Добрый лагерь Волга

Aug 20, 2012 23:23


Добрый лагерь Волга
По первоначальному плану, один из лагерей оппозиции должен был пройти в Чкаловском районе Нижегородской области еще в июле. Однако время и место лагеря постепенно стало смещаться. Проходил июль, начинался август, а никто в Нижнем Новгороде не знал точно ни места, ни времени проведения этого лагеря. Стало лишь известно, что на него приглашаются активисты не только с Волги, но и с Урала.

Приближения лагеря ознаменовалось довольно крупным скандалом внутри нижегородской оппозиции. В отличии от Москвы наше движение развивалось на полностью демократической основе с привлечением всех сколько-нибудь серьезных нижегородских оппозиционных организаций. Наши структуры были открыты и у нас не могло произойти ничего подобного сговору Немцова и К* перед 10 декабря. Неудачи же москвичей, по нашему мнению, были во многом обусловлены деятельностью крупной группы самозванцев присвоивших себе право считаться руководством протеста. Мы прекрасно понимаем, что появление подобных людей у нас может нанести невосполнимый ущерб протестному движению.




Но подготовка лагеря «Волга-Урал» приняла неожиданные для нас формы. Оказалось, что занимаются ей не Левый Фронт или Справедливая Россия, как было бы логично предполагать исходя из того, что лагеря организовываются по инициативе Ильи Пономарева, а наши местные либералы. Причем организовывали они их исходя из своих представлений о месте руководства и простых граждан, которые по первоначальному плану были четко разделены в структуре лагеря. Предполагалась специальная площадка для ВИПов доступ на которую простого люда был бы несколько ограничен. Кроме того, некоторые из приглашенных лиц были неприемлемы для многих нижегородских оппозиционеров. При этом подготовка к лагерю происходила в какой-то тайне. Никто вообще не знал, когда он начнется и в каком месте. Место было сохранено в тайне от оппозиционеров, но не в тайне от милиции, поскольку была отправлена официальная заявка в местные органы. Как шутили в Нижегородском Гражданском Движении: "Мы еще не знаем, где будем собираться, а милиция уже знает, где нас будет разгонять!".

С учетом некоторых других обстоятельств, все эти события были восприняты многими участниками Нижегородского Гражданского Движения как крупный шаг к узурпации протеста, его расколу и дальнейшему сливу. В глазах приезжих из других регионов все происходящее было бы связано с деятельностью именно общей нижегородской оппозиции и принесло бы заметный ущерб нашей репутации. Все это вызвало нешуточный скандал. Нам не понравилась такая непрозрачная схема подготовки и недемократичность самой организации лагеря. Были и другие проблемы, все из которых здесь не перечислишь. Все это, вкупе с ошибками при подготовке и планировании лагеря поставило его под угрозу срыва. Лагерь должен был начаться во вторник, а еще вечером в воскресенье было совершенно неясно, будет ли он организован, где, в каком составе и в какое время.

В понедельник ситуацию начали спасать представители Справедливой России, Левого Фронта и объединения Русские. Изначальное место для лагеря находилось на турбазе недалеко от города Богородска, но там проводить лагерь запретили хозяева местности. В поисках подходящего места новые организаторы отправились дальше по дороге и вскоре выехали на берег Оки, неподалеку от Дзержинска. Ими была занята первая же крупная сколько-нибудь удобная площадка на берегу реки, где и были поставлены первые палатки. На этом месте и происходили все дальнейшие события. Забегая вперед, хочу сказать, что разногласия органзиторов на этом закончились. И в последующем все мы, включая либералов, националистов и левых действовали солидарно.

Среда
В лагере я попал только в ночь на среду. Поэтому происходящее во вторник прошло мимо меня. Там уже были первые гости и первые лекции, но самое интересное началось в среду. Утром в ДЛВолга снова появился Илья Пономарев. Но стоило только начаться беседе, как возникли первые проблемы. К лагерю вела единственная дорога. От деревни Хабарское шел длинный спуск вниз (километра полтора). В самом верху этот спуск перегородили работники милиции и запретили проезд машинам, объяснив это высокой пожароопасностью. Командовал этим постом целый майор. Пономарев с помощниками поехал разобраться в ситуации и вскоре разнесся слух, что ему самому приходится возвращаться пешком. Впрочем, вернулся он пешком или на машине я не заметил. Было не до этого. Поскольку сам спуск был в большей части виден прямо из лагеря мы увидели несколько полицейских уазиков и других машин спускающихся вниз. Милиция остановилась от нас в нескольких сотнях метров и стала накапливать силы. К ним присоединялись все новые подкрепления. Через некоторое время колонна ментов при поддержке автотехники стала приближаться к лагерю.


Операцией руководил замглавы администрации Богородского района. Он потребовал всем до 16 часов покинуть площадку. В обосновании своих действий он выдвинул сразу два аргумента. Во первых мы проводим у себя несанкционированную публичную акцию, а во вторых в Богородском районе из-за повышенной пожароопасности был запрещен въезд в леса. Надо сказать, что лагерь располагался на довольно пустынной местности и ни одного дерева не бело в пределах нескольких сотен метров. Кроме того приехавшим был продемонстрирован закрытий очаг в котором мы начали готовить еду. Он напоминал разборную печку-буржуйку, и пламя оттуда никаким образом не контактировало с окружающей местностью. Обвинение же в массовом митинге было просто отметено нами как смехотворное.



Илья Пономарев заявил, что в лагере происходит встреча депутата с избирателями и отправился к милицейской базе улаживать формальности. Мы же стали готовиться к развитию событий. Сначала были сняты несколько личных палаток, которые было бы жалко повредить в возможной свалке с милицией. Потом началось обсуждение предстоящих действий. Самыми интересными были признаны две идеи. Или связаться веревками у палаток, что затруднило бы захват участников лагеря милицией. Или же просто уйти в реку. Вода была теплая а дно очень резко уходило в глубину. Все это сильно затруднило бы действия милиции, а зрелище борьбы оппозиции против ментов в реке затмило бы проходящую в то время Олимпиаду. Пока шли переговоры полииция и МЧС, не зная чем заняться, начали описывать в протоколе местность и лагерь. Вскоре их руководство обратилось к нам с просьбой отстать от полицейских, и не мешать им работать. К тому времени их реально уже достали.

Очевидно, что местная полиция не была готова к какому-либо противодействию. Это не нижегородский ОМОН который уже привык к массовым задержаниям. Было ясно, что если мы не сбежим от первого удара, то ликвидация лагеря вызовет серьезные проблемы. Даже автозаки с задержанными будет поднять по склону очень трудно, или вообще невозможно. Время шло, и в конце-концов полиция уехала оставив нас в покое. Пост на съезде был так же снят. Необходимо заметить, что в перечень пожароопасных районов Богородский был включен внезапно, прямо в день лагеря. А когда один из наших людей написал жалобу на то, что его не пропустили на машине в лагерь, ему дали отписку, где не было ни слова про пожары, а говорилось про какие-то туманные "оперативные мероприятия" и "осмотр места происшествия". Впрочем полиции вскоре удалось все-таки задержать одного из первоначальных официальных организаторов лагеря, но попытка привлечь ее к ответственности на данный момент ни к чему не привела.

Вплоть до следующего утра мы ждали возможных провокаций и нападения, но ничего не произошло. Несколько раз к нам еще наведывались гости. Это были и представители администрации и люди в штатском. Очень часто мы мы могли видеть машину которая стояла прямо на горе и вероятно пыталась за нами наблюдать.

Недалеко от лагеря находилась зимняя турбаза для любителей лыжного спорта. Наши товарищи выяснили, что она совершенно пустая, и решил оставить там машины и снять номера. Но после приезда полиции вдруг оказалось что все номера до единого сняли неизвестные люди, и мы там остановиться не можем.

Люди и лекции
В лагере регулярно ночевало человек 30-40. Но народ регулярно прибывал и убывал. В особо посещаемые дни народу было намного больше. Кто-то мог приехать только на день, без ночевки. Кто-то, наоборот, только на ночь, пообщаться. Были гости из Уфы, Ижевска, Йошкар-Олы, Чебоксар, Самары, Иваново, Воронежа, Подмосковья и других регионов. Из организаций наиболее часто встречался Левый Фронт и "общегражданские". Временами нижегородское отделение Русских становилось самым представительным в лагере. Но временами автор оставался там в одиночку. Кроме нас довольно много было представителей Левого Фронта и "общегражданских".

Лекций было довольно много, всех не упомнишь. Приезжал Пономарев, Гудков, Попова, Чирикова, Билунов, Тор, Удальцов. Было немало нижегородцев. Выступали и постоянные жители лагеря, приехавшие из других регионов. Поскольку я все ночи дежурил на охране лагеря, а днем отсыпался, помогал принимать новеньких организовывать хозяйственную жизнь, то значительную часть лекций я просто пропустил. Впрочем, моей главной целью было познакомиться с оппозиционерами из других регионов и наладить с ними связи. Это мне удалось.



По моему мнению, как раз для лекций приглашенный гостей формат лагеря был довольно неудобен. Лучше бы эти лекции послушать где-нибудь в помещении расположившись поудобнее. Лагерь стал интересен именно как место общения с новыми людьми из других регионов.

Количество и специфику всех лекций даже и не вспомнишь. Темами лекций была политик, волонтерство, ювенальная юстиция, о градостроительная политика, подъем уровня Чебоксарского водохранилища, создание партии 5 декабря, необходимость включение социальных лозунгов в политический процесс, компьютерная безопасность, проект реформы судебной системы, особенности поведения при задержании, агитационная работа среди сотрудников полиции, национализм, социализм и тд и тп. Многие из этих вещей были для меня мало интересны, другие уже известны, часть пришлось пропустить, но некоторые лекции были довольно интересны.

Запомнилась лекция представителя организации Суть Времени "О религии и левой идее". Подобного мне еще не приходилось слышать. Я думал будет в основном о Пусси Риот, но она была о другом. Если вкратце. Современное православие используется государством в своих целях, и многими оппозиционерами воспринимается как одна из несущих опор современной власти, поэтому подвергается атаке с целью разрушения. Они предполагают что разрушив церковную систему они нанесут урон современной власти. Но на самом деле церковь не является несущей конструкцией в системе власти и ее разрушение нынешний строй заметно не ослабит, но разрушение православной церкви нанесете существенный удар по нашему обществу, который будет невосполним. В общем, я с ним согласен. Правда несколько раз лектора заносило в конспирологию, но это не вызвало понимания и было подвергнуто критике. В общем, неожиданно для всех лекция оказалась одной из самых интересных. И вызвала очень бурную дискуссию.



Лекции Пономарева, Чириковой, Гудкова, Поповой автор слышал частично и они не вызвали у него серьезного интереса. То же самое можно сказать о лекциях посвященных градостроительной политике и подъему Чебоксарской ГЭС. Интересен был рассказ об использовании ювенальной юстиции в борьбе с активистами оппозиции и комплексе проблем связанных с новыми законами. Но практического смысла для себя лично не нашел, поскольку нет возможности этим заниматься. А вот некоторые представители нашего объединения Русские решили в скором будущем заняться этим вопросом. Очень мало удалось послушать Удальцова. К сожалению, слишком мало уделил внимания Билунову, то немного что услышал было очень интересно. Послушал и Тора приехавшего в субботу. Тор на более высоком уровне смог высказать слушателям то, что я задвигал им целую неделю, находясь в лагере.

Очень интересно было послушать приехавших активистов из других регионов. было немало и выступлений нижегородцев. О компьютерной безопасности, о том, как вести себя при задержании и суде, о взаимодействии с полицией. Лекцию о реформе судов пропустил из-за несогласия с некоторыми основными положениям автора. Было множество и других выступления.

Как уже говорилось, моей основной целью было не прослушивание лекций, а общение с приехавшими в лагерь оппозиционерами из других регионов. Хотя националистов почти не было, удалось наладить связи по общегражданской линии. Возможно, скоро они дадут эффект.

Распорядок дня
Так получилось что националисты были ответственными за порядок, организацию жизни и охрану лагеря. Поэтому мы находились там бесплатно. Остальные же платили определенную сумму. Деньги с приезжих собирали представители Левого Фронта, потом собранные деньги у них "отбирали либералы" (что вызвало немало шуток) и закупали на них необходимые продукты. Кормили в основном тушенкой с макаронами/рисом/гречкой. Иногда варили суп. Использовалась и пойманная рыба. По приезде ВИПов некоторые товарищи постарались и сварили более сложные блюда с использованием щавеля и других продуктов. Но это было исключением. Покупались и бананы и арбузы, но это по мнению многих для загородной поездки было излишним.

Обычно примерно половина лагеря вылезала из палаток уже часам к восьми утра. Минут в двадцать девятого, я брал мегафон и объявлял "подготовку к подъему". Над подобной формулировкой народ ржал, но я аргументировал ее тем, что мы не в армии и нет необходимости всем вскакивать по команде. Пусть поднимаются не спеша. После чего я обходил палатки и тряс каждую из них, призывая к подъему. Вскоре народ полностью поднимался и умывался. К этому времени уже был написан на листе ватмана план лекций и распорядок дня. Мы собирали обитателей лагеря у костра, знакомили с распорядком, делали необходимые важные объявления после чего решали что будем варить на завтрак и кто этим займется.



После завтрака я обычно отправлялся спать после бессонной ночи, поэтому многие утренние лекции в значительной части проспал. Впрочем с учетом того, что палатки стояли прямо на солнцепеке, поспать в них удавалось недолго. Через несколько часов в них становилось как в бане и я вываливался наружу. Поспать после этого мне удавалось редко и я шел на лекции, а если была необходимость помогал в приеме приезжих и других необходимых делах. В лагерь в течении дня могло прибыть и убыть значительное количество народа. Временами появлялись и явные товарищи в штатском.

Вечером после ужины лекции заканчивались или продолжались в неформальной обстановке у костра. Затем люди расходились по палаткам и засыпали. Как уже было сказано, Русские взяли на себя обязанность обеспечить охрану лагеря. Товарищи занявшиеся этим делом до меня подошли к вопросу слишком серьезно, установив чуть ли не секреты со сменой караулов. Готовились к противодействию самым невероятным вещам, типа тайного подползания ОМОНа к палаткам и внезапного их переворачивания. Как побочный результат этой деятельности на берегу изловили браконьера и на кой-то хрен отняли у него весла. Но подобное напряжение людей быстро вымотало, поэтому пришлось все свести к более простым и реалистичным вещам.

Особенностью лагеря было то, что он встал в прямом смысле слова на дороге. Машины по ней ездили не часто, но иногда их количество доходило до нескольких штук в час. Начало спуска с горы наблюдалось нами прямо из лагеря. Ночью мы по светящимся фарам, видели заранее появление нового автомобиля. После чего мы приходили в готовность. Машина могла поехать в другую сторону или могла просто проехать через лагерь. В то же время это могли быть и гости которых надо встретить и работники милиции в штатском. Если днем, они мало что могли сделать, то появление среди ночи целой машины с "рыбаками" вылезшими пообщаться, было не очень приятно. В любом случае, все обошлось, и серьезных проблем не разу не возникло.

Погода почти все дни стояла хорошая и мы купались в Оке, вода еще был теплая. Но пару раз налетал серьезны дождь, который чуть ли не сносил палатки. В результате одного из них дорогу так размыло что в лагере остался ночевать Билунов, которого было интересно послушать в неформально обстановке, особенно про Северный Кавказ. Я убедился что при желании даже в таком вопросе националисты, либералы и левые могут найти точки соприкосновения. Кроме Билунова в лагере один раз ночевал Пономарев. Его палатка потом стояла пустая на самом берегу. Раздавались разговоры, что надо бы переночевать в ней, чтобы потом заявлять что спал в одной палатке с Пономаревым, но так никто и не собрался. Вообще лагерь больше всего был интересен в своей неформальной сфере. И даже приглашенных лиц было гораздо интереснее послушать вне лекции.


В субботу приехал Тор. Вечером у него должны были быть дебаты с Удальцовым, но тот на них не явился. В результате произошел вечер вопросов и ответов по национализму. Запомнился один товарищ, пытавшийся доказать, что черная полоса на имперке (и вообще черный на флаге) по каким-то международным конвенциям означает фашизм. Напрасно ему приводили в пример черный флаг анархистов, напрасно его спрашивали какой мог быть фашизм во время учреждения имперки. Он стоял на своем и клялся что это фашизм. Ему вежливо намекнули что, что они или по дурацки заблуждается или просто врет. Он не реагировал и стоял на своем. В результате он был просто послан причем нескольким людьми. Зрители со стороны либералов обиделись, почему это националисты переходят на личности. Ну а как еще можно общаться с подобными типами утверждающими что дважды два - пять.

Среди последующего обсуждения было вытащена на свет божий история о том, что Брестскую крепость обороняли сплощ чеченцы. Им было заявлено что это чушь, но не все оказались этим удовлетворены. Рядом со мной сидели две девушки-левачки, которые постоянно иронизировали над всеми ответами. Когда я им пытался объяснить что история с крепостью и чеченцами уже опровергнута, я услышал что-то про британских ученых и требование ссылки. Я попытался доказать, что не могу же держать в голове все ссылки на все факты, но опять услышал про британских ученых и тд. Тогда я подумал и дал им точную ссылку. Что-то типа "ЦГАМО, Корпус 47, Фонд 26, Дело 17 и тд.". Услышав такое они замолкли минут на пять. После чего попытались что-то робко уточнить, но я их просто направил в архив на проверку, если есть желание. Больше они не иронизировали.

Вечером же в субботу прибыл и автопробег Белый Поток. И вообще в лагере был аншлаг. Меня впрочем последующие события мало коснулись поскольку я не выдержал длительного недосыпа и просто рухнул у себя в палатки и проспал всю ночь как убитый. Утром уехал Белый Поток и значительная часть участников. Я планировал остаться до вечера, но выяснилось, что на машину я рассчитывать не могу, а последний автобус в тот день уходить из соседней деревни часа в два дня. Поэтому я с несколькими товарищами оставил лагерь в это время и помог им добраться до города, где проводил до вокзала. Лагерь закончился.

Общие впечатления
В целом я удовлетворен поездкой в лагерь, хотя при организации его были допущены значительные просчеты. Всем участникам выдавались палатки, пенки, а некоторым спальники. Была посуда для варки пищи, но при этом вскипятить чай было определенной проблемой. А простой половник был куплен только на третий день. До этого приходилось просто выкручиваться без него. Были и другие недостатки. Самодельный умывальник из лопаты и бутылки я сообразил сделать только после второй ночевки.

При этом организаторами не было сделано ничего чтобы сплотить участников хотя бы в отдельный коллектив. Лекции слушать надоедает. А вечером в первые дни в лагере была тоска. Малознакомые участники разбивались не несколько несвязанных групп, живущих своею жизнью. Можно было заметить либералов отдельно, левых отдельно, националистов отдельно. Бывали и другие варианты. Не был организован даже общий стол. Каждый участник подходил с тарелкой к котлу и уходил в едой в сторону. К своей палатке или к наиболее подходящему пеньку. Лишь в последние дни народ более менее перезнакомился и стало получаться единое общение. Нередко очень интересное и продуктивное.

Место было тоже неудачное. Если отсутствовала машина, то приехать из города можно было только с пересадкой в районном центре. При этом, реально мы уехали не очень далеко. Город Дзержинск находился на другом берегу реки, всего лишь в нескольких километрах. Но прямого пути туда не было. Если бы организаторы нашил место, куда удобнее и дешевле добираться из Нижнего Новгорода, то было бы намного больше участников прибывших на один день, или на одну ночь. И лагерь прошел бы намного интереснее. Очень повредила лагерю свистопляска с датой начала. Работающему человеку нужно заранее точно знать, когда лагерь будет происходить, чтобы суметь подстроить свои выходные. Но из-за постоянных изменений это стало невозможно. Было фактически упущено воскресенье. Как раз день когда в лагерь могло прибыть максимальное количество участников был полностью потерян. Кроме того, я думаю, что Белому Потоку было бы полезнее задержаться у нас на сутки. Пообщались бы, познакомились, обменялись опытом. Но этого не получилось.



Для меня и нижегородцев этот лагерь оказался полезным в качестве места для общения с другими регионами. Мы еще раз осознали себя как структуру, намного опережающую всю Россию. Как сказали наши Левофронтовцы. "Мы удивлялись, почему Удальцова в Москве считают радикалом, а у нас чуть-ли не оппортунистом. Но посмотрев на москвичей мы поняли, что для них он действительно радикал." Вообще, некоторые этапы которые для Москвы еще впереди для нас уже позади. Множество вещей, которые для москвичей еще дискуссионны и необычны для нас уже очевидны. Кроме того, мы наладили немало связей и знакомств, и скоро это даст свои плоды.

Кроме того. Возникла идея организовать нижегородцам в будущем подобный лагерь самостоятельно. Мы вполне на это способны. Лучше, конечно, найти спонсора, но можно обойтись и без него.


Все фотографии взяти из группы "Дискуссионный лагерь Волга+Урал"

День Экстремиста
Во время одного из ночных разговоров за костром возникла идея отметить День Экстремиста. 282 день в году. Поскольку этот года високосный, то 282 днем будет 8 октября. Это, кстати, день преставления Сергия Радонежского, и День Героического партизана (на Кубе, назван в честь Че Гевары). Подходящие события.

Мы все экстремисты. Должны же мы иметь свой общий, "профессиональный" праздник. Независимо от различия в идеологии. Правда формат празднования мы не обсудили, но идея показалась здравой и интересной. Есть смысл чем-нибудь эту дату отметить.

Нижегородский Гражданское Движение, Добрый лагерь Волга, Нижний Новгород

Previous post Next post
Up