Самое сильное потрясение от парка Ливаньху я испытал, когда узнал, что он был основан всего лишь в 1958 году.
В третий раз за время пребывания в Гуанчжоу я ощутил когнитивный диссонанс между своими представлениями о Китае 1950-х годов и реальностью, наблюдавшейся в Гуанчжоу. Казалось бы - страна только-только освободилась от японской оккупации и вышла из полувековой гражданской войны; одна из беднейших стран мира того времени, где только-только начинается индустриализация; страна, где владычествуют коммунисты, организующие «Большой скачок» и «Культурную революцию»; и вот - именно в этой стране в 1950-е годы в Гуанчжоу:
- строится монумент
«Пять козлов»; ну, представим себе, чтобы в сталинское время у Финляндского вокзала вместо памятника Ленину поставили бы памятник Вяйнямёйнену или старухе Лоухи!
- университету присваивается имя Сунь Ятсена (ага, в СССР назвали бы университет именем Александра Керенского и воздвигли бы ему памятник!)
- наконец, строится этот самый парк Ливаньху с бессчетным количеством «архитектурных излишеств», вместо которых можно было бы, наверно, несколько кварталов домов для бедноты построить!
Как-то не вяжется всё это с образом маоистского Китая, который десятилетиями формировали у нас. Зато очень даже «вяжется» с образом Мао как великого правителя, продолжателя дела древних императоров, положившего начало освобождению Китая от западного влияния и возрождению его величия и мощи.
В целом, китайские парки оказались едва ли не самым неожиданным и приятным впечатлением от Китая. Вообще, про садово-парковое искусство Китая у нас известно, на самом деле, очень мало, и информация, как мне кажется, мало адекватна. В статье Википедии, посвященной садово-парковому искусству, лишь одним словом упомянуты «сады Сучжоу». А в качестве основных типов парков упомянуты лишь «регулярные «французские»», «пейзажные «английские» и «миниатюрные сады в древнеримском, испано-мавританском и японском стиле».
Судя по тому, что я увидел, китайские парки действительно можно по некоторым внешним признакам подвести под категорию «английских»; но есть в них нечто принципиально отличное от любого направления в европейском садово-парковом искусстве. В каждом из китайских парков, которые я посетил - а кроме Гуанчжоу и Шэньчжэня это были ещё и парки Чжанцзяцзе - важное значение имели не только деревья, камни, ручьи. Чего не было ни в одном из европейских парков, но что присутствует в каждом из парков китайских - это не только визуальное, но и звуковое оформление. Причем это может быть как музыка, льющаяся из скрытых от глаз динамиков, как в Люхуаху или Юэсю, или даже «вживую», как в парке Баофенг в Чжанцзяцзе, о котором рассказ ещё впереди, так и «художественное квакание», как в Ливаньху. Причем я не уверен, в самом ли деле там квакали живые лягушки, или квакание опять таки доносилось из динамиков, скрытых в кущах водных растений. Плюс ещё и подсветка.
Всё это родним китайское садово-парковое искусство скорее с таким видом европейского искусства, как перформанс, а вовсе не с «французскими» или «английскими» садами.
При внешней схожести с Западом, Китай всё-таки совершенно особый мир, который ещё долго можно открывать и поражаться вновь открытому!
Перейти к полному перечню (оглавлению) постов о китайских приключениях