100 let aviatiky v Čechách

Jun 11, 2010 17:03


Так сложилось, что авиация - это второе имя моей семьи. Мои детство и юность прошли в военных городках вблизи аэродромов, т.к. мой папа в прошлом летчик дальней стратегической авиации а позже руководитель полетов. Я помню в детстве, раз в год все мы  красиво одевались и шли на аэродром, где можно было увидеть самолеты и выступления парашютистов. Папа одевал парадную форму, но мы чаще были без него, т.к. в это самое время он был на вышке :) К сожалению, после распада СССР традиция праздника сошла на нет. Но в нашей семье и по сей день каждое третье воскресенье августа традиционно отмечается День Авиации. Интерес и внимание к событиям в этой сфере продолжается уже в моей собственной семье из двух человек. Как же мы обрадовались, когда узнали, что в Чехии в городе Пардубице каждый год проходит авиашоу. Мы не упустили такую возможность и посетили его. Этот пост наш небольшой подарок папе на его праздник, ничего что заранее :) В этот раз в написании статьи активное участие принял Андрей (повествование от его имени) - с дебютом!  Но я не осталась в стороне, с меня как всегда фото :)




Значительный шаг к мечте о небе и о самолетах - авиашоу посвященное 100-летию чешской авиации, которое проводилось в городе Пардубице 5 и 6 июня. В Пардубице авиашоу проводится каждый год, но это было особенным, юбилейным, и под него организаторы разработали полный исторический сценарий включающий полеты самолетов, наземные сцены с исторической техникой и соответствующей формой и одеждой. Концепция шоу 2010 года (который также оказался 20-летним юбилеем самого шоу) была основана на историческом следовании развития чешской авиации за 100 лет от самого первого полета в 1910 году до современных достижений.

Впервые я находился на настоящем военном аэродроме, среди ангаров с самолетами, рядом со взлетной полосой под ярким голубым небом - атмосфера была супер!

Программу открывал современный многоцелевой JAS-39 Gripen шведского производства, состоящий на вооружении чешских ВВС



Мне, ранее видевшему реактивные истребители только на видео, демонстрация вживую очень понравилась. Грохот двигателя Грипена оказался мощнее чем можно было ожидать - пилот был местный, и уверенно маневрировал прямо над взлеткой чтобы его было хорошо видно. Он показал легкость полета на предельно малой скорости, и сразу после этого развернулся и буквально за десяток секунд на форсаже перескочил через сверхзвук и пронесся над полосой на малой высоте!

Следующим шел российский ударный вертолет Ми-24, также используемый чехами. Я не любитель вертолетов - большие, с винтом, они не такие красивые как самолеты. Однако Ми-24 впечатлил своим грозным видом, небольшими крыльями и уверенными маневрами.



Замыкающим на открытии был современный штурмовик L-159 ALCA чешского производства от Aero Vodochody, преемник серии L-29 "Дельфин", L-39 "Альбатрос" и L-59 "Супер Альбатрос"



Он несколько раз пролетал над зрителями, разворачивался, выходил в перевернутое положение над полосой, пока комментатор шоу рассказывал об истории фирмы Аэро Водоходы, о самолетах предыдущих моделей и о конструкторе Яне Влчеке. Имена "Дельфин" и "Альбатрос" знакомы чуть ли не каждому летчику в восточном полушарии который выпускался из училища в 60х-70х-80х годах - большинство их сделали свой первый самостоятельный вылет именно на одном из этих самолетов, которые в СССР (и странах "блока") использовались как летающие двухместные парты. До сих пор тысячи L-29 и L-39 находятся в частном владении пилотов-любителей по всему миру - летают в гонках вроде Reno Air Race и принимают активное участие в авиашоу различного уровня.

И после этого собственно началась основная программа шоу. Надо сказать что чехи подготовились основательно и шоу происходило с этого момента не только в воздухе но и синхронно на земле по тому же периоду времени.
Итак, на лужайке заиграл военный оркестр, на флагштоке поднялся чешский флаг и выстрелила маленькая пушечка. Пилот в кожанам шлеме и в шарфе подошел к самолету и вот едва слышно застрекотал мотор реплики Blériot XI - точно такой поднялся в воздух 16 апреля 1910 года здесь же, в Пардубице. Пилотом тогда был местный инженер Ян Кашпар, и первый чешский полет составил 2 км на высоте нескольких десятков метров.



Пока на земле мимо зрителей прогуливались дамы и господа в одежде начала ХХ века


 

в небе пилотажный Як-55 старательно выводил число 100 символизирующее юбилей события



Романтическое стремление человека летать вскоре было поставлено на военную службу - первая мировая подтолкнула развитие авиации, и в небе Пардубиц это демонстрировали Sopwith 1½ Strutter и Fokker Dr.I - проведя имитацию воздушного боя в котором Фоккер непрерывно атаковал и "сбил" противника - дым и пламя из-под двигателя Сопвича и его быстрая посадка за деревьями на поле смотрелись достаточно атмосферно.
Самолеты Сопвич были очень популярны в Российской Империи а затем и в СССР, а вот триплан Фоккер в основном ассоциируется с Манфредом фон Рихтгофеном, немецким аристократом и военным пилотом известным под именем "Красный Барон" - на триплане он одержал часть своих побед, используя его высокие маневренные характеристики.





Авиация молодой чешской республики межвоенного периода развивалась очень динамично, о чем можно было судить по количеству и разнообразию конструкций представленных самолетов. За неимением познаний об этом периоде - только фото











Музыка сопровождающая шоу стала тревожной, напряженной по характеру, обозначив начало черных дней в истории Чехии - нацистская оккупация 1939 года была разыграна по сценарию в виде нападения на военный аэродром. Часть пилотов, как это было в реальности, успели улететь во Францию и Англию...



...до того как Ju-52 высадил немецкий парашютный десант с оружием - для пущей наглядности они обстреляли поле холостыми патронами, кинули пару дымовых гранат, и наконец захватили чешские "ангары".







Следующая часть сценария перенесла зрителей в период знаменитой "Битвы за Британию", в которой чешские пилоты заслужили высокую репутацию сражаясь на стороне англичан в составе истребительных эскадрилий №310, 311, 312 и 313. Одним из самых известных чехов, представлявших свою страну в WWII является Франтишек Файтл, богатая событиями судьба которого легла в основу художественного фильма "Темно-синий мир" (советую посмотреть - просто и душевно, без пафоса, и про любовь есть :)). Имитация воздушного боя была показана между Messerschmitt Bf-109 "Emil" и Hawker Hurricane Mk.I - основными участниками тех событий.





Авиация более позднего периода западного фронта была также представлена наиболее интересными мне самолетами - Supermarine Spitfire Mk.Vb от английского RAF и Focke-Wulf Fw-190A от немецкого Luftwaffe. И самолеты и пилоты прилетели в Пардубице из легендарного английского аэродрома и музея Duxford, где в настоящее время находится подавляющее большинство самолетов периода WWII - прекрасно сохранившихся, ухоженных, летающих каждый год в масштабном авиашоу Flying Legends, куда я мечтал (и до сих пор подумываю) попасть. Возможно из-за отсутствия знакомства с местным аэродромом и расположением зрителей на земле (а может быть из-за ограничений на время работы ценных двигателей в жаркую погоду), гости ограничились несколькими пролетами над взлеткой, и несколько минут гонялись друг за другом, без особой впрочем зрелищности.





Но вот следующий экземпляр вызвал у меня полный восторг, вследствие чего я забывал фотографировать и просто любовался полетом - Supermarine Spitfire PR Mk.XIX с двигателем Rolls-Royce Griffon c механическим компрессором и пятилопастным пропеллером, с нанесенными белыми полосами (это делалось при высадке в Нормандии - союзнические самолеты были покрашены бело-черной зеброй чтобы отличать их от противника) на эллиптических крыльях, ставших также отличительной, "фирменной" чертой Спитфайра (эллиптические законцовки улучшают аэродинамические свойства крыла, особенно на малой скорости, и повышают маневренность самолета). Характерный с присвистом звук Гриффона с наддувом (чтобы обеспечить максимальную мощность - Mk.XIX был безоружным разведчиком и должен был способен удрать от любого преследования) не передать словами и не воспроизвести никакими колонками. Когда больше 2 тысяч лошадиных сил проносятся над головой на высоте десятков метров - это не просто самолет, это песня!


Окончание WWII ознаменовалось освобождением Чехии советскими войсками и конечно же лучшими истребителями ВВС - Як-3 и Як-9 Вместо истребителей Лавочкина - насколько мне известно в мире не существует летающего Ла - чехи использовали на шоу переделанный одноместный Як-11 в типичном камуфляже Ла-7 (один из которых находится в авиационном музее Kbely в Праге). Как самые маневренные и легкие, Яки больше остальных представленных самолетов "крутились" над полосой, изображая штурмовку наземных целей под сопровождение песни "Вставай страна огромная". Парный пролет на малой высоте тоже был очень неплох, и зрители смотрели эту часть шоу с интересом, что примечательно.





Послевоенная история чешской авиации также была славной - как специалисты по производству спортивных самолетов, чехи продолжили строить собственные тренировочные и спортивные экземпляры, наиболее известным из которых является наверное Zlin Z-26 Trener - на нем многократно завоевывались титулы чемпионов мира по высшему пилотажу в 50-60-е годы. В общей сложности 16 Тренеров в группах по четыре сделали несколько кругов над зрителями, одна четверка выписывала плавные петли, и еще один пилот показывал способности нового Тренера с более мощным мотором.





Чтобы продемонстрировать преемственность спортивных традиций, протянувшихся почти на столетие  среди чешских пилотов, следующими в небо поднялись "THE FLYING BULLS" - воздушно-акробатическая группа на четырех Zlin Z-50LX ведомая женщиной. Эти ребята (которым на самом деле уже за 40) вызвали немалое оживление на земле своим энергичным и слаженным пилотированием - групповая бочка, групповая обратная петля с отрицательными перегрузками, штопор, вертикальные восходящие спирали, полет "голова к голове", спиральный облет вокруг пары самолетов, размашистые косые петли, наконец разлетающийся "букет" с дымовыми следами для зрелищности, под динамичную музыку. Зрителям очень понравилось, и нам тоже!


 



Отдельная часть программы была посвящена польским гостям на легендарном Миг-15 (вариант УТИ), единственном летающем экземпляре в мире. Его взлет сопровождался возгласами восхищения среди зрителей и дружными аплодисментами без подсказки комментатора. Единственный недостаток этого выступления заключался в очень осторожном пилотировании на некотором удалении от полосы - показав несколько горизонтальных виражей Миг-15 вернулся на землю - возможно поляки берегут его и не хотят много гонять двигатель и рисковать над зрителями.



Еще одни гости прилетели из Cловакии на Миг-29 - самый большой из всех выступавших, в тигровой раскраске, этот самолет продемонстрировал настоящую мощь ревом своих двух двигателей на форсаже, воспринимавшимся не столько на слух сколько содроганием всего окружающего пространства. Действительно грозный и интересный самолет, хотя им уже никого не удивишь - за последние 20 лет он летал на всех континентах на всех шоу, но для меня видеть его впервые было здорово.



Программа дня подходила к завершению, солнце клонилось на запад, и в сторону заката пролетела группа всех присутствующих реактивных самолетов - L-29, два L-159, Миг-15, Миг-29, JAS-39



Для тех кто дочитал до конца - бонус! :) Несколько видеороликов, нарезанных из того что мы сняли на шоу - конечно качество изображения и звука не очень, все-таки нужно иметь определенные навыки для съемки таких событий, и что-то более адекватное чем фотомыльница в руках, но тем не менее:

исторический полет Blériot XI

image Click to view



cамолеты WWII

image Click to view



современная авиация

image Click to view



выступление The Flying Bulls

image Click to view

  

чехия, ВИДЕО, авиашоу, пардубице, ФОТО

Previous post Next post
Up