Когда речь заходит об индейцах и их лошадках - люди обычно представляют себе...

Feb 14, 2018 22:27

...всякие такие сцены из фильмов: много сочных, депилированных мужиков разной степени нерусскости (от арабов и индусов до полинезийцев и иногда даже реальных коренных нерусских) одетых либо в потрепанные тряпки из искусственной замши и брезента, или, если актер не слишком жирный, эротично полураздетых. Все эти мужики пытаются удержаться на спинах смирных лошадок. Если фильм прямо совсем аутентичный, то они делают это без седла и стремян, и на лицах актеров отображается загадочное выражение, смысл которого сводится к: "Сука, если она понесет - я же обосрусь!". Собственно, по этой причине большинство сцен в аутентичных фильмах - оно с пешими инджунами, либо инджуны скачут далеко и не видно, что это опытные белые каскадеры в париках.

image Click to view



Не отстают и художники. Современные вовсе изображают индейцев в виде таких чуваков разной степени голожопости на таких же голожопых лошадках. Типа, бросил на скотинку какую-нибудь шкурку или тряпку, вроде одеяла, как-то лихо запрыгнул - и поскакал чего-нибудь героического:










Чуваки, которым не сыкотно было зарисовывать сынов степей в их реальной среде обитания, подходили к вопросу более тщательно, и у них мы видим, что инджуны, в общем, были не пальцем деланы, и упряжь их лошадок иногда достигала определенной степени изысканности и вообще выглядело сложно:



А некоторые, особенно команчи, даже перенимали у бледнолицых (или, вернее, мексиканцев) стремена:





...что, впрочем, не мешало им делать всякие штуки, от которых современного не то, что актера, но и каскадера, хватил бы инфаркт:



Но даже в этом случае общий вид этой сбруи выглядит довольно примитивно. Собственно, это относится и к индейскому оружию. Когда читаешь, что белые люди, и даже командиры военных солдат полагали инджунов опасными в рукопашной схватке, а потом смотришь на предметы, которыми чурке эту самую схватку делали, то становится как-то немного стыдно за белых людей. Сука, да один какой-нибудь пархатый донской le kossak со своей lance, burka et "yob tvoyu mat'" разогнал бы на пинке десяток краснокожих. Ладно, речь сейчас не об этом.

А на самом деле речь о том, что хотя культура конных воинов Великих Равнин просуществовала в чистом виде каких-то полтора века - буквально 6-7 поколений, в ней успели возникнуть и сойти на нет всякие интересные элементы, которые в евроазиатской традиции конной войны существовали не то, что века - тысячелетия!

Инджуны, начиная с конца 17-го века начавшие пересаживаться на коней (процесс, который для некоторых племен завершился аж в 40-50-е годы 19-го века) ухитрились перепробовать массу всяких приблуд для удобства уничтожения ближнего своего с конской спины. Сюда относятся копья: короткие и длинные, сложносоставные луки (чейеннский композитный лук из рогов и сухожилий при длине 1,1 м имел силу натяжения около 80 фунтов!), щиты различных размеров, боевые дубинки, палицы и кистени. Не остался обойден вниманием и доспех.

Вообще, разнообразные доспехи из дощечек и палочек, а также простеганной кожи, активно применялись индейцами в доконскую эпоху от западного побережья, до восточного. Этот доспех так хорошо защищал от традиционного оружия индейцев - копий и стрел - что его иногда применяли и белые. Так солдаты экспедиции Франциско Васкеса де Коронадо охотно надели трофейные кожаные доспехи Зуни в 1540 году. А через семьдесят лет на другом конце континента солдаты Джона Смита, облачившись в доспехи из дощечек и прутьев, подаренные им союзными индейцами, нанесли поражение враждебным индейцам под Чесапиком.

С распространением огнестрельного оружия доспехи на востоке сошли на нет. Гуроны и ирокезы, в 17-м веке активно применявшие деревянные кирасы, во время агло-французских войн поголовно вооружились ружьями и отбросили доспехи, как не соответствующие моменту - от пуль они не защищали, а с луками уже никто не бегал. На западе доспехи просуществовали дольше. До нас дошло несколько фотографий и даже образцов деревянных доспехов калифорнийских индейцев - завоевание Калифорнии и геноцид ее коренного населения во время Золотой Лихорадки произошли так быстро, что инджуны просто не успели сориентироваться и скорректировать свою систему вооружения. А вот Сиу, Чейенны и Кроу, подобно восточным племенам, отказались от доспехов и больших щитов в пользу мобильности.

Исключение составили Шошоны. На рубеже 17-18 вв Шошоны доминировали на севере Великих Равнин. Их большие пешие отряды, вооруженные длинными палицами с каменным навершием, прикрытые стеганными кожаными доспехами и огромными щитами, совершали дальние походы и держали в страхе соседние племена (что им потом припомнили). Когда на север стали проникать лошади, Шошоны пересели наконец на них и... Прикрыли зверьков доспехами!!! Существует несколько пиктографических изображений конных индейских воинов на одоспешенных конях:







Этот рисунок не оставляет сомнений, что изображен именно воинский доспех:



Всадника и его лошадь безуспешно пытаются поразить копьями или стрелами.

Конечно, скептик может вскричать: "Да мало ли, что там накуренные Священной Трубкой инджуны накорябали? Только Горелик, не к ночи он будет помянут, может вывести из этих каракулей, что у индейцев были доспехи для лошадей! Это же уму непостижимо, до такого даже православные московитские русичи не додумались, а тут - какие-то голозадые дикари! Харам! Гевалт!" Скептики, конечно, будут правы, и уподобляться Горелику - действительно зашквар харам. Но дело в том, что у нас есть неопровержимое ПИСЬМЕННОЕ свидетельство белых очевидцев. В журнале экспедиции Льюиса и Кларка в 1805 году есть запись, относящаяся к их встрече с Шошонами: "They have a kind of armor something like a coat of mail, which is formed by a great many folds of dressed antelope-skins, united by mixture of glue and sand. With this they cover their own bodies and those of their horse, and find it impervious to the arrow". Шошоны дольше других сохраняли традиционный конный доспех, от которого их противники, раньше бывших гегемонов прерий получившие ружья, отказались очень быстро.

Поразительно, что эта система защиты коня, перенятая, несомненно, у испанцев, ухитрилась втиснуться в полтора века существования конной культуры, возникнуть и сойти на нет на протяжении буквально одного-двух поколений! К сожалению, образцы такого вооружения до нас не дошли.

Помимо стегано-проклеенного на северных равнинах существовал еще один тип конного доспеха. Он просуществовал дольше и некоторые его предметы дожили до наших времен. Речь идет о кожаном прикрытии для коня, использовавшемся Кроу и в редких случаях - Сиу. Оно состояло из маски, сделанной из сыромятной кожи, шкуры или сшитой в несколько слоев ткани:



...а также двух пар дисков из высушенной кожи, прикрывавших бока коня:







Этот тип защиты достаточно надежно защищал лошадь от стрел с каменными и роговыми наконечниками, а также ослаблял удар стрелы с наконечником из железа. Прикрытие могло быть и прямоугольным. Впрочем, с распространением огнестрельного оружия главной защитой, которую давали эти доспехи, являлась заключенная в них магия. Не зря они сохранились именно у Кроу, которые были известны своей набожностью и глубокой верой в важность и силу полученных от духов талисманов. Известно, что во время костюмированных парадов 1920-х годов Кроу еще выезжали на конях с подлинными образцами такой защиты:



В наши дни коренные американцы и причисляющие себя к ним воннаби-инджуны изготавливают подобные конские маски и прочие атрибуты священного для косплея и вообще в качестве своего нэшунул херитаж:



мифология, юные школьницы, команчи, много скальпов, США, искусство изобразительного, не Fallout, уроки труда в средней школе, индейцы, не фоллаут, конница вообще, хорошие картинки, резать по живому

Previous post Next post
Up