Чукча не писатель...

Jun 13, 2010 17:57


Читаю. Хочется поделиться.

Стыд и зависть -- довольно популярные темы в психотерапевтической литературе последних лет, что является, видимо, некоей данью за предыдущее молчание (особенно что касается темы стыда). Вина, в отличие от стыда, заезжена довольно основательно, возможно -- потому, что считается чувством гораздо более благородным, чем зависть и гораздо лучше доступна наблюдающему Эго, чем стыд. Посему о ней -- ни слова. О зависти прекрасно пишет Иска Зальцбергер-Виттенберг (последовательница Мелани Кляйн) в своей книжке "Психоаналитический инсайт и человеческие отношения".

Зависть, благодарность и защита от бессознательной зависти

Ребенок или взрослый, который может восхищаться, не испытывая слишком сильной зависти, чувствует благодарность к тем, от кого получает помощь. Он способен учиться на их опыте и примере, и старается применять качества, которыми восхищается. Завистливый человек, для того, чтобы учиться, должен отрицать существование внешнего источника пищи, знаний, хороших качеств и, следовательно, может не испытывать благодарности. Он воспринимает достижения исключительно, как собственную заслугу.

<…> Когда хорошие качества подвергаются нападкам, они становятся испорченными и больше не ощущаются, как целиком и полностью хорошие. Зависть может вызывать серьезные затруднения при обучении. Ситуация зависимости и ученичества становится совершенно невыносимой, потому что чувство унижения провоцирует сильную враждебность по отношению к человеку, который находится в позиции учителя. Каждый подарок становится поводом для подозрения, как если бы он был создан для того, чтобы показать превосходство дающего.

Завистливому человеку трудно угодить, он стремится найти недостаток во всем, что ему стараются дать. Так как зависть подрывает сами основы, на которых строятся хорошие отношения - включая доверие, сотрудничество, благодарность и любовь, -- человек чувствует глубокое разочарование из-за своей неспособности любить и быть любимым, и поэтому испытывает еще больше зависти к лучшим отношениям, которыми наслаждаются другие. Таким образом, возникает порочный круг.

Зависть обычно глубоко бессознательна. Мы стремимся отрицать зависть в себе, поскольку считаем ее очень постыдным качеством: из-за ее низменности и из-за того, что зависть разрушает те самые качества, которые мы больше всего ценим - креативность, любовь, красоту, ум и честность. Несмотря на то, что искушенный человек может признавать, что он завидует, обычно мы склонны игнорировать деструктивные аспекты этого чувства: принижающие оценки «это все хорошо, но», «это так легко из-за», «просто повезло».
Существуют и более изощренные способы выражения зависти. Например, обескураживающий критицизм, подчеркивающий, что человек достаточно проницателен, чтобы увидеть слабости других, подрыв авторитета соперника, распространение порочащих слухов, использование помощи без проявления какой-либо благодарности потому, что «ему это просто». Еще один очень распространенный способ выражения зависти - постоянно подвергать сомнению получаемую от других пользу, ценность и хорошие качества других. Эта защита может быть очень трудно различимой, выступая под маской «внимательности» и «научности». Еще один путь справиться с завистью - заявить, что ты сильнее и лучше, когда на самом деле это не так.

***

Как явствует из текста, зависть тесно связана со стыдом, нередко образуя с ним подобие порочного круга. О стыде и работе со стыдом очень ясная статья Gordon Wheeler, "Self and Shame: A Gestalt Approach". Особенно, как мне кажется, это чтение полезно тем, кто считает себя самодостаточным и независтливым, и никогда не испытывает смущения или стыда. Или декларирует, что не испытывает.

цитаты

Previous post Next post
Up