В завершение «общего обзора», прежде чем переходить к описанию конкретных городов, парков, памятников и т.д., - небольшой, как теперь принято говорить, «лайфхак», основанный на личном опыте.
1. Помните, что поездка в Китай - удовольствие не дешевое. Начиная с того, что достаточно дорого стоит сама виза.
2. ПРИГЛАШЕНИЕ. Помните, что для получения туристической визы в Китай вам помимо денег потребуется ещё и приглашение от одной из уполномоченных китайских турфирм! Даже если вы сами уже разработали маршрут, даже если выбрали, где хотите побывать и в каких гостиницах жить. Нашей «феей-крёстной» с китайской стороны была турфирма «
China Highlights» в лице «консультанта по турам» (tour advisor; «статус приглашающего лица» - один из пунктов в анкете на визу!) Маши Чжоу (masha@chinahighlights.net). Работать с ней было легко и приятно, хотя и небыстро; она хорошо знает русский язык и хорошо знает Китай, её советы и инструкции очень помогли нам в путешествии. Так, к примеру, она прислала нам написанные иероглифами фразы, которые надо было показать на reception в гостинице, чтобы они разобрались с тем, кто к ним приехал («ваучеры» тут не приняты - всё делается на основании писем-приглашений от турфирмы) и в кассе на железнодорожном вокзале, чтобы получить забронированные ж/д билеты.
3. ОПЛАТА (PayPal). Особо следует сказать, пожалуй, про оплату. Я питал некую надежду, что всё можно будет оплатить наличными по прибытии на место: именно так получилось, когда я в 2004 году через интернет организовывал наше путешествие по Норвегии. Но нет, китайцы требуют предоплаты. И с этим связано несколько стрёмных моментов. Во-первых, китайцы не принимают платежи с карты напрямую. Они почему-то требуют, чтобы платёж непременно прошёл через систему PayPal! А PayPal потребовал, чтобы я сначала открыл у них счёт! И ушло у меня на это… аж ТРИ НЕДЕЛИ! Мало того, что у них такой сайт, что чёрт ногу сломит, так ещё и работают они крайне медленно. Присылают письмо - «вам нужно сделать то-то и то-то». Хорошо, делаю, обратной реакции - никакой. Проходит несколько дней, присылают новое письмо - «очень хорошо, теперь сделайте то-то и то-то». И так несколько раз. Почему нельзя все инструкции сразу выдать? Почему нельзя весь алгоритм действий сразу на сайте разместить? Наконец, после очередного письма реакции вообще уж неделю нет. Что делать? Пришлось звонить по телефону, указанному на сайте - а для меня, телефонофоба, такой звонок - как нож острый! Спрашиваю - в чем дело, все ваши инструкции выполнил, а счет так и не открыт? - Ах, ох, да-да… И тут же через минуту счет открыт, перевод на Китай проходит незамедлительно. Но почему нельзя было без звонка обойтись?! Впрочем, на этом мои похождения с PayPal не закончились. Практически перед самым отъездом, когда времени ни на что уже катастрофически не хватало, они мне прислали ещё письмо - «В соответствии с требованиями российского законодательства, Вы должны пройти процедуру идентификации, а для этого обратитесь в ближайший магазин «Евросеть», предъявите свой паспорт и назовите код идентификации, который мы Вам прислали в этом письме…» Ага. Как же. Отложил поход в «Евросеть» до возвращения из Китая, а когда вернулся и пришёл в магазин «Евросеть», мне там сообщили, что договор с PayPal они разорвали. А PayPal на мои e-mail’ы не реагирует и продолжает упорно предлагать пойти в «Евросеть»! Хочу надеяться, что пользоваться этой платежной системой мне больше никогда не понадобится :-(
4. ОПЛАТА (окончание). Второй стрёмный момент был связан с тем, что все платежи проводились, в общем-то, под честное слово. Я привык, что всё подтверждается соответствующими бумажками. А тут - сплошные e-mail’ы, и больше ничего. До последнего опасался, что, вот, приду в гостиницу, а мне там скажут - мы вас знать не знаем, хотите номер - платите по полной заново! Но нет, всё оказалось оплачено и забронировано, никаких проблем ни разу не возникло!
(Хотел уложиться в один пост, но уж очень много текста получается. Так что - ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!)