Кога да отплава корабът определя капитанът,
кога да се завърне - Бог.
(Болгарская народная мудрость)
А повод сомневаться - тот ли "болгарин" это, или не тот, таки да, таки был.
Из рассказа Светослава Юрекчиева, тогдашнего второго механика т/х “Хаджи Димитър”.
Я знаю некоторых гражданских моряков, которые имеют по два воинских отличия - орден “За заслуги към БНА” и грамоту от командующего советским ВМФ. Это все члены экипажа т/х “Хаджи Димитър”. В апреле 1970 года мы шли по мертвой зыби Атлантики к северу от Азорских островов. Почти сразу после начала моей вахты второго механика “четыре-восемь” (04:00 - 08:00 - прим.), несмотря на то, что главный двигатель работал на тяжёлом топливе, по телеграфу была получена команда “Стоп“. Так как, согласно инструкции, при переходе в маневренный режим необходимо перейти на лёгкое топливо, на что требуется около часа, то я понял, что случилось нечто экстраординарное. Я тут же выполнил команду “Стоп” и через несколько минут последовала команда “Полный назад”, после чего зарядили реверсы “Вперёд-Назад”. Я послал человека из машины на мостик узнать, что случилось и надо ли переходить на лёгкое топливо. Боцман вернулся и невнятно объяснил, что какое-то плавательное средство подавало световые сигналы с просьбой о помощи.
Когда рассвело, мы увидели неподалеку советскую атомную подводную лодку… Все это время я был без перерыва в машине. Мы провели сотни манёвров в интересах операции. На следующий день пришли первые русские суда, которые забрали своих людей, и, казалось, организовали буксировку поврежденной лодки. Мы же продолжили плавание в соответствии с графиком.
http://vipusk80vvmu.blogspot.com/2011/12/blog-post_01.html
Из варненской газеты “Народно дело” от 01.05.2010.
Здравко Роев. “Българи спасили екипажа на съветска атомна подводница“
40 лет назад, в апреле, к северу от Азорских островов в Атлантическом океане, команда нашего судна “Хаджи Димитър“ спасала экипаж терпящей бедствие советской атомной подводной лодки с бортовым номером К-8 класса “Кит“. Операция проводилась при интенсивном волнении моря. Тогда наш местный варненский житель Димитр Ненков был судовым мотористом. За высокий профессионализм при проведении операции спасения, он был награжден Почетной грамотой командующего советском военно-морским флотом адмиралом Горшковым. Несмотря на прошедшие 40 лет со времени трагедии, Димитр Ненков хорошо помнит подробности спасательной операции.
“Вахтенный помощник капитана заметил в темноте подводную лодку случайно. Русский моряк подавал световые сигналы о помощи. К счастью, капитаном на болгарском судне был русский, Рэм Смирнов. Это помогло им, как считают русские, попасть на дружественное судно…
...Второй механик Светослав Юрекчиев делал всё возможное для точного выдерживания команд с мостика. Для мотористов время текло страшно медленно. В первые несколько часов никто и не подозревал, что лодка атомная, кроме русского капитана…
Когда спасательная операция завершилась, пришел второй приказ из Варны: “Хаджи Димитър“-у оставаться у подводной лодки.”
http://www.narodnodelo.bg/news.php?news=41057 (архив, оригинальная ссылка недоступна) Из рассказа второго механика (боцман вернулся - имеется ввиду должность т.н. “машинного боцмана” в болгарском флоте) вырисовывается однозначная картина - на лодку наткнулись, случайно или умышленно, но именно наткнулись, т.к. внезапно дать с полного переднего хода “Cтоп”, а затем полный задний (!) можно лишь в случае срочной остановки. А дальше только манёвры возле лодки. И сломанный топливный насос (если быть точным, заклинивший ТНВД вследствие безобразного перехода на лёгкое топливо) лучшее тому подтверждение. А рассмотреть в упор, кто это пускал пять красных ракет, смогли только на рассвете (на гражданских судах судовое время соответствует поясному с учётом летнего времени). И все эти “рано утром на горизонте” оставим на совести тех, кто это писал (или сочинял).
Но не это является самым интересным в рассказах болгар. Название судна - вот что интересно. На сайте того училища, где учился Юрекчиев, и где выложен его рассказ, тоже выражают недоумение тем, что русскоязычные сайты везде упоминают “Авиор”, обходя молчанием настоящее имя судна - “Хаджи Димитър“. Высказывается весьма мутное предположение, что к тому времени “Авиор” ещё не был переименован, чтобы хоть как-то отмазать сайты русских “братушек”.
11 марта 1966 в Глазго, Шотландия, на новоприобретённом ДТП “Тексим“ теплоходе “Авиор“ был поднят болгарский флаг. Первым капитаном судна был Георги Гърдев, а старшим механиком - Ангел Ангелов. Судно было построено в 1956 году в Киле, Германия, и имело длину 151,4 м, ширину - 18,9 м, осадку - 9,09 м, и дедвейт 13 440 тонн. Главный двигатель - дизель MAN с 5400 л.с. мощности. Скорость судна составляла до 14 узлов.
http://www.airgroup2000.com/forum/viewtopic.php?p=5998016 История взлёта и падения ДТП “Тексим” сама по себе невероятно интересная и убойная, мы же коснёмся её лишь в связи с “Авиором”.
К 1960-му году Болгарии, первой из стран социализма, удалось добиться поразительных успехов в области неплатежеспособности. Денег никто не давал, даже Хрущёв. Почесав репу, местный Совет Министров плюнул на святые принципы социалистического хозяйствования и 3 декабря 1960 года создал секретным постановлением некое совместное предприятие ДТП “Тексим”, во главе с бывшим самым юным партизаном бригады “Васил Левски” Георги Найденовым (погоняло “Гето”), ставшее впоследствии раковой опухолью на здоровом теле социалистического содружества и не влазившее ни в какие ворота плановой экономики.
Этот Гето, к тому времени из юного партизана выросший до офицера первого разведуправления Державной сигурности, получил на руки все деньги народа США, что нашлись в стране, все 2314 у.е., на эти у.е. насобирал 10 000 т всякого стрелкового оружия (у нас этого добра…), погрузил его на кораб “Родина” и загнал винтовки алжирским талибанам, подло обманув при этом французскую разведку и прочие сюрте женераль. Помощь бунтовщикам-бедуинам принесла в госказну более 50 000 000 (пятьдесят миллионов - прописью) уже вполне реальной “зелени”. Сумасшедшая прибыль в размере свыше двух миллионов процентов понравится кому хошь, а голодным болгарам особо пришлась и по душе, и по желудку. (Тодор Живков е във възторг! - Тодор Живков был в восторге!)
http://sseverin.com/кгб-смачка-империята-тексим/ (вебкэш))
http://ntotkov.blogspot.ca/2012/02/blog-post.html И пошло-поехало - в первую ударную пятилетку капитал государственного хозяйственного предприятия “Тексим” уже вырос до 136 000 000 US$ - в тех ещё баксах. Тодор Живков перестал ходить по соцлагерю с протянутой рукой: банки и оффшоры, “Coca-cola” и сигареты, трансатлантическое авиасообщение и сельхозавиация в Африке, страховое дело и валютные спекуляции, судостроение и судоремонт, и, конечно же, торговое мореплавание с его 103 корабами, общим тоннажем более миллиона тонн.
5-го марта 1968 года Постановлением Совета Министров № 13 была создана на базе “Тексима” “Икономическата групировка „Български търговски флот” на пълна левова и валутна самоиздръжка”, со всеми сопутствующими торговому флоту прибамбасами. Фактически частная курица партизана-банкира Найденова несла в бюджет страны Болгария золотые яйца, которые не могли не вызвать справедливого чувства пролетарской ненависти со стороны смотрящих органов. За “Пражской весной” уже явно маячило “Софийское лето”, и, поэтому, Андропов, чтобы не вводить войска ещё и на Балканы, предложил товарищу Тодору Живкову вполне демократичный выбор: или ты сажаешь своего другара Найденова в калабузу, или мы на твоё место сажаем другого товарища Живкова (был такой, Живко Живков, зам. Тодора).
Перебрав все варианты, Тодор Живков почему-то остановился на первом, и 10 ноября 1969 года Постановлением Совета Министров № 40 курятник был закрыт вместе с товарищем Гето. С конфискацией имущества, само собой, - по тогдашним обычаям стран развитого социализма. Притом конфисковывать пришлось у самих же себя, чтобы не нарушить обычай и не дразнить гусей Андропова, с передачей конфискованного самим же себе.
Вот так в ноябре 69-го и попал под раздачу новых вывесок кораб “Авиор“ с нашим капитаном.
После ликвидации ДТП “Тексим“ т/х был передан в состав Пароходства БМФ под названием “Хаджи Димитър“. В составе флота БМФ находился до 1980 года.
“Хаджи Димитър”, бывший “Авиор”
http://www.airgroup2000.com/forum/viewtopic.php?p=5998016 Поверить в то, что Светослав Юрекчиев и Димитр Ненков могли перепутать название судна, на котором они работали и спасали - невозможно. Водоплаватели, в таких случаях, скорей имя родной мамы перепутают.
В книге Шигина приводится список благодарностей некоторым членам экипажа “Авиора”, в частности, старпому Георгию Петрову, второму механику Святославу Илиеву и четвертому механику Владимиру Архангелову. Может они на “Авиоре” и были, да вот на “Хаджи Димитър“-е, в апреле 70-го, старпом оставался тот же, Георгий Петров, но вторым механиком уже был Светослав Юрекчиев, а четвёртым - Владимир Стойнов, которым благодарностей не перепало. Да и в сообщениях в штаб ВМФ прямо говорится, что болгарское судно принадлежало Пароходству БМФ, а, значит, уже было переименовано.
Но это уже детали. Главное, повторяю, что ни Юрекчиев, ни Ненков ошибиться не могли. Ещё могли бы по старинке “Авиором” назвать, куда ни шло, но нет, без всяких околичностей - т/х “Хаджи Димитър“.
(В Викпедии какая-то сволочь написала следующее: После аварийного всплытия бо́льшая часть экипажа была спасена при участии болгарского теплохода «Авиор», позже переименован «Хаджи Димитр». Со ссылкой на газету “Народно дело”, уже приводившейся выше.
Чистой воды хамство по отношению к читателям - в том интервью 4 (четыре) раза упоминается “Хаджи Димитър“ и ни разу “Авиор”, и о переименовании, тем более, речи нет. Да ещё и газету глупой выставили. И когда это - позже переименован).
http://ru.wikipedia.org/wiki/К-8_(подводная_лодка) Резюме, как нынче модно говорить. В результате борьбы за оздоровление Болгарии, Андропов случайно подложил свинью товарищам из Щукозера, готовившим поимку Аполлона-13 и грамоты экипажу “Авиора” от Горшкова. Гравировку на чехле капитанского бинокля менять было поздно - поезд пароход ушёл, с новым названием, а заготовленная легенда, со старым, осталась. Лодка-то ушла в поход ещё в феврале!
А на “почему именно болгарин пришёл?” есть простой одесский ответ - “а почему именно венгр капсулу в Мурманске фотографировал?”
Вывод: Хрен с ним, с этим самым названием, главное, что капитан был наш и привёл судно и вовремя, и куда надо.
Рем Германович Смирнов
http://morskivestnik.com/compass/news/2014/032014/032014_53.html
Продолжение следует...
Также читайте на эту тему: