«Хотели как лучше, получилось как всегда».
Похоже, этот принцип является универсальным в политике.
Не сомневаюсь, что намерения у правительства Греции вполне благие.
Но способствуют ли реализации этих намерений принимаемые меры?
Обратимся опять к статье Василия Колташова «…Лишь ее долг» -
http://expert.ru/expert/2011/40/lish-ee-dolg/ . На сей раз хочу привести достаточно длинную из неё цитату:
Следствием интеграции Греции в Евросоюз и включения в зону евро стало уменьшение диверсифицированности экономики. На сельское хозяйство и обрабатывающую промышленность извне оказывалось административное давление. Более острой стала конкуренция, особенно в металлообработке, текстильной и швейной отраслях, кораблестроении и на транспорте. Государство не могло поддерживать своих производителей напрямую, а печатный станок перешел в распоряжение органов Евросоюза.
Возросло значение сферы услуг, особенно с развитием туристического сектора: порядка 60% трудоспособного населения страны занято в области оказания услуг. Взлет туристической отрасли был сопряжен с ослаблением промышленной индустрии и сельского хозяйства. В стране погибло хлопководство, закрылись многие заводы, например производство местных холодильников «Эскимо». Даже выпуск мраморных сувениров из цельных кусков камня начал вытесняться потоком китайских поделок. В 1980 году профицит внешней торговли сельхозпродукцией составлял 9 млрд драхм. В 2010 году страна имела уже дефицит в 3 млрд евро, все более завися от ввоза продовольствия.
Греция перешла от профицитного к дефицитному бюджету. Она имела профицит в 1,5% от ВВП даже в 1975-1980 годах, совсем непростых для мировой экономики. Но уже в 1980-1990 годах бюджетный дефицит достиг 0,9% ВВП. За последующие десять лет он возрос до 3% ВВП. Однако с появлением евро взлетел до 13% ВВП и удерживался не ниже этого уровня в 2000-2010 годах.
Отмечу в качестве курьёза, что премьер-министром в этот самый период 1980-1990 голов, когда и был накоплен в основном долг Греции, был как раз таки Андреас Папандреу, ОТЕЦ нынешнего премьер-министра Георгиоса Папандреу. А ещё говорят, будто бы сын за отца не отвечает… В данном случае получилось так, что отвечает, да по полной программе!
Любопытно также, что дед нынешнего премьер-министра, Георгиос Папандреу-старший, также был премьер-министром Греции, и был свергнут «чёрными полковниками», которые, хотя и придушили демократию, но по крайней мере, нормализовали экономику и финансы.
Дед, отец, сын… И кто-то ещё критикует ту же Сирию или КНДР?
Впрочем, это я уже отвлекся. Вернёмся к делам греческим в изложении Василия Колташева.
Экономические проблемы очень быстро подорвали ослабленный греческий бюджет. ... Долг всё более стал перекладываться на население, мелкая коммерция разорялась.
Новый 2011 год начался с новых бюджетных проблем: за два первых месяца падение доходов казны составило 9,1% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, это 7,95 млрд евро. ВВП страны во втором квартале 2011 года снизился уже на 7,2% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Падение экспорта за тот же период составило 1,4%, в основном из-за сужения сферы услуг.
Осенью правительство огласило новые непопулярные меры. В их числе увольнение 100 тыс. государственных служащих и 40-процентное урезание заработной платы остальным… Еще более важный шаг властей - введение налога на жилье. Все владельцы собственного жилья обязаны теперь ежегодно отдавать по 500-2000 евро в казну, не важно покрыты ли ими ипотечные займы. ... Для многих семей налог вообще может оказаться неподъемным.
Наряду с жилищным налогом в Греции вводится еще и подушный сбор «солидарности», составляющий несколько сот евро на человека. ... К числу неявных мер по удержанию бюджетной стабильности относится отказ государства в текущем году печатать школьные учебники, объединение муниципалитетов, а также закрытие половины касс афинского метро.
Продолжение курса жесткой экономии и сохранение платежей по долгам всё более осложняет ситуацию в экономике. Правительство пытается компенсировать это снижением налогов и введением льгот для большого бизнеса. Планируется совсем освободить крупный бизнес от страховых взносов. А с наемных работников, наоборот, брать больше.
Между тем, исторический опыт показывает, что прямые налоги часто приводили к мощнейшим народным выступлениям. Наполеон советовал правительствам, собирающимся остаться у власти, прибегать лишь к косвенному обложению населения.
Давление экономических проблем рождает массовые выступления протеста и столкновения с полицией, на которую все более рассчитывает правительство. Греция ярче других демонстрирует кризис неолиберальной демократии на Западе. Весной власти разогнали «народное собрание» в центре Афин, показав свое намерение и далее игнорировать требования населения.
Вопрос лишь в том, сколько продержится правительство, занятое одной лишь проблемой выплат банкам.
Однако ясно, что не существует никакого реалистичного плана преодоления кризиса. Власти решают техническую задачу: продержаться без дефолта до смены мировой конъюнктуры. Даже настаивая на выходе из ЕС и еврозоны, оппозиционные силы не знают, как оживить национальную экономику. Выход страны из зоны евро, за который выступают различные правопатриотические и умеренно левые силы, не даст ничего, кроме девальвации.
На этом я пока и прервусь, акцентировав внимание именно на последнем пассаже - ни у одной политической силы «не существует никакого реалистичного плана преодоления кризиса».