Пока обед. О проблеме современной стимпанк-литературы.

Mar 30, 2023 13:04




Основная проблема стимпанк-литературы в том, что, по большому счету, ее нет. Это может объясняться, с одной стороны, тем, что у такой литературы просто нет потребителей в количестве, достаточном для того, чтобы приносить издательствам хоть какой-то доход. С другой стороны, возможно, дело в том, что приличные писатели просто не берутся за эту тему. Стимпанк - чересчур нишевый продукт. С фентези и Сай Фай все более-менее понятно. В одном случае нужно лишь смешать гоблинов, магию, драконов, чозен вана, сиськи, вздыбленные члены, ну и потом, в зависимости от поджанра, разбодяжить одним из усилителей вкуса: мрачняком, кровищей, хохмочками, философией или таинственностью, сиськами и вздыбленными членами. Для СайФая достаточо бросить в кастрюлю бластеры, звездолеты, котакты, импланты, всякое киберское, ну и потом щедро плеснуть какой-нибудь добавкой, идентичной натуральной: смехуечками, суровостью, расчлененкой, умняком, загадочностью и неимоверными глубинами, вздыбленными сиськами и фотонными пенисами.

Но что делать со стимпанком? В каком направлении двигаться, чтобы получилась годнота? Стимпанк предполагает достаточно узкие временные и пространственные рамки. В этих рамках автору предстоит создать мир, населить его героями и персонажами попроще и заставить этих героев и персонажей совершать разное, вступать в отношения, достигать, страдать и добиваться. Сделать это, мягко говоря, непросто.

На маленькой планете размером с нашу Землю в условном девятнадцатом веке не так уж много места для путешествий, открытий и приключений - все скатывается в банальный колониализм. На пресловутом Западе к этому всему добавляется проблема политкорректности и гомосексуализма: крайне сложно писать о викторианском обществе и викторианских путешественниках, не задев при этом нежные чувства какого-нибудь расового, сексуального или интеллектуального меньшинства (или большинства).




Еще одной проблемой является то, что стимпанк, по сути, представляет собой, комбинацию жанров: научной фантастики (СайФай) и сказки (фентези). Пройти между ними не так просто. Уклонишься в сторону науки - ну так Жюль Верн уже все написал. Уйдешь в фентези - опа, и на тебя показывают пальцем: смотрите, у него Толкин с дирижаблями. Изобрести что-то свое - увы, сложно. Поэтому комбинировать, так или иначе, придется. достаточно простым и удобным способом тут может быть сочетание Инь и Янь, то есть либо реалистичные технологии в максимально фентезийном мире (на дирижаблях в горы, населенные паровыми эльфами), либо летающие линкоры и химические вампиры в практически реальной Европе (или Неевропе) 60-90-х гг 19-го века.

Также полезным может быть катастрофический или постапокалиптический сеттинг. Вот только несколько примеров:

1. Окончание ледникового периода - не большого, но и не совсем малого. Северная ледяная шапка отступает. С полярной станции в условной Шотландии собираются запустить на север аэроэкспедицию. Зловещие предзнаменования, авроры, трескающиеся километровые льды. Странные животные и племена, как-то выживающие во льдах. Магма на полюсе и все такое. Кульминация и катарсис.




2. То же самое, но в экспедицию отправляется подледная водка на нефизической тяге с экипажем из одиноких сердец разной расовой, видовой и межвидовой принадлежности. Стремительные приключения среди ледяных сталктитов и сталагмитов диаметром в сотни метров, сложные течения и донные gayзеры, расплавляющие лед и создающие турбуленцию, таинственные подводные пещеры, ведущие неизвестно куда, левиафаны и ёрмунганды, рыбоиды и таинственный провал в земной коре на Северном Полисе. Гипербола и финал.

3. Некроэпидемии, наводнившие Европу цереброфагами, сангвинофагами и анимуфагами. Химические ликантропы и вампиры с экономайзерами. Личи Ее Величества и Императорские Лешие. Древнее Проклятие, которое можно расшифровать только с помощью паровой криптомашины с линзами из особого фиолетового берилла. Детектив, погоня на механической стрекозе за гигантской зомби-летучей мышью с усилителем внутреннего сгорания. Битва на паровых осиновых кольях, раскрытие заговора и финальный бренди с кокаином с корешами в уютной квартире у камина.




4. Провалы в параллельные миры с элементами морских боев на воздушных кораблях - в принципе, это я уже раскрывал.

5. После катастрофы, причины и обстоятельства которой не сохранились, люди живут в укрепленных поселениях. За стенами бушует природа, но катастрофа, кажется, уже все. Известно, что страна когда-то была покрыта сетью железных дорог. В экспедицию с целью отправляется бронепоезд. Ремонтируя и перестраивая пути, команда одиноких сердец странствует по лесо-степо-горно-болотным пустошам, открывая, спасаясь, спасая и вступая в контакт. Некроиды и монстры, таинственные обстоятельства и действующие через двести лет паровые компьютеры с металлическими чеканными накопителями. Горы там, где были равнины и моря там, где были горы. Пейзажи и метеорология. Все растут над собой и решают не возвращаться обратно в душное.

Разумеется, все это должно быть щедро приправлено юморов, в меру - человеческими отношениями и тыщ-пыщ, ограниченно, но необходимо, всяким техническим. Можно, если хочется, умеренно сыпануть членов и сисек, хотя, с точки зрения чистоты жанра, правильней будет не заострять подробно, кто куда бурно вонзался. Главное - напилить годных персонажей, и которых будет жаль, когда их станут отпевать, потому что в серьезной литературе прежде чем наши победят, кого-то обязательно отпоют.




Не стоит слишком сильно загоняться описанием быта, экономики, моды и тому подобных повседневностей. Правильней будет раскидать по тексту десятки милых подробностей, касающихся то той, то другой темы вскользь. Это будет возбуждать любопытство читателя. При должном уровне сноровки можно даже заставить этого читателя подвывать. Ничто так не характеризует мастерство автора, как скулеж несчастного потребителя его логореи, когда посередине эпического тыщ-пыщ вдруг парой предложений намечено необычайно важное по поводу женских панталон, которые имеют особенности, которые слегка упоминались десятью главами раньше. И вот уже читателю стало пофигу на орды мутантов, которые лезут на борт застрявшего в ущелье броненосца, потому что читатель хочет до конца про панталоны. Это - пример грамотно выстроенной интриги. Такой прием свидетельствует о высоком уровне литературного мастерства автора.

Взлетит такое или нет? Да хрен его знает. Как я уже сказал, в Пендостане, например, нормальное уже просто нельзя будет написать, потому что цензура не пропустит из-за расизма, и чтобы содомский жопотрах. В России же фонтастега вообще литература гордая, как птица еж, и летает, только если как следует наподдать. Но, в принципе, почему бы и нет?

юные школьницы, элитность, вкусная и здоровая пища, летающие корабли, никогда не ешь наркотик, азаза, steampunk, книги, творческое, wh 40000, warhammer fb, postapocalypse, нет фоллаута, не фоллаут, поезда, жизнь - это боль

Previous post Next post
Up