В предыдущем посте я писала о том, что американские психологи и советский педагог Антон Семенович Макаренко по-разному оценивают влияние мечты на будущее человека. Но необходимо и важно уточнить, что имеют в виду под мечтами американские учёные, и что - советский педагог.
Макаренко говорил о перспективных путях развития человека. То есть не о пустых фантазиях, а о деятельном созидательном планировании будущего. Не просто о мечте, а ещё и о путях к её осуществлению. Педагог должен помогать ребёнку в построении перспективных линий личного и коллективного будущего, а в пределе - показывать ребёнку связь его будущего с будущим всей страны. И именно такие перспективные линии человека являются стимулом для развития, несут в себе будущую радость. В том числе - радость преодоления: «Я смог. У меня получилось». Такие мечты - плодотворны.
Американские психологи исследуют позитивные фантазии о будущем. То есть участники их экспериментов сообщают о своих ожиданиях будущего без всякого дополнительного планирования: они тоже мечтают, но их мечты не выходят за рамки пустых фантазий. Вывод-то американские учёные делают правильный: «Позитивные фантазии должны быть дополнены хорошим чувством реальности».
В нынешней капиталистической действительности, в ситуации разобщения и индивидуализации - актуальнее выводы американских психологов. А не эти вот слова Антона Семеновича Макаренко: «Они [дети] должны уметь свою собственную жизнь представлять не иначе, как частью настоящего и будущего всего нашего общества».
Но скоро всё должно измениться.