Фрэнк Маккарти родился 30 марта 1924 года в Нью-Йорке в семье служащего строительной компании. Несмотря на то, что его детство пришлось на годы Великой Депрессии, семейство Маккарти эти беды не затронули. Мальчик с детств любил рисоать. В четырнадцать лет он поступил в New York Art Students League - знаменитую художественную школу:
на летний курс. Его наставником был знаменитый художник-иллюстратор Куджинальд Марш. Семья Маккарти жила рядом с клубом для игры в поло, и юноша имел возможность постоянно наблюдать лошадей в покое и движении. Фрэнк имел свой фотоаппарат и постоянно фотографировал животных, одновременно изучая их анатомию. Так закладывались основы того, что станет одной из главных тем в его творчестве.
Окончив школу, юноша поступил в Brooklyn's Pratt Institute по классу иллюстрации, закончив его через три года и получив степень. Дальше начались годы ученичества в одной из крупных Нью-Йоркских студий. Постепенно Маккарти поднялся от разнорабочего до иллюстратора. Во время отпусков он с товарищем ездил в западные штаты и Канаду, много фотографируя природу, музейные экспонаты, жителей резерваций, ковбоев и т. д.
Вскоре Маккарти женился. Семейная жизнь заставила молодого человека искать источник постоянного дохода. Образование и опыт позволили Фрэнку стать профессиональным иллюстратором. Он работал, как проклятый, рисуя афиши, обложки журналов, книг, открытки и т. д. Постепенно ему удалось завоевать известность и пробиться в крупные художественные галереи. Дикий Запад снова входил в моду, и Маккарти получил возможность зарабатывая то, что нравилось ему с детства - сюжеты из истории покорения Запада: кавалеристов, законников, mountain men, но в первую очередь, конечно, индейцев. Над этими темами он продолжал работать до самой смерти. Умер художник в 2002 от рака.
Фрэнк Маккарти работал в реалистичной, если не гиперреалистичной, манере. Вместе с тем, по многим работам художника видно, что он начинал иллюстратором. Очень четкие линии, резкие переходы от света к тени, яркие цвета - все это характерно именно для высококлассной цветной иллюстрации. Интересно отношение художника к задним планам. Иногда он как бы нарочно пренебрегает ими, концентрируясь на героях своих картин, которые словно выплывают из тумана, как этот военный отряд Кроу на картине "Воины Медвежьего Зуба":
Однако чаще Маккарти старался вписать своих персонажей в пейзаж, прорисованный с необыкновенной тщательностью. В некоторых случаях, стремясь подчеркнуть величие природы, на фоне которой разворачиваются события его картин, художник уменьшает людей и животных так, что они хоть и не теряются на фоне лесов, гор и долин, но при этом выглядят скромно.
Маккарти рисовал и солдат американской кавалерии, и белых трапперов и охотников, и ковбоев. Однако больше всего из под его кисти вышло картин с индейцами. Художник много работал в музеях, фотографируя и перерисовыя предметы материальной культуры степных и горных племен. На основе этих материалов он создавал свои реконструкции воинов и вождей Сиу, Чейеннов, Кроу, Черноноогих и других народов конной кочевой культуры. Маккарти ухватил и передал самуть суть индейского общества, мужчины которого были в первую очередь воинами, стремившимися подняться как можно выше в мужской иерархии племени, совершая военные подвиги. В отличие от женщин, на которых лежали все работы по лагерю, задачей мужчин было лишь охотиться, обеспечивая семью мясом и шкурами, да делать некоторую часть инвентаря и оружия (причем этим чаще занимались пожилые люди, уже не ходившие в военные походы). Жизнь молодого индейца, стремившегося сделать карьеру в военных обществах племени и дойти до звания вождя, крутилась вокруг войны, набегов и подвигов. В отличие от современных беззубых художников, изображающих степных воинов унылыми пацифистами, неизвестно зачем таскающими копья и луки, индейцы Маккарти выглядят, как опасные и свирепые воины, стремящиеся к славе. Вместе с тем Маккарти удалось передать великолепие воинов и вождей в полном боевом убранстве, то самое великолепие, которое отмечали даже белые, сражавшиеся с краснокожими. Билли Диксон, участвовавший в битве у Адоб Воллз, позднее рассказывал, что, будучи застигнутым на открытом месте, он чуть не лишился скальпа, потому что буквально засамотрелся на летящих на него конников Команчей и Кайова. Интересной особенностью творчества художника является стремление показать на своих картинах ветер, дующий на равнинах. Он достигает этого, поворачивая по ветру перья военных уборов воинов и вождей.
Маккарти часто обращался к одному и тому же сюжету, рисуя его, так сказать, с разных сторон. Его творческое наследие огромно - до сих пор количество вышедших из под его кисти картин точно не подсчитано. Он был профессионалом в полном смысле этого слова - от наброска, через эскизы к окончательному варианту картины он проходил иногда за месяц, иногда за пару недель. Многие картины мастера хранятся в частных коллекциях, и репродукций с них сделано не было. Мне очень жаль, что я не смог воспроизвести в этой подборке все картины из моего экземпляра
. Всем любителям Старого Запада я настоятельно рекомендую приобрести этот альбом.
Ну а теперь перейдем, собственно, к картинам. Не все из них мне удалось найти в надлежащем качестве, увы, но, тем не менее, большинство выглядят вполне себе. Названия некоторых картин я перевожу, а других - не перевожу.
1. Начнем, естественно, с индейцев. "Безмолвный Часовой" - одна из немногих картин, как которых Маккарти изобразил индейца не только не в динамике, но и пешим. В данном случае мы видим именно дозорного, который не стремится спрятаться, но, наоборт, высталвяет себя напоказ, как предупреждение, открыто сидя на камне:
Чаще, однако, Маккарти изображал конных индейцев, зачастую - летящих в атаку галопом, как на этой картине, изображающей столкновение двух племен:
Или атакующих дилижанс (тема, к которой художник возвращался снова и снова):
Или спешащих куда-то по явно военным делам:
Или на картине "Приманка", изображающих Сиу, заманивающих отряд кавалерии в засаду:
Скачка не обязательно будет связана с войной. На картине "Big Medicine" мы видим Сиу на зимней охоте для пополнения истощающихся запасов мяса. Воинам выпала невероятная удача - они встретили Белого Бизона, который рождается один на пять миллионов. Шкура такого зверя хранит в себе огромную магическую силу, которая будет служить племени многие поколения:
Впрочем, индейцы могут ехать куда-то и более, спокойно, как, например, на этой картине "Кочевники северных равнин":
...или на полотне, изображаеющем индейскую семью. Интересно, что воин Кроу, проявляя несвойственную индейцам заботу о своей жене, добыл для нее удобное седло со стременами:
Вот Волк - разведчик племени, носящий на голове шкуру этого тотемного животного - с тревого смотрит на след. От него зависит успех действий военного отряда, который, судя по тому, что воины двигаются верхом, на боевых конях и в полном убранстве, идет не в набег, а на войну, для мести или уничтожения врага:
"Огненная лодка" - отряд индейцев с тревогой наблюдает за пароходом на Миссури. Огромная лодка Белых явно не сулит ничего хорошего:
"Наблюдая за фургонами". Здесь мы видим военный отряд, следящий за караваном переселенцев за пределами действенного огня ружей. Судя по тому, что воины полностью готовы к бою, сейчас они решают вопрос: атаковать белых, или подождать караван поменьше. У коня спешенного воина мы видим седло со стрменами, сделанное в грубое подражание седлам белых. Такое же седло у выехавшего вперед вождя:
"Приветствие". Два воина Чернонгих приветствуют союзников, соплеменников или гостей:
"Сигнал накидкой". Воин подает сигнал товарищам по отряду или деревне. В зависимости от направления взмахов, их количества и движения шкуры, этот связист может передать на удивление много информации:
Две картины, носящие одно и то же название "Warriors Return". На одной мы видим военный отряд, возвращающийся из похода. Судя по тому, что они ведут нескольких коней, причем явно не заводных, потому что не у каждого всадника есть трофей, а также потому, что один из всадников несет два копья - за спиной и поперек седла, отряд возвращается с трофеями. На второй картине мы видим Сиу, идущих с Битвы при Литтл Бигхорн, где они захватили Старую Славу - знамя кавалерийского полка:
"Апачи-конокрады" - название картины говорит само за себя:
На этой картине мы видим, как отряд Сиу и Чейеннов сжигает шахту:
2. Далее пойдут картины, героями которых являются Mountain Men. Это словосочетание иногда переводят, как "Горцы", что абсолютно неправильно. Mountain Men - это собирательный термин для трапперов, охотников, разведчиков и просто бродяг, которым не сиделось на месте, и которые в 10-50-е годы 19-го века двигались на запад от обжитых Белыми земель, разведывая новые территории, охотясь на бобров и прокладывая маршруты. Бесчисленное их количество сгинуло в боях с индейцами, но некоторые с этими индейцами наладили отношения и даже породнились. Нередко франко-канадского происхождения, они не имели привычки смотреть на краснокожих свысока. Их знаменитые rendezvous - собрания десятков и сотен охотников, дружественных индейцев и торговцев мехами, превращавшиеся в недельный праздник с пьянкой, играми, свадьбами, разводами и спусканием всего заработанного за зиму продолжались до сороковых годов, став одной из легенд Запада, как и их одежда, представлявшая собой причудливое сочетание индейского и европейского стилей.
"Mountain man at dusk" - собственно, что в названии, то и на картине:
"Breaking The Winter Silence" - несколько охотников и трапперов, встретившись по пути с гор на Рандеву, несутся во весь опор, от избытка чувств паля в воздух:
"By Ancient Trail they passed". То что для одних было открытием нового, для других было местом, где люди жили уже тысячи лет (причем практически одним и тем же укладом, который изменился только с появлением лошади):
Четверо охотников направляются на новые угодья, где, вполне возможно, их поджидает смерть от хозяев этих мест:
"Down from the Mountains". Ну а те, кому повезло, весной несутся, сломя голову, на Общую Встречу, чтобы напиться, прикупить припасов, пороха, свинца и, возможно, жену:
"Рандеву" - еще одна картина про то же самое:
"In the pass". Но пришло время, и бобровые шкуры стали никому не нужны. Уцелевшие Mountain Men зарабатывают, нанимаясь проводниками в караваны и переселенцев, вот как этот немолодой джентльмен:
3. В третьем разделе у нас Кавалерия США - воспетый в бесчисленных вестернах противник краснокожих (хотя на севере наибольших успехов добился командир пехоты Нельсон Майлс, посадивший своих солдат на трофейных индейских коней и использовавший их, как драгун).
"Атака на деревню". Сравнительно небольшой отряд кавалерии атакует поселение недружественных индейцев. Внезапности добиться не удалось, и навстречу уже скачут воины. Впрочем, исход боя далеко не предопределен:
"Buffalo Soldiers" - собственно картина и репродукция с нее:
"Отряд":
"Длинные Ножи". Если на севере индейцы называли кавалерию Pony Soldiers, то Апачи, столкновения которых с американцами начались еще тогда, когда армейская и добровольческая кавалерия не выходила из расположения без сабель, называли своих противников "The Long Knives":
"Пистолеты наголо" и "С карабинами наголо". Первая команда отдавалась при атаке, вторая - когда следавло ожидать атаки:
"Union Cavalry". Во время Войны Между Штатами часть кавалерии Северян сражалась не с парнями Ли, а с индейцами. Именно на эти годы приходится один из самых жестоких конфликтов с индейцами - Война Змей, в которой участвовали сперва добровольческие, а потом и регулярные части. В это время кавалерия США еще не приобрела тот разухабисто-бандитский вид, что был характерен для 70-80-х годов, и солдаты страдали, одетые по форме:
"The Outrider". Этому красавчику досталась незавидная участь - находиться в головном охранении:
4. Ну и, наконец, немного гражданских времен окончания Индейских войн.
"The Raiders". Мексиканские бандиты угнали лошадей и теперь думают, кому их загнать: команчам или своим (а то и гринго в соседнем округе или штате):
"The Chase". "Э, мужики, вы куда? Посидим, чо, с нас шашлык-машлык, с вас - огненная вода, табак, ружья, патроны, кони, баба, вон там, похоже, есть. Ну и скальпы, конечно":
"Night Run". То же самое, только вместо дилижанса - ковбои, везущие припасы в лагерь:
И да, на заставку вынесена картина "Вождь Римский Нос в военном уборе".
Ввел для подобных постов специальный тег:
Western Art.