Оригинал взят у
nord_ursus в
Ханты-Мансийск. Часть 3Одна из самых впечатляющих деталей столицы Югры - единение города с природой. Когда стоишь на городской улице, и в поле зрения вместе с жилыми домами почти постоянно попадает то густой лес, то болота. А стоя в этом лесу, можно наоборот между деревьями видеть городские улицы и новостройки. В третьей части осмотрим расположенный под сводами леса на Самаровском чугасе этнографический музей "Торум Маа", а также Археопарк со скульптурами доисторических животных у подножия чугаса с другой его стороны.
2. Глядя на вот такие кадры, можно и не подумать, что это снято почти в центре города. Как уже говорилось, это природный парк Самаровский чугас - возвышенное место с настоящей сибирской тайгой, специально сохранённой при строительстве города. Лес с его раскидистыми кедрами, елями и пихтами местами очень живописен.
3. А внутри - дремучая чаща и комары. Вот что такое тайга...
4. А обернувшись у опушки леса, можно увидеть такую картину: город и разлившийся Иртыш на заднем плане. А ещё на короткое время пошёл дождь, который, впрочем, вскоре прекратился.
5. Вот так выглядит вход в этнографический музей под открытым небом "Торум Маа", который специально разместили прямо под сводами леса.
Музей этот появился во второй половине 1980-х годов стараниями хантыйского писателя Еремея Айпина и мансийского поэта Ювана Шесталова. Название его происходит от имени Торум - верховного божества в хантыйских верованиях; слово "маа" переводится как "земля" (это слово хорошо знакомо тем, кто разбирается в топонимике Финляндии, Эстонии и Северо-Запада России, - не забываем, что ханты и манси тоже относятся к финно-угорским народам). Так, музей "Торум Маа" можно отнести к категории скансенов (название шведского этнографического музея в Стокгольме, ставшее нарицательным), и он постепенно пополняется экспонатами на протяжении уже почти тридцати лет. Кстати, процент обоих коренных народов весьма невысок в городе, названном в честь них (да и в целом в регионе), но есть вот такое интересное место, которое может напомнить о другой стороне жизни региона, который в последние несколько десятилетий вырос и развился на добыче нефти.
6. Когда мы пришли в музей, дождик уже закончился, - здесь погода меняется быстро и часто. Вход в музей уже остался за спиной.
7. То, что музей расположен под сводами леса, а не среди городских дворов и улиц, вероятно, неслучайно, - создатели музея, видимо, стремились максимально приблизить обстановку к реальному быту коренных народов края, некоторые представители которых и сейчас живут в небольших поселениях среди тайги. На музей при этом возложена обязанность по работе с природным парком "Самаровский чугас", в котором он находится. То есть в музее и культурное, и природное наследие соединены в одно целое.
8. На лесной поляне - хантыйское летнее стойбище с чумами, печкой (слева) и, на заднем плане, навесом для лодок. В чумах ханты (раньше по-русски народ назывался остяки) сейчас круглый год не живут. Здесь подразумевается именно временное жилище в составе постоянного поселения.
9. Интерьер чума. Настоящие, не музейные чумы нам ещё предстоит увидеть у ненцев в тундре Гыданского полуострова.
10. А это навес для лодок. Бывают они разных типов (здесь самые распространённые - калданки). Впрочем, сейчас в югорской глуши чаще можно встретить современные моторные лодки.
11. Напротив хантыйского стойбища стоит мансийский савак - навес для хранения рыболовных снастей:
12. Коптильня из хантыйского поселения:
13. Изба - центральная часть хантыйского поселения. Если быть точнее, то это поселение такого типа, который называется "горт" или "гурт" - небольшой хутор, стоящий либо под сводами тайги, либо среди речных проток. Обычно слово "горт" стоит в конце топонимов (например, хантыйское поселение в Берёзовском районе, где нам предстояло побывать, называется Юхангорт).
14. Рядом - маленькая избушка, у которой к веткам берёз привязаны разноцветные ленточки. Это так называемый "ай-хот" или дом роженицы, - в такой домик женщина уходила рожать.
15. А на заднем плане стоят лабазы "на курьих ножках". У ханты (кстати, название этого народа, по правилам, тоже не склоняется, хотя сейчас это соблюдают уже не всегда) они играют роль, во-первых, хозяйственных построек, а во-вторых, хранилищ вещей предков. Что особенно интересно, всё это нам ещё предстоит увидеть неподалёку от Берёзова в, опять-таки, не музейной среде.
16. Если хантыйское поселение в музее стоит на поляне, то, пройдя чуть дальше в лес, можно увидеть поселение народа манси (старое русское название - вогулы). Выглядит в целом поскромнее. Впрочем, и сами манси более малочисленный народ, чем ханты, и живут в основном ближе к горам Приполярного Урала. У манси отличаются и традиционные занятия, - они чаще, чем ханты, занимаются оленеводством (которое, впрочем, гораздо более распространено в Ямало-Ненецком округе, чем в Югре).
17. Мансийский лабаз с мехами и шкурами, и нарты под ним:
18. А кругом таёжный лес. Что интересно, в музейной части леса комаров было на порядок меньше, чем по соседству. Подозреваю, что лес тут от них специально обрабатывают (иначе где-нибудь в середине лета трудно было бы в музее находиться).
19. Местами на земле растут мухоморы. Можно подкрепиться.
20. Помимо поселений и быта, есть в музее также и охотничья тропа с капканами на зверей:
21. Ловушка на соболя:
22. Маленький лабаз и капкан на медведя (слева):
23. А это - навесы для охотничьего очага:
24. И, наконец, последняя часть экспозиции посвящена предметам культа, - святилище. Справа священный амбар, где хранятся вещи предков, а слева деревянные идолы, сделанные художником Геннадием Райшевым, галерею которого в центре города я уже показывал. Те ханты и манси, которые сохраняют традиционный образ жизни, часто хранят и традиционные верования. Впрочем, среди таких встерчаются и крещённые, - в этом случае язычество смешивается с православием (как, впрочем, это многие века было и у русских), и, например, верховный бог Торум отождествляется со Христом, а богиня Калтащ с Богородицей.
25. И лес кругом. Как уже говорилось, здесь он, по сути, тоже является частью музея.
26. Ели и пихты. На этом снимке хорошо видно, чем они отличаются.
27. Выглянем с опушки леса. На переднем плане течёт Иртыш, за ним простираются заливные луга, а вдали уже видны высокие берега Оби: до слияния рек здесь около 17 километров по прямой, и около 21 по реке.
На этом мы с
varandej завершили осмотр музея "Торум Маа" и отправились вечером к ещё одной достопримечательности города - Археопарку. Он стоит на городской объездной у берега Иртыша и у подножия чугаса, и, наверное, от "Торум Маа" до Археопарка можно пешком дойти напрямик - через лес, растущий на чугасе.
28. Но мы направились туда через центр города:
Прямой автобус идёт туда из центра через показанный в первой части район Самарово и проезжает мимо авторечвокзала.
29. Объехав чугас с обратной стороны, мы вышли из автобуса на конечной остановке в уютном жилом районе. Как сказал Илья, в 2009 году (когда он был в Ханты-Мансийске в первый раз) этих домов ещё не было. И, вполне вероятно, что гуляющие здесь люди жили тогда в других городах страны.
30. Где-то в стороне прошёл дождь. На участке неба в закатных лучах появилась радуга.
31. Рядом (в левой части кадра) стоит спортивный комплекс "Арена-Югра", а на заднем плане, по-прежнему, сибирская тайга - обращённая к реке сторона Самаровского чугаса.
32.
33. А впереди виден Археопарк - скульптуры мамонтов у крутого обрыва Самаровского останца - древнего памятника природы. Кроме мамонтов, есть тут и другие доисторические (и не только) животные. Археопарк появился в 2008 году и с тех пор несколько расширился.
34. Таёжный склон:
35. Бобры. В комплексе есть и несколько композиций, посвящённых ныне существующим животным (если они существовали в одно время с мамонтами).
36. Шерстистые носороги. Некоторые их находки были сделаны именно на Сибирском Севере.
37. Первобытный бизон:
38. Оскаливший пасть саблезубый тигр:
39. Пещерные медведи тоже выглядят внушительно:
40. А вот и мамонты. Надо сказать, у таёжного обрыва и в лучах вечернего солнца все эти скульптуры смотрятся весьма эффектно.
41.
42. Растительность в этом месте немного отличается от "Торум Маа". Здесь заметно больше сосен.
43.
44. Большерогий олень. Вроде, большая часть его находок была обнаружена в Ирландии.
45. Дикие лошади:
46. А вокруг, тем временем, закат на Иртыше. На переднем плане виден затон Ханты-Мансийского речного порта.
47. И снова мамонты. В целом, их тематика чаще встречается на соседнем Ямале, - в силу того, что там вечная мерзлота, и ряд находок мамонтов был сделан именно там.
48. Волки:
49. Наконец, своё место в Археопарке занял и человек:
50. Первобытное жилище, обитое звериными шкурами, благодаря своей форме, здесь стойко ассоциируется с чумами. Но впрочем, чум, как оказалось, может быть и современным жилищем в наши дни.
51. И, наконец, покидаем Археопарк. В иртышской заводи - какая-то лодочно-катерная станция, а дальше видны краны речпорта. Это - вид вниз по Иртышу, в сторону Оби. То есть, туда, куда нам предстоит отправиться утром следующего дня.
52. Напоследок - новые жилые кварталы города рядом с Самаровским чугасом.
53. Хорошо, когда лес рядом с домом. Хотя в середине лета, наверное, комары донимают.
Рассказ о Ханты-Мансийске я на этом завершаю. Теперь пришло время отправиться дальше на север по Оби. Ранним утром следующего дня на речном вокзале нас ожидал "Метеор" до маленького городка Берёзово. О продолжении Водного пути по Западной Сибири и будет следующая часть.