Дэвид Мак-Гоуан «Хвост виляет лунным пёсиком», Часть VII

Dec 06, 2011 08:00

21 ноября, 2009

"ЛМ (Лунный модуль) был покрыт лавсановой плёнкой майлар1. Большинство инженеров восприняло внешний облик корабля как издевательство над любым представлением о том, как должен выглядеть космический аппарат... Это был один из самых странных и уродливых летательных аппаратов из когда-либо созданных".

Лунные машины: лунный модуль, Канал "Наука", 2008

На днях, бесцельно переключая каналы, я заметил, что канал "Наука" планирует показать пару документальных фильмов о полётах на Луну. К счастью, в тот день мне было немного скучно, и я решил посмотреть их, хотя на самом деле не ожидал ничего нового, что отличалось бы от тех стандартных заявлений, что делались во многих других документальных фильмах о якобы экспедициях Аполлонов.

Но я был приятно удивлен, обнаружив, что два часа за просмотром того, как канал "Наука" пиарит полёты на Луну, оказались неплохо проведённым временем, так как я узнал довольно много фактов, которые раньше нигде не встречал. Самое главное, что я узнал, был своего рода урок: никогда не пытайтесь высмеивать полёты Аполлонов по той простой причине, что все эти усилия будут тщетными, поскольку никакие ваши шутки, как бы они ни были абсурдны, никогда не превзойдут ужасную глупость заявлений НАСА и её партнёров.

Лучшей из двух телепередач оказалась "Лунные машины: лунный модуль", которая является частью цикла, к счастью, легкодоступного для приобретения на сайте Netflix (все шесть часов записаны на одном DVD). Netflix-у показалось, что мне также может понравиться двухчасовой фильм "На Луну" (To the Moon, производства Nova) и многосерийный "Когда мы покинули Землю" (When We Left Earth) канала Дискавери, так что я также добавил и их к моему заказу. Теперь, усвоив всё, что "Лунные машины", "На Луну", "Когда мы покинули Землю" и "Первые на Луне: нерассказанная история" (First on the Moon: The Untold Story) мне могли предложить, я понимаю, что моё разоблачение лжеполётов на Луну ещё далеко не окончательно, так что потребуется ещё одна глава. Или, может быть две. Или, возможно, три. А может даже четыре.

"Лунные машины: лунный модуль" начался с того, что говорящая голова по имени Джош Стофф (Josh Stoff) объяснил зрителям, что когда Д.Ф.Кеннеди произнёс свою историческую речь 25 мая 1961 года, в которой он смело заявил, что американцы до конца десятилетия будут ходить по Луне, "У Соединённых Штатов было в общей сложности пятнадцать минут опыта космических полётов... и сейчас мы полны решимости лететь на Луну... о которой ничего не знаем".

Действительно, если бы Кеннеди произнёс эту речь всего лишь тремя неделями раньше, заявление Стоффа должно было бы быть изменено: "У Соединённых Штатов совсем не было опыта космических полётов, и сейчас мы полны решимости лететь на Луну!" 5 мая 1961 Алан Шепард стал первым американским космонавтом, когда он совершил 15-минутный полёт в капсуле Меркурий, которая просто поднялась вверх, а потом опустилась обратно вниз. Этот полёт явился поспешным ответом: "Эй, смотрите! Мы тоже можем так делать!" - в адрес СССР, который запустил первого человека в космос 12 апреля 1961 года.

Достижение Шепарда даже и близко не подошло к тому, что было достигнуто Советами. Юрий Гагарин на Восток-1 совершил полный оборот по низкой околоземной орбите за 1 час и 48 минут. Для сравнения, Шепард, по существу, предпринял короткую, в несколько минут поездку на борту большой бутылкоракеты. Для Соединённых Штатов пройдет ещё четыре месяца до 13 сентября 1961 года, когда первый беспилотный космический корабль совершит полный оборот вокруг Земли. И только в конце февраля 1962 года, почти через год после полёта Гагарина, НАСА будет утверждать, что американец (Джон Гленн) достиг орбиты.



В день исторического полёта Гагарина, находящийся в явном замешательстве президент Кеннеди отвечал на вопросы заинтересованных журналистов. На вопрос собираемся ли мы победить русских в гонке за Луну, Кеннеди раздражённо ответил, что "мы должны сначала сделать оценку, основанную на последней имеющейся информации, можем ли мы обогнать русских на Луне". На последовавший затем вопрос об уже разрабатывавшихся группой фон Брауна ракетах Сатурн, заметно раздражённый Кеннеди ответил, что "Сатурн всё ещё оставит нас далеко позади".

Конрад Данненберг (Konrad Dannenberg), инженер-ракетчик, который работал вместе с фон Брауном в течение 33 лет, сначала в фашистской Германии, а затем в Хантсвилле, штат Алабама, с готовностью согласился, что "они [Советы] действительно далеко опережали нас во всех направлениях". Так что, несмотря на частые утверждения "защитников", что будто бы гонка шла ноздря в ноздрю или, что Советы на самом деле вовсе не лидировали, все от президента до специалистов, занятых созданием якобы лунной техники, согласны, что в то время Советы далеко опережали США практически во всех аспектах космической гонки.

Однако "защитники" правы в одном: список советских рекордов, который я приводил в одной из предыдущих статей этой серии не совсем точный. По правде говоря, я, похоже, преуменьшил достижения Советов, не упомянув некоторые из ранних достижений их космической программы, в том числе парочку рекордов, которые Соединённые Штаты не были в состоянии повторить на протяжении десятилетий. Привожу более полный список рекордных достижений русских в годы до и во время лжеэкспедиций Аполлона:
  • 15 мая 1957 - Советским Союзом испытана Р-7 "Семёрка", первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета.
  • 4 октября 1957 - Советы запускают Спутник-1, первый искусственный спутник Земли.
  • 3 ноября 1957 - Собака по имени Лайка становится первым животным на околоземной орбите на борту Спутника-2. К сожалению для Лайки, у неё не было обратного билета.
  • 2 января 1959 - Луна-1 становится первым объектом искусственного происхождения, покинувшим орбиту Земли.
  • 13 сентября 1959 - После преднамеренной жёсткой посадки, Луна-2 становится первым искусственным объектом на Луне.
  • 6 октября 1959 - Луна-3 показывает человечеству обратную сторону Луны.
  • 20 августа 1960 - Белка и Стрелка, на борту Спутника-5, стали первыми животными, которые успешно вернулись с орбиты Земли.
  • 14 октября 1960 - стартует Марсник-1, первый зонд, отправленный с Земли на Марс.
  • 12 февраля 1961 - стартует Венера-1, первый зонд, посланный с Земли на Венеру.
  • 12 апреля 1961 - Юрий Гагарин на борту Восток-1 становится первым человеком на орбите Земли.
  • 19 мая 1961 - Венера-1 впервые в мире пролетает мимо другой планеты (Венера).
  • 6 августа 1961 - Герман Титов на борту Восток-2 становится первым человеком, который провёл в космосе более суток и впервые спал на околоземной орбите.
  • 11 и 12 августа 1962 - Запущены Восток-3 и Восток-4 - первый групповой пилотируемый космический полёт (пока без стыковки).
  • 12 октября 1964 - Запущен первый в мире многоместный космический корабль Восход-1.
  • 18 марта 1965 - Алексей Леонов на борту Восхода-2 впервые совершает космическую прогулку.
  • 3 февраля 1966 - Луна-9 становится первым зондом, который совершил автоматическую "мягкую" посадку на Луне.
  • 1 марта 1966 - Венера-3, запущенная 16 ноября 1965, становится первым аппаратом попавшим в другую планету (в Венеру).
  • 3 апреля 1966 - Луна-10 становится первым искусственным спутником Луны.
  • 30 октября 1967 - Космос-186 и Космос-188 становятся первыми автоматическими космическими аппаратами, сблизившимися и состыковавшимися на орбите Земли. Соединённые Штаты не смогут повторить этот маневр на протяжении почти четырёх десятилетий.
  • 16 января 1969 - Союз-4 и Союз-5 становятся первыми пилотируемыми космическими кораблями, которые состыковались на орбите Земли, и происходит первый обмен экипажами.
  • 17 ноября 1970 - Луноход-1, первый автоматический самоходный аппарат, приземлившийся и исследовавший внеземное тело, садится на Луне. Только двадцать семь лет спустя США посадят свой самый первый робот-ровер на Марс.
  • 15 декабря 1970 - Венера-7 становится первым зондом, совершившим мягкую посадку на другую планету (Венера).
  • 19 апреля 1971 - Салют-1 становится первой в мире орбитальной космической станцией.
  • 22 августа 1972 - Марс-2 становится первым зондом, достигшим поверхности Марса.



Теперь, после уточнения информации, я чувствую себя гораздо спокойнее. И я уверен, что "защитники", которые до этого представляли гораздо более урезанный список советских рекордов как "раздутый", также почувствуют облегчение.

Советы совершили первый пролёт Луны, запустили первый аппарат, который достиг Луны, первыми произвели мягкую посадку на Луну, запустили первый объект на лунную орбиту, и остаются по сей день единственной страной, которая посадила и управляла работой самодвижущегося робота на Луне. Теперь должно быть предельно ясно каждому, почему Советы, опережавшие нас практически во всех аспектах освоения космического пространства, в некоторых случаях на десятилетия, никогда не посылали человека на Луну. Или хотя бы на орбиту Луны. Подумайте об этом: они даже не запустили на Луну собаку.

Сомневаюсь, что у русских не было достаточного финансирования своей космической программы, или, что у них не было талантливых учёных, работающих над этой космической программой, или, что у них не было воли и желания добиться успеха. Я думаю, чего им не хватало, так это доступа к съёмочным студиям Голливуда. Итак, возвращаясь к нашей предыдущей теме обсуждения...

По некоторым сведениям, 14 апреля 1961 года, через два дня после исторического полёта Гагарина, запаниковавший Кеннеди обратился к НАСА с вопросом, какую цель в космосе мы могли бы достичь прежде Советов. Согласно легенде, Кеннеди ответили, что лучшей надеждой Америки обогнать русских была бы пилотируемая высадка на Луну. Аргументация в том, что Советы так далеко ушли вперед, что они, несомненно, опередят нас при достижении любого этапа на орбите Земли (выход в открытый космос, длительный полёт, сближение и стыковка и др.), и потому нашим лучшим шансом будет далёкая цель.

Но проблема была в том, что тогда отсутствовали технологии, необходимые для достижения этой цели. У нас не было ни ракетной техники для доставки такой экспедиции к Луне, ни системы навигации для ориентации в пути, ни цифровых компьютерных технологий для управления этой навигационной системой, ни технологии изготовления скафандров для защиты наших астронавтов, ни технологии для маневрирования и стыковки в космосе, ни технологии для создания дюнного багги, способного работать на Луне, ни технологии разработки и создания лунного посадочного корабля. НАСА, созданная в 1958 году как прямой ответ на запуск в СССР спутника, существовала ещё всего лишь менее трёх лет.

Тем не менее, всего восемь лет спустя, мы, якобы, на самом деле высадили людей на Луну. Всего за восемь коротких лет, начиная по существу с нуля, мы спроектировали, построили, испытали, улучшили и довели до совершенства каждый фрагмент технологий, необходимых для полёта человека на Луну, и мы сделали это так хорошо, в такой короткий период времени, что к июлю 1969 года каждый винтик в машине сработал почти безупречно. И всё же сейчас, имея в багаже полвека освоения космического пространства, и со всеми необходимыми технологиями, давно доведёнными до совершенства, НАСА заявляет, что доставка человека на Луну займет вдвое больше времени. Хотя я, возможно, уже указывал на это.

После смелого заявления Кеннеди на самом деле никто понятия не имел, как доставить астронавтов на Луну и вернуть их обратно. Первый вариант предполагал, что огромный ракетный корабль, который полетит туда, прилунится, а затем вернётся назад. Главным недостатком этого предложения было то, что оно было совершенно несуразным. Неразрешимой задачей оказалось требование посадить 300-футовый цилиндр в идеально вертикальном положении. Но это была не единственная проблема. Выбираться из капсулы, установленной на вершине высоченной ракеты, и забираться назад также было бы несколько проблематично. И повторно запустить ракету без стартовой площадки и наземной команды могло бы оказаться трудной задачей.

Второй вариант предполагал запуск двух крупных ракет, одну в основном с топливом, а другая несла бы наших бесстрашных астронавтов. Идея заключалась в том, чтобы два космических корабля встретились на орбите Земли и состыковались. Пилотируемый корабль дозаправился бы от другого, и затем наши мальчики устремились бы к Луне. Почему это было так необходимо, можно только догадываться, учитывая, что "защитники" вообще утверждают, что не требуется много топлива после того, как вы покидаете орбиту Земли, так как вы просто как бы падаете в космическом пространстве, пока не долетите до Луны.

Среди всех нелепых идей о том, как доставить наших ребят на Луну раньше Russkie, был одинокий глас вопиющего в пустыне, "малоизвестного инженера" по имени Джон Хуболт (John Houbolt), он предлагал совершенно другой план: сконструировать второй лёгкий космический аппарат, который будет транспортироваться на борту большого материнского корабля, и он будет способен опуститься на поверхность Луны и вернуться назад, в то время, как большой корабль останется на лунной орбите!

Как рассказчик "Лунных машин" торжественно произнес: "Был только один основной недостаток: возвращение на Землю потребует стыковки лунного челнока с материнским кораблём на лунной орбите". Как Стофф добавил: "Что страшило всех - это необходимость сближения и стыковки у Луны. Вы в четверти миллиона миль от Земли! И он предлагает это в 1961 году, когда у нас не было опыта космических полётов и всех беспокоила даже стыковка на Земной орбите".

Излишне говорить, что все высмеяли радикальное предложение Хуболта. Самую крикливую оппозицию в НАСА возглавлял мистер фон Браун, который категорически и с жаром отклонил идею рандеву на лунной орбите (кстати, идея, как представляется, была украдена из ранних советских исследований2). Но Хуболт был якобы упорный малый, который не собирался легко сдаваться, и даже зашёл так далеко, что 15 ноября 1961 года написал напрямую Бобу Симансу (Bob Seamans) в самую верхушку всей иерархии НАСА. Хуболт был, конечно, сразу же серьёзно воспринят шишками НАСА, которые тут же постановили, что его идеи должны быть серьёзно рассмотрены.

Предположительно поворотный момент наступил, когда в июне 1962 года было созвано совещание. Повествователь "Лунных машин" сообщил нам, что во время этого исторического собрания "фон Браун застал всех врасплох". Собственная команда Вернера представила собравшимся учёным подробную презентацию, после чего фон Браун поблагодарил и всячески похвалил их, прежде чем сказать, что он собирается рекомендовать НАСА не использовать концепцию его собственной команды. Вместо этого он собирается рекомендовать так называемый вариант LOR3, или стыковка на лунной орбите!

И ещё одна авторитетная говорящая голова по имени Билл Кози (Bill Causey) объяснил: "Это было такой неожиданностью для всех, что даже его собственные сотрудники через несколько дней провели с ним приватную встречу и спросили: "Почему, в конце концов, вы так заявили?" В самом деле, почему? Я думаю, что кто-то наконец передал Вернеру служебную записку объяснив, что ему нужно забыть о глупой идее, будто план заключался в настоящем полёте на Луну. Что было на самом деле необходимо, так это план, который можно правдоподобно продать американскому народу.

Любопытно, что мистер Хуболт, которого нам пытаются представить как единолично ответственного за продажу НАСА концепции лунного модуля, и без которого мы, наверное, никогда бы не отправили людей якобы на Луну, был почти забыт. Довольно странный способ увековечить для истории человека, чей блестящий ум якобы открыл для человечества врата для прогулок по Луне.



Кстати, человек, чье имя чаще всего упоминается при обсуждении лунного модуля (ЛМ), это джентльмен по имени Томас Келли (Thomas Kelly), который работал в качестве менеджера проекта по конструированию, изготовлению и испытаниям ЛМ. Келли оказался членом общества "Пера и кинжала"4 Корнельского Университета, созданного в противовес общеизвестному "Череп и Кости" Йельского университета". Я просто подумал, что может мне стоит отметить этот факт.

В июле 1962 года НАСА объявила, что она полностью поддерживает концепцию лунного челнока и начала искать подрядчика для его создания. Судьба распорядилась так, что небольшая самолётостроительная компания Грумман Корпорейшн (Grumman Corporation) на Лонг-Айленде, уже работала над конструкцией своего собственного лунного челнока, благоразумно ожидая рыночного спроса. Грумман, таким образом, смог представить гораздо более подробное предложение по сравнению с другими конкурентами, заключив контракт с НАСА.

В ноябре 1962 года, Грумман получил контракт на постройку того, что "Лунные машины" описали как "наиболее сложный и совершенный космический корабль из когда-либо созданных". Вскоре после этого нам также сообщили, что ЛМ был "тем, что многие считают первым настоящим космическим кораблем". Другими словами, американский "первый настоящий космический корабль" был также американским "самым сложным и совершенным космическим кораблём". По сей день не построен никакой другой корабль, способный высадить людей на другую планету. По сей день не построен никакой другой корабль, способный взлететь и вернуться домой с другой планеты. По сей день не построен никакой другой корабль, способный выполнить маневр сближения и стыковки на лунной орбите. По сей день не построен никакой другой корабль, который может защитить астронавтов от опасностей полёта через космическое пространство за пределами поясов Ван Аллена.

Конечно, только задумайтесь, и вы поймёте, какой великий смысл в том, что первый американский настоящий космический корабль, возникший во время младенческой стадии космической эры, также по сей день является самым сложным и совершенным космическим кораблём из "когда-либо созданных". В конце концов, разве Генри Форд не построил самый сложный и совершенный автомобиль из когда-либо созданных? И разве Орвилл и Уилбер Райт не построили самый сложный и совершенный самолёт из когда-либо созданных? И разве Александр Грэм Белл не изобрел IPhone?

С самого начала Грумман предусмотрел двухступенчатый корабль с максимальным весом в нижней части, то есть посадочной ступени космического корабля. Экономия веса имела первостепенное значение. Например, ранние проекты не имели лестницы, так как это было сочтено излишним весом. Предполагалось, что при действии 1/6 силы тяжести астронавты смогут подняться в капсулу и вылезти из неё используя только веревку. Конечно, модули и близко никогда не побывали в среде с уменьшенной гравитацией, вот, вероятно, почему лестница была добавлена в спускаемый аппарат.

Согласно каналу "Наука", у Грумман была постоянная тяга к переделке конструкции модулей. Такая навязчивая, что "наконец весной 1965 года НАСА обеспокоилась тем, что изменения конструкции никогда не прекратятся и велела их остановить". НАСА видимо решила, что двух с половиной лет работы со знаниями и технологиями начала 1960-х было вполне достаточно, чтобы сконструировать "самый сложный и совершенный космический корабль из когда-либо созданных". То, что команда Грумман придумала к тому моменту, должно было быть вполне достаточно, чтобы доставить наших пилотов с материнского корабля на Луну и обратно.

Настало, наконец, время заняться самой постройкой того, что было охарактеризовано как "полностью независимый корабль со своими собственными двигателями, топливом, системой жизнеобеспечения и навигационного оборудования. Кому-то тогда это казалось чрезмерным". А кому-то и просто нелепым.

Кстати, я случайно наткнулся на изображение прототипа ЛМ образца 1963 года, расположившегося на поверхности Луны. Как это было во всех случаях в этой серии, изображение найдено непосредственно на веб-сервере НАСА, где оно было гордо представлено как "фото дня". Будет несложно догадаться, что мне нравится на этой картинке, несмотря на то, что она доказывает мою ложь, когда я ранее утверждал, что ни на одной из фотографий НАСА нет изображений звёзд на лунном небе.





По словам людей на канале "Наука", лунный модуль "был собран в одном из первых в мире чистых помещений. В невесомости любое плавающее инородное тело будет представлять опасность". То есть, опасность как для здоровья астронавтов, так и для хрупкого электронного бортового оборудования. Рабочие должны были носить халаты, маски, сетки для волос и бахилы. Техники тщательно очищали интерьер щетками из верблюжьего волоса и фильтровальной бумагой; модули автоматизированно поднимались, переворачивались и встряхивались для удаления из кабины любого мусора.

Хотя рассказчик забыл об этом упомянуть, я уверен, что астронавты также получили инструкции не ронять волос и не чесаться во время экспедиций. Говоря серьёзно, как сообщалось, НАСА и в самом деле рассматривала требования к астронавтам побриться с головы до ног. Конечно же, это так и не случилось, вероятно потому, что лысые и безбровные астронавты не были бы так тепло приняты американской общественностью, а в экспедициях Аполлонов было больше заботы о внешнем виде, чем о науке.

Создателями "Лунных машин" остался неизученным очевидный вопрос о том, как эти условия чистого помещения могут быть соблюдены, когда посадочный модуль сядет на Луну. Астронавты не могут сбросить защитные костюмы, пока они не окажутся в безопасности отсека с атмосферой, так что как именно они могли не наследить обильным количеством лунной пыли в якобы стерильной кабине ЛМ? Как показано в эпизоде "Лунный ровер" из серии "Лунные машины", "астронавты быстро установили, что пыль прилипает ко всему чего коснётся".

К тому же, внешняя поверхность лунного модуля, выглядела настолько чистой, как если бы модуль стоял на полу выставочного зала. И пыль, по-видимому, также не прилипала к ботинкам астронавтов или скафандрам, даже если астронавт Аполлона Чарли Дюк (Charlie Duke), описывая поездки на лунном ровере, сказал, что "лунная пыль падает на нас, как дождь, и поэтому после половины прогулки по Луне, наши белые скафандры стали серыми". Конечно, ни пылинки не было занесено в стерильную внутренность кабины.

Мы знаем это с абсолютной уверенностью, потому что нам уже было сказано, что для безопасной и правильной работы лунного модуля в салоне не должно быть пыли. Оказывается, что одной из наиболее важных тайн программы "Аполлон" является то, что на самом деле в поездках на Луну был третий пассажир: мать Нила Армстронга. Её основная задача была в том, чтобы убедиться, что мальчики надлежащим образом вытерли ноги перед входом в капсулу.

Кстати, внимательные читатели могли заметить, что комментарии Дюка о вождении ровера прямо противоречат другой басне, продаваемой "защитниками". По словам Фила Плэйта, если вы смотрите видеокадры якобы снятые на Луне, "вы увидите, что пыль выбрасывается вверх колёсами ровера. Пыль поднимается по идеальной параболе и падает обратно на поверхность. Опять же, Луна не Земля! Если бы это было снято на Земле, где есть воздух, пыль вилась бы вокруг колёс и держалась над поверхностью. Очевидно, что это не происходит на видеоклипах; пыль поднимается вверх и падает обратно вниз. Это на самом деле красивая демонстрация баллистического полёта в вакууме".

Как и следовало ожидать, мы видим, что и Джей Уиндли по существу заявляет то же самое: "пыль упадет сразу на лунную поверхность. Поведение пыли на видео и киноплёнке, снятой на поверхности Луны, является одним из наиболее убедительных доказательств, почему мы должны полагать, что это было снято в вакууме. Ясно, что пыль сухая, но она немедленно падает на поверхность и не образует клубы".

Кому же тогда мы должны верить? Парню, который на самом деле водил ровер якобы на Луне, и сказал, что пыль падала на него и его партнёра как дождь со всех сторон, или паре самопровозглашённых "экспертов", которые прямо противоречат человеку на сцене из НАСА?

Я мог бы добавить здесь, что существует причина, почему НАСА обращается к этим двум клоунам, сама в то же время официально не поддерживая их "разоблачающие" аргументы. Это называется "правдоподобное отрицание". НАСА знает, что "опровержение" того, что посадки на Луну были фальсифицированы, требует многочисленных искажений фактов и утверждения большого количества сомнительных научных постулатов, и они предпочитают не принимать в этом непосредственное участие. Несомненно, именно поэтому агентство отозвало своё финансирование "разоблачительной" книги, которая по слухам уже была в работе.

Примечания переводчика

1 Майлар (Mylar) - плёнка на основе синтетического полиэфирного волокна, в России называемого лавсан.
2 Идея лунного рандеву была описана в работах русского и советского учёного А.И.Шаргея (псевдоним - Ю.В.Кондратюк) (1897 - 1942), который предложил оптимальную траекторию полёта к Луне.
3 LOR - lunar orbit rendezvous, ключевая концепция в якобы высадках астронавтов на Луну и возвращении на Землю. Победила концепцию прямого взлёта с использованием гигантской ракеты NOVA.
4 Quill and Dagger - почётное общество в Корнельском университете. Часто называется одним из самых известных университетских обществ этого типа, наряду с обществом "Череп и Кости" (Skull and Bones) Йельского университета. Оба общества закрыты для публики и окружены ореолом таинственности.

Дэвид Мак-Гоуан, moondoggie

Previous post Next post
Up