Приехала я тут в Киев учиться, да и заспорили мы с прекрасными Жорой Кушниром и Катей Бабенко о проекциях. А именно, Жора спросил меня, что я думаю о том, как формируется механизм невротической проекции. А я не знаю!
Смотрите. Здоровая проекция формируется в процессе формирования функции восприятия, с нуля лет, и к году, а то и раньше все уже готово: мокрое воспринимается на расстоянии, как мокрое, высокое, как высокое, вкусное, как вкусное, а мама, как добрая, кому повезло с мамой. Нормально. Восприятие есть сеть проекций, бывших сознательными и интериоризованных для экономии.
Есть еще проекция-фильтр. Голоден -- вижу одни магазины. Жена со мной не спит -- вижу только красивых баб. Опять же, полезное приспособление: проецирую потребность вовне на возможный предмет.
Интереснее с проекцией отвергаемых частей. Злюсь, когда мне два года, меня отвергают. Интроецирую, что мама не принимает меня злобного. Формирую интроект: злиться плохо. Ретрофлексирую злость. Вопрос: куда девается фрустрированная потребность? Или даже, куда девается отвергаемая часть меня, я-злобный? Проекция злости -- единственный выход? Или возможна утилизация отвергаемой злобной части без проекции (проективной идентификации). Отчасти можно соматизироваться, конечно, но означает ли это, что этого достаточно. И второй вопрос: как ребенок ОБУЧАЕТСЯ проецировать отвергаемые части? Ответ пока в разработке.
Posted via
LiveJournal app for iPad.