Посты, которые опубликовали в последние дни многие мои френды (например,
oleg-devyatkin) заставили вновь вспомнить о пресловутом законопроекте о защите чувств верующих. Вот он, этот законопроект, принятый в первом чтении, «очищенный» от всего лишнего (его, как и все сопутствующие документы, цитируемые ниже, легко найти на официальном сайте Гос.Думы как законопроект № 142303-6):
Вносится членом Совета Федерации Б.И.Шпигелем,
депутатами Государственной Думы: А.Ю.Воробьевым, С.В.Железняком, С.А.Поповым, В.В.Жириновским, Я.Е.Ниловым, Н.В.Левичевым, Е.Б.Мизулиной, З.Я.Рахматуллиной, С.А.Гавриловым, С.П.Обуховым
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных
убеждений и чувств граждан, осквернению объектов
и предметов религиозного почитания (паломничества),
мест религиозных обрядов и церемоний
Статья 1
Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации изменение, дополнив его статьей 243.1 следующего содержания:
«Статья 243.1. Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний
1. Публичное оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно как публичное оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан,-
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до двухсот часов, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения богослужения, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно повреждение и/или разрушение таких предметов (мест),-
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо лишением свободы на срок до пяти лет.».
…
Статья 3
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следующие изменения:
…2) статью 5.26 изложить в следующей редакции:
«Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
2. Публичное осквернение религиозной и/или богослужебной литературы, знаков и/или эмблем мировоззренческой символики, а равно их порча, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.».
Что ж, похоже, законопроект и впрямь весьма пресловутый (попутно, кстати, риторический вопрос: «взбесившиеся принтеры» и впрямь, что ли, специально Железняка выбрали для внесения таких пресловутых законопроектов - из-за созвучия его фамилии с небезызвестным Рррреволюционным Матросом?).
Общественная палата пишет:
…Общественная палата Российской Федерации, поддерживая позицию государства о необходимости решения вопроса, связанного с ужесточением наказания за оскорбление религиозных чувств граждан, в то же время отмечает, что подход к достижению заявленной цели в рамках внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) представляется не обоснованным по следующим основаниям:
1. Предлагаемый законопроект противоречит ряду принципов, закрепленных Конституцией Российской Федерации и международными нормативными актами,
…
Юридический анализ статьи 1 данного законопроекта показывает, что согласно предлагаемым нововведениям караться будет только публичное оскорбление религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России.
Между тем действующее законодательство не раскрывает понятие такой дефиниции, как неотъемлемая часть исторического наследия народов России. Следует особо отметить, что на сегодняшний день и учёные-религиоведы расходятся в понимании того, какие именно религии России являются частью исторического наследия.
В случае принятия данного законопроекта часть граждан будет выведена из-под защиты уголовного закона и окажется дискриминируемой.
Таким образом, по мнению Общественной палаты Российской Федерации, положения законопроекта вступают в прямое противоречие со статьей 14 Конституции Российской Федерации, согласно которой религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, а граждане согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации равны перед законом независимо от отношения к религии.
…
2. Законопроект вызывает нарекания с точки зрения юридической техники и согласованности с действующим законодательством.
Следует особо отметить, что состав преступления, содержащийся в проекте упомянутой нормы закона, практически полностью охватывается составом преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ, которая предусматривает ответственность за унижения человеческого достоинства по признаку отношения к религии и содержит весьма суровые санкции вплоть до пяти лет лишения свободы.
Введение в УК РФ новой статьи, аналогичной уже имеющейся, приведет к необоснованному утяжелению данного правового акта.
3. Законопроект содержит юридически неопределённую
терминологию.
В частности, в законопроекте содержатся такие юридически неопределённые термины и понятия, как:
«религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России»;
«религиозные убеждения и чувства граждан»;
«унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний».
Использование юридически неопределённых понятий и терминов создаёт условия для неоднозначной их трактовки и применения, что, по мнению Общественной палаты Российской Федерации, может способствовать совершению коррупционных правонарушений. …
Кроме того, в диспозиции статьи законодателем необоснованно сужено понятие религиозных объединений, защищенных данной нормой, а именно: «религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России», что, согласно пункту «в» части 3 Методики содержит такой коррупциогенный фактор, как выборочное изменение объема прав, дающий возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Таким образом, полагаем, что внесение изменений в УК РФ в представленной редакции создаст предпосылки для подрыва авторитета органов государственной власти, а также тех религиозных объединений, которые получат преимущественное право на защиту. Представляется, что предлагаемые нововведения не только не уберегут общество от религиозного противостояния, но, наоборот, в определённых обстоятельствах будут его провоцировать.
На основании изложенного, Общественная палата Российской Федерации не поддерживает принятие проекта федерального закона № 142303-6 в предложенной редакции и полагает, что концепция законопроекта нуждается в существенной доработке с учетом высказанных замечаний.
Верховный Суд пишет:
Представленный проект федерального закона (далее - законопроект) рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьёй 8 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» и пунктом «к» части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в части, касающейся внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
…
Вместе с тем по тексту законопроекта имеются следующие замечания и предложения.
В случае принятия законопроекта предлагаемая статья вступит в конкуренцию со статьями 136, 148, 213, 214, 244 и 282 УК РФ, что, безусловно, затруднит ее применение на практике. Разработчикам законопроекта в ходе его доработки следует учесть это обстоятельство.
…
В интересах достижения большей правовой определённости законопроект нуждается в доработке с точки зрения его юридико-технического, а также лингвистического оформления. В частности, в предлагаемой статье 243 УК РФ содержатся термины, не имеющие правового закрепления (например, «богослужение», «религиозные обряды и церемонии», а также «религиозные объединения, исповедующие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России» и т.п.). Данное обстоятельство само по себе осложнит применение этой нормы на практике, поскольку при рассмотрении каждого такого дела будет возникать необходимость привлекать квалифицированных специалистов в различных сферах религиозных и философских учений для получения от них необходимых заключений.
Следует также отметить, что используемая в названии и диспозиции части первой статьи 243' УК РФ терминология «оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний», «оскорбление убеждений» не вполне соответствует понятийному аппарату, традиционно используемому в уголовном законодательстве. Унижение или оскорбление являются формами посягательств на честь и достоинство личности, а не на определенную последовательность действий, каковыми по сути являются богослужение, религиозные обряды и церемонии. …
Правительство пишет:
…Действия, связанные с оскорблением религиозных чувств граждан, предусмотренные статьей 2431, в ряде случаев обладают признаками хулиганства, ответственность за которое установлена статьей 213 УК РФ. В то же время, предусмотренная частью второй статьи 2431 ответственность за осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, а равно за повреждение и (или) разрушение таких предметов, установлена статьями 214, 243 и 244 УК РФ.
Устранение конкуренции указанных уголовно-правовых норм с нормами, предлагаемыми законопроектом, может быть достигнуто путем дополнения данных статей соответствующими квалифицирующими признаками и установлением за эти деяния более строгих наказаний.
Кроме того, действующим законодательством содержащиеся в законопроекте понятия "мировоззренческая символика" и "религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России" не определены.
Правовое управление Государственной Думы пишет:
Проектом предлагается, в частности, установить уголовную ответственность за «оскорбление и унижение богослужений, обрядов и церемоний» (статья 2431 Уголовного кодекса Российской Федерации), что требует дополнительного обсуждения, поскольку оскорблению и унижению могут быть подвергнуты только чувства верующих, а не религиозный обряд.
…
Следует обратить внимание, что в законодательстве Российской Федерации отсутствуют понятия «богослужение», «унижение богослужений», «предмет религиозного почитания», «религиозные чувства», «религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России», не раскрываются они и законопроектом.
…
Кроме того, требуют дополнительного обсуждения предлагаемые проектом изменения в часть вторую статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за «публичное осквернение знаков и (или) эмблем мировоззренческой символики, а равно их порчу» (пункт 2 статьи 3 законопроекта), поскольку статьей 214 УК РФ «Вандализм» уже установлена уголовная ответственность за осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества в общественных местах, к тому же в законодательстве Российской Федерации понятие «мировоззренческая символика» не раскрывается.
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству пишет:
…Следует также отметить, что в проектной норме содержатся термины, не имеющие правового закрепления (например, «религиозные объединения, исповедующие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России»), что создаст правовую неопределенность в вопросах квалификации и приведет к возможности неправомерного, расширительного истолкования, а также неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, на что неоднократно указывал в своих постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации.
…
И последнее, совсем свежее Заключение Правового управления Государственной Думы, от 29 апреля 2013 года, подготовленное ко второму чтению «пресловутого закона»:
По нашему мнению статья 1 законопроекта в представленной редакции может повлечь за собой ее конкуренцию с частью первой статьи 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», предусматривающей уголовную ответственность за публичные действия, направленные на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам отношения к религии.
Также полагаем, что понятие «отправление богослужения», используемое в части второй проектной статьи, следует соотнести со статьей 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в которой используется термины «совершение богослужения» и «проведение богослужения».
Кроме того, требуют дополнительного обсуждения предлагаемые проектом изменения в часть вторую статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за «публичное осквернение предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики, а равно их порчу или уничтожение» (пункт 2 статьи 2 законопроекта), поскольку статьей 214 УК РФ «Вандализм» уже установлена уголовная ответственность за осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества в общественных местах, а статьей 167 УК РФ установлена уголовная ответственность за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества.
Также обращаем внимание, что понятия «знаки или эмблемы мировоззренческой символики», «предметы религиозного почитания» в законодательстве Российской Федерации не раскрываются.
Замечания юридико-технического и лингвистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Поразительно!
5 заключений - и ни одного положительного!
И тем не менее законопроект в первом чтении принят!
Остаются, правда, ещё второе и третье чтение; но что-то мне подсказывает, что взбесившиеся принтеры вряд ли станут «перепечатывать» уже напечатанное.
Воистину, велика сила Железняка в российской истории!
От себя ж добавлю, что воистину непонятно, чем оскорбление религиозных убеждений (а в законопроекте говорится именно об убеждениях, а не только о чувствах!) лучше оскорбления любых других убеждений, и прежде всего, конечно, убеждений атеистических. Мне кажется, тут невооруженным глазом виден повод для обращения в Конституционный Суд - неужели пресловутый Железняк его не видит?
Для интереса пробежался ещё по определениям.
Оскорбление:
"Оскорбление - унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме" ("Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.04.2013))
Учитывая это, тем более непонятно, как можно «оскорбить» убеждения или чувства.
А что касается «унижения» и «осквернения», то для них определений в законодательстве вообще не нашёл.