не положил ещё ни пенни на мой банковский счет». Никакие теории или законы не творят материи или энергии.
John Lennox, ирландский математик,
род. 1943
Законы механики Ньютона, например, не объясняют гравитации. И Ньютон сам это понимал, в отличие от полностью оторвавшихся от реальности современных физиков-зазнаек. Для того, чтобы привести в движение реальный шар на бильярдной доске, нужен реальный кий и реальные усилия реальных мышц человека и, конечно же, нужны его интеллект, интенция и воля. Закон механического движения шарика в принципе не в состоянии привести шар в движение, уже не говоря о том, чтобы его изготовить (да еще и произвести саму материю, из которой он состоит).
По убеждениям же того же Хокинга получается, что гравитация порождается М-теорией. По словам Дж. Леннокса, если бы Хокинг не относился с таким высокомерием к философии, ему бы, вероятно, встретилась мысль философа науки Людвига Витгенштейна, видевшего в утверждении о том, что законы природы якобы объясняют мир, тогда как они лишь описывают структурные регулярности, ни больше ни меньше, «обман модернизма».
Законы природы есть всего лишь описание наблюдаемых регулярностей, того, что «происходит обычно» (с), при тех или иных условиях (если сами условия не поменяются радикально, на что обращал внимание Дэвид Юм). Закон по своей сути описателен и предсказателен, он лишен какой бы то ни было не только творческой, но и каузальной силы. Он ни на что в физическом мире не может вообще повлиять. Это запись на бумаге в компактном виде в математической форме того, что обычно происходит. Наделять эти записи какими-то самостоятельными способностями и бытием - чудовищная категориальная ошибка, очевидная даже школьнику, но, как видим, увы, не высоколобым творцам современной науки. К счастью, и среди них есть исключения.
Richard Feynman (1918-1988), физик,
Нобелевский лауреат (1965)
Ричард Фейнман, Нобелевский лауреат по физике, отмечает:
The fact that there are rules at all to be checked is a kind of miracle; that it is possible to find a rule, like the inverse square law of gravitation, is some sort of miracle. It is not understood at all, but it leads to the possibility of prediction - that means it tells you what you would expect to happen in an experiment you have not yet done. («The meaning of it all», London, Penguine, 2007).
«Факт того, что есть вообще какие-либо правила, выполнение которых можно проверить, - это своего рода чудо. Чудо уже то, что можно отыскать правило типа того, что величина гравитационного взаимодействия обратно пропорциональна квадрату расстояния между взаимодействующими массами. Мы не понимаем почему это так, но существование правила позволяет нам формулировать прогнозы. Это означает, что можно знать, чего вам следует ожидать в результате эксперимента, который вы еще не произвели».
Albert Einstein (1879-1955), физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии (1921)
Дж. Леннокс отмечает, что сам факт возможности математической формулировки законов природы был для Альберта Эйнштейна источником постоянного изумления, который указывает на причину возникновения вселенной, находящуюся вне физического мира [а вслед за ним, - добавим мы, - и для Юджина Вигнера, посвятившего
«поразительной эффективности математики» в описании явлений материального мира свою известную статью; и да, я был прав, когда говорил о cуществовании таких указателей! -
mns2012]. Эйнштейн писал:
«Everyone who is seriously engaged in the pursuit of science becomes convinced that the laws of nature manifest the existence of a spirit vastly superior to that of man, and one in the face of which we with our modest powers must feel humble» (Письмо школьнице Филлис Райт от 24 января 1936 г.).
«Всякий, серьезно занимающийся научными исследованиями, убеждается в том, что законы природы свидетельствуют о существовании духа, гораздо более могущественного, чем человеческий, такого, перед которым мы со своими скромными возможностями должны смиряться».
Все цитаты приводятся по книге «God and Stephen Hawking: Whose Design Is It Anyway?»
Продолжение
здесь и
здесь.