Просили тут сказать пару ласковых за Семерку. ну, которая новая, осенью была....

Dec 24, 2016 02:11




Посмотрел... Что я могу сказать. Раньше я думал, что дно - это "вестерны" Тарантино. Но то было не дно. И даже не придонный ил. Дна Голливуд достиг в этой, прости Господи, картине. Многие, конечно, делали сложное лицо и говорили умняк, что де тут все не просто так, тут деструкция жанра, постмодернистское препарирование вестерна, как явления американской культуры. Но я в барбер шопы не хожу, вэйпа и кардигана у меня нет, штаны покупаю только черные или синие, поэтому скажу просто: никакая это не деструкция препарирования. Это, сука, оно:
. И ничего больше в фильме нет. Совсем ничего.

А знаете в чем дело? Дело в том, что нарушены каноны, которые нарушать нельзя. Вестерн - это очень консервативный жанр. Собственно, консервативность одновременно проклятие и благословение вестерна. Вы можете сделать комедийный вестерн, пародийный вестерн, мистический вестерн и даже фантастический вестерн (хотя последний фантастический вестерн вышел на редкость хреново). Потому что пародия, комедия, мистика и фантастика - это старые жанры, даже более старые, чем вестерн, и они прекрасно работают вместе, как актеры из команды Джона Форда. Но не стоит даже пытаться снять политкорректное, антимизогинное, противодональдотрамповое, гей-френдли мультикультурное кино про Старый Запад. Злободневную драму - пожалуйста. Умный фильм - сколько угодно. Картину, которая получит пять "Оскаров" - да ради Б-га. Но не вестерн. Вестерн с таким не уживается.

Надо сказать, политкорректности и антимизогинии продюсерам показалось мало, и чтобы добить кино они решили специально нанять убогого сценариста и калеку-режиссера. Сценариста картины "Великолепная Семерка" 2016 года в детстве напугали бобры, в результате он получил стипендию для лиц нетрадиционной сексуальной национальности и поступил в какой-нибудь калифорнийский колледж, который закончил по специальности "История сингапурского рока в 80-е годы 20-го века". Я давно не видел настоллько херового сценария. Сюжетные линии возникают ниоткуда и утекают в никуда, как реки Большого Бассейна. Персонажи постоянно трещат, но при этом не раскрывают своих характеров. Они за десять минут говорят больше, чем герои старой "Семерки" за весь фильм, и при этом ухитряются не сказать ничего, намекают на какие-то страшные тайны и обещают показать настоящий скелет в своем шкафу - и не показывают даже обглоданную куриную кость.

Да черт возьми, они даже не могут отыграть свои типажи: индейца, китайца, ребела, ирландца, потому что, сука, им не дает это сделать сценарий! У них мексиканец не похож на мексиканца, черт побери, хотя, судя по фамилии, он настоящий латино. Но, сука, ни разу не мексиканец. Мексиканский бандит на территории одного из преимущественно белых штатов (хотя там есть намек, что он не столько мексиканец, сколько течано) - это сложная фигура. В ситуации, когда закона, как такового, еще нет, а где и есть - он на стороне НАСТОЯЩЕГО, а не выдуманного расизма, мексиканец с оружием - это отчаянный, озлобленный, никому не верящий головорез, а не улыбчивый гламурный мачо. Про китайца я промолчу - эта нелепая фигура заслуживает сочувствия. Star Lord есть Star Lord - это просто не его фильм. Серьезно, были бы рядом Человек-Ковер, орчиха, барсук и говорящий баобаб - парень дал бы жару, а так...

Отдельная печаль - это "индеец". Я понимаю, что полинезийцы в США считаются вери хот, но, как бы так сказать... Полинезиец - это не команч. Фото воинов команчей предостаточно:






Ну скажите на милость, разве похож тот панк из барбершопа на одного из этих гордых, жестоких и опасных дикарей? И он у них крашеный. Он все время крашеный! Весь фильм ходит в этом своем макияже с масенькими точечками и черточками! Я представляю, как подгорало и у людей, которые знают историю Америки, и у реальных команчей, от этих педерастических красок. Священная раскраска! Раскраска, которую сообщают духи после поста и самоистязания, посылают в видениях (команчи, кстати, не придавали такого значения раскраске, как северные степные индейцы)! Эта таинственная магическая защита, которую наносят особым образом и с соблюдением специальных табу, часто - в стороне от других, она, оказывается, что-то вроде перманентного макияжа из тату салона! Впрочем, это, а также неточности в костюме, оружии и прочем можно было бы легко простить, если бы, черт возьми, этот индеец действительно вел себя, как индеец, т. е. постоянно метался между желанием выглядеть гордо и невозмутимо, и удивлением образу жизни белых (враждебные команчи после 30-х годов 19-го века вот так просто в города не заезжали), между страхом показаться смешным, и высокомерным презрением ко всему некоманческому. Да чтобы, наконец, он сражался, как команч: с бешеной быстротой пуская на галопе стрелы с малой дистанции (8-10 метров, нарисовать несложно), свешивался с шеи коня, палил из винтовки и револьвера, а потом еще и бил копьем, потому что копье на скаку двумя руками - это красиво, смертоносно и по-команчески. Но он бегает с лонгбоу и скачет по крышам. Бедный инджун.

Какую-то игру, какой-то характер, личность, сумел показать разве что Mountain man. Здесь наблюдается хорошее попадание в образ. Он стар, потому что время горных людей - это 20-40-е годы. Он толст, потому что это встречалось среди них к старости. Он неукротим, он говорит то, что думает, он богобоязнен (что не мешало ему снимать с инджунов скальпы), и, своим высоким голосом, внешностью, манерой поведения и стилем боя старик Онуфрий создает цельный и интересный образ. Видимо, вопреки сценарию и работе режиссера. Самое смешное, что этот персонаж - один из двух, кто имеет реальный прообраз, Джон "Пожиратель Печени" Джонсон. Пожиратель Печени, надо сказать, был весьма колоритной личностью, и хотя, конечно, то, что о нем рассказывалось надо делить на 2пи, он является одним из тех людей, что олицетворяли собой дух Старого Запада. Его страшная месть племени Кроу за убитую жену-индианку стала легендой. Кроу - сами по себе те еще головорезы, выстоявшие в войнах с многократно превосходящими их численно соседними племенами, после многолетней войны с бешеным придурком стали так его бояться, что, наконец, были рады заключить с Джонсоном мир, и, что характерно, ни разу потом не попытались его прикончить в спину. Это НЕВЕРОЯТНО колоритный персонаж, но только человек, знакомый с историей Старого Запада смог бы понять, кого имеют в виду под Джеком Хорном.

Техасец - тоже абсолютно проваленный персонаж. Он вроде бы ветеран войны, вроде бы снайпер, вроде бы трусит и убегает, но почему? Что с ним произошло, из-за чего такой отъявленный мужчина вдруг стал еллоу белли? Актер, запинаясь от стыда за то, что ему приходится продаваться, как падшей женщине, что-то мямлил про филина. Он слышал филина, филина пришел за ним. СВОЛОЧИ! Какой филин? Причем здесь эта птица? Зачем вы вставили фразу о филине в сценарий?!

Ну и, наконец, наш главный герой, наш несравненный черномазый Дензель Вашингтон. Как мы помним, в правильном фильме Сэма Чисума играл Юл Бриннер. Бриннер создал великолепный, запоминающийся образ идеального воина: стратега, снайпера, невероятного быстрого стрелка и при этом - благородного и сострадательного человека. Сцена, в которой он показывал молодому мексиканцу, в чем разница между профессиональным воином и мальчишкой с револьвером, поставлена и сыграна лаконично, но мастерски (обоими участниками):

image Click to view



Бриннер, как мы помним, был профессиональным стрелком - наемником, из тех, что брались за работу охранников, регуляторов, правохранителей, надсмотрщиков, разведчиков и т. д. Но его время проходит, потому что Запад постепенно успокаивается. Чисум-негр представлен законником, причем официальным представителем закона. Образ списан с реального чернокожего Помощника Маршала США - знаменитого Басса Ривза.




Чернокожий представитель закона на Западе, пусть и после победы Союза - это сложная и яркая фигура. Надо сказать, негры, которые попадали (крайне редко) на административную, военную и правохранительную службу вели себя особым образом. Для них крайне важно было поддержать честь свой расы, доказать, что мнение о неграх, как о ленивых, трусливых, неспособных к учению и нравственному совершенствованию людях второго сорта - несправедливо. Негры-содаты, негры-сержанты, негры - помощники федеральных служащих и федеральные служащие старались держать себя с достоинством, говорить подчеркнуто правильно, одеваться безукоризненно, работать честно. Разумеется, это удавалось далего не всем, среди негров хватало воров, лентяев и подлецов - в этом они не отличались от белых. Но Басс Ривз все-таки вошел в историю, как профессиональный, бесстрашный и безукоризненно честный слуга закона. После того, как он выследил, догнал, захватил и лично притащил на суд собственного сына-убийцу, даже его враги признали, что этот черномазый - тот еще сукин сын. Они-то думали, что Басс переправит сыночка подальше на Север, где его не будут искать.

А кого играет Вашинтон? А Вашингтон играет современного негра. Он не держит себя с величавым достоинством, характерным для "негра-джентльмена" и служившим мишенью для насмешек расистски настроенных белых. Он не ссылается постоянно на Библию, что было характерно для образованного благочестивого американца, которым был реальный Ривз. Его речь - это говорок современного негра-бандюка. У него нет качеств вождя. И, самое печальное, у него нет харизмы:




Совершенно не понятно, по какой причине шестеро головорезов вдруг начинают слушаться этого гангстера. Лошадь купил? Серьезно? Сказал, что не станет преследовать после окончания дела? Правда? Свистнул - прибежали? В "Семи самураях" и настоящей "Великолепной Семерке" сцены привлечения участников в отряд были поставлены и сыграны с подлинным мастерством, в них начинали раскрываться образы бойцов, их характеры, биографии. В новом фильме этих сцен просто нет:

- Ты кто, йоба?
- Я команча, йоба, оленя забил.
- А чо так?
- А чо он такой олень?
- Слышь, команча, поехали с нами, нас всех убьют.
- А поехали!

Замечательная, сильная сцена. Сколько времени у автора ушло на то, чтобы придумать такую интересную мотивацию поступков своих героев? Ночами не спал, наверное, терзался, переписывал.

Отдельных слов добра заслуживает сюжет. В декорации городка, где вроде бы живут фермеры, хотя ни сельскохозяйственных орудий, ни мастерских, ни полей на многие сотни акров вокруг городка не видно, приезжает Дональд Трамп. Нет, он, конечно, с бородкой, брюнет и худой, но это Дональд Трамп: он против демократии, говорит, что ему нужно строить, что он капиталист, всего добился сам и войдет в историю. С Трампом приезжает дивизия вооруженных до зубов бандитов. Трамп обдолбан и хочет купить всю землю в городе, потому что за несколько миль от населенного пункта, на другом берегу реки, есть гора, в горе Трамповы шахтеры взрывают шахты и моют золота. Поэтому капиталисту позарез нужна земля. Видимо, он накопает побольше золота и построит вместо городка небоскреб. А потом этот небоскреб продаст. Произнеся речь о том, что демократии нет, а капитализм - это Бог, Трамп приказывает сжечь церковь, после чего разрешает своим головорезам убивать женщин и насиловать мужчин. Он даже сам почти чуть не изнасиловал какого-то несовершеннолетнего, но потом передумал и засунул его рукой в банку с каким-то песком. Возможно, проклятый негодяй - фетишист извращенец. Бандиты, короче, убивают и насилуют. Другой индеец, плохой (об этом свидетельствует мундир солдата Федеральной армии - такие носили индейские скауты, т. е. по определению плохие индейцы) броском томагавка убивает какую-то бабу. Просто так. До этого как-то все шло прилично, Трамп застрелил молодого хипстера, который говорил ему, что Америка - для мигрантов, словом, все поступали в соответствии с определенной внутренней логикой.




Но потом индеец бросил томагавк в бабу в чепчике. ПОЧЕМУ?! СУКА, ТАК НЕЛЬЗЯ! Надо показывать как одно событие вытекает из другого!

Трамповы люди выпиливают с десяток человек и уезжают. Друзья мои. Десять убитых в один день, да еще среди них - женщины, такого не было даже во время Войны в округе Линкольн. Той самой, в которой прославился Билли Кид. Да после такого туда губернатор бы приехал, армия бы приперлась из ближайшего форта, это был бы кипеш на весь штат (или территорию), да что там, на всю страну. Запад, конечно, был дикий, но не настолько! А потом в городишко приезжают наши Семеро Смелых и за две минуты убивают... Два десятка врагов! ДВА ДЕСЯТКА! За две минуты, просто чтобы разогреться и показать, на что они способны! Вот так, с нуля! Причем даже не всемером, а вшестером, потому что техасец скулил, как маленькая похотливая сучка!

Вспомним оригинальные фильмы. Воины приезжали в деревню до появления бандитов и кропотливо готовили ее к обороне. Фактор внезапности был очень важен, врагов было четыре десятка, поэтому в первый раз нужно было выбить возможно больше. Потом была изнурительная война, в которой обе стороны несли потери, несколько схваток, в американском варианте еще и предательство несчастных запуганных крестьян, которые не выдержали напряжения и сдали своих защитников в надежде на то, что бандиты их пощадят. В новом фильме ничего подобного нет. Враг собирается бесконечной толпой, скачет-скачет, прискакивает, все горожане такие смелые-смелые, траншеи, бойницы, мешки с песком. Все стреляют, бомбы, взрывы, автоматические стрелятельные пулеметы, танки, самолеты, баллистические ракеты, зерг-раш по центру! Враги гибнут сотнями, наши - тоже десятками! Население города уничтожается трижды, приехавшие бандиты - четырежды. И этот содом продолжается минут сорок! Сорок минут пальбы и падающих десятками врагов!

Когда моя маман смотрит фильмы, в которых есть боевые сцены, она где-то через пару минут после начала очередного мочилова заявляет: "Ну, слишком затянуто, давайте, заканчивайте!" Это ужасно раздражает, но если выбираешься к родителям раз в год, можно и потерпеть. Так вот, при просмотре этого, прости Господи, "сражения", я впервые понял свою матушку. Ей Богу, я то и дело проматывал очередной тыщ-пыщ!

И концовка! Я примерно догадывался, кто должен пережить этот бордель с конями, но до последнего не верил, что они на это пойдут. ВСЕ ТРИ БЕЛЫХ МУЖСКИХ АМЕРИКАНЦА БЫЛИ УБИТЫ! Нет, конечно, китаец тоже не пережил, но он пошел паровозом, потому что нужно было сохранить самое дорогое: негра, латиноса и нэйтива! Сука! Триумф политкорректности! Кстати, о политкорректности: ни одной любовной линии в фильме нет. Потому что же женщина ведь - это вам не объект! Это Пауэр оф Вэджайна! И когда наш герой, наш негрила, наш честный черный полицейский (да простится мне эта тавтология, потому что каждый черный полицейский - честный, а не то - расизм!) когда он уже собирался праведно чего-то там с горлом трусливо скулившего Трампа, ибо именно так черные полицейские наказывают плохих белых (да простится мне эта тавтология опять, потому что хороших белых не бывает, есть только не очень плохие) по заветам Тарантино, кто спас негра от предательской пули? Отважная женщина, которая смелее всех мужчин! Потому что женщина, вернее, фемина - это даже наверное лучше, чем негр. Во всяком случае американские социальные ученые еще пока не установили, кто там из них главнее. да, и кстати Трамп перед смертью ныл, пресмыкался и просил его пощадить, а негр его так праведно с горлом, с горлом! Сравним со смертью главаря бандитов в правильном фильме:

image Click to view



Никого хипстерского надрыва. Никакой слезливой просьбы вспомнить черную матушку, которую изнасиловали твои негодяи. СУКА! Тебе сильно за сорок, рэйп произошел после войны, стало быть старушке было под шестьдесят! Сколько выпили эти бандиты? Какие странные сексуальные предпочтения у сценариста?!! У Пратчетта в одном из его романов про анг-морпоркских ментов есть такая мысль: если тебя взяли на прицел, молись, чтобы это был негодяй. Потому что хороший человек убьет просто и сразу, а вот гад будет куражиться, давая время что-то придумать. Юл Бриннер играл хорошего человека, он выстрелил сразу, и его противник - бандит и негодяй, но тоже человек, не ныл, не скулил, подчеркивая хипстерскую версию справедливого возмездия. Он умер, искренне не понимая: ПОЧЕМУ? Почему эти люди - сильные, смелые, благородные воины вернулись спасать жалких, забитых, трусливых людишек? Людишек, которые их предали?

И тут мы подходим к главной проблеме фильма 2016 года. "Семь самураев" и "Великолепная семерка" при всей своей кажущейся простоте (ну боевик и боевик) ставили великие и вечные вопросы: кто такие воины? Каково место сильного в этом мире?И есть ли у сильного хоть что-то общее со слабым? И у Куросавы, и Стурджеса мы наблюдаем столкновение двух миров: слабых и беззащитных с одной стороны, и сильных и вооруженных с другой. В обоих фильмах есть три стороны: крестьяне; воины, вставшие на вполне естественный путь сильного; воины, выбравшие странную дорогу защитника. Самураи-ронины и самураи-бандиты в японском фильме - это одно сословие, которому противопоставлены вечно подчиненные крестьяне. Американские стрелки и мексиканские бандиты в картине 1960 года понимают друг друга лучше, чем те же самые стрелки и пеоны. У Куросавы эти разные миры представлены феодальными сословиями, Стурджесу, для того, чтобы подчеркнуто отделить защитников и защищаемых, пришлось перенести деревню за границу, в Мексику. Величие подвига самураев и стрелков в том, что они идут сражаться за тех, кто не просто слабее их, но еще и принадлежит к другому миру: они трусливее, ХУЖЕ. Даже физически сгорбленные постоянным трудом крестьяне кажутся ущербными по сравнению с высокими, осанистыми, красивыми воинами. Эти воины имеют достаточно силы и храбрости, чтобы взять у крестьян все, что им нужно: еду, деньги, женщин.




Собственно, в американском фильме Кальвера им прямо предлагает:

image Click to view



И встречает отказ. И этот отказ ставит его в тупик, ибо противоречит всему, что мексиканский главарь знает о жизни! Так просто не должно быть, эти бойцы - такие же, как он? Почему они не соглашаются разделить добычу? Это неправильно!

Конечно, только трое из семерых делают свой странный, неестественный выбор с самого начала. Один боец считает, что его товарищи сражаются за какие-то сокровища, другой осознанно решает сражаться за крестьян до конца буквально за минуту до смерти. Для мексиканского парнишки решение драться естественно - он просто возвращается к своим корням. ну а что на уме у ирландца с ножом не знает никто, кажется, ему просто нравится быть в хорошей компании достойных людей. Но трое все-таки решают поступить странно просто потому, что полагают это решение правильным, и этим сразу поднимаются от простых воинов-стрелков до легендарных богатырей-защитников. Им сложно понять крестьян, не американских фермеров, а мексиканских крестьян, веками живущих в постоянном страхе: сперва перед набегами команчей, которые на рубеже 18-19 вв и в первой трети 19-го вырезали в Северной Мексике десятки тысяч человек, а после - перед бандитами. И все же они разговаривают с ними, сидят на их празднике и, в конце концов, сближаются настолько, что готовы даже простить предательство. Потому что понимают, насколько тяжела и беспросветна жизнь этих выращивателей бобов и кукурузы. В японском фильме, кстати, этот процесс установления взаимопонимания показан ярче, особенно в сцене, где самураи отдают свой рис детям. В конце концов и самураи, и стрелки осознают, что в мире, где люди живут, чтобы растить хлеб, заводить семью и воспитывать детей им, воинам, нет места. Они всегда будут где-то в стороне: без дома, без семьи. Они - защитники, взвалившие на себя непосильную ношу. Максимум, на что они могут рассчитывать - это еда и торопливая благодарность и цветы на могилу. Ну и небольшой гонорар - чуть выше, чем стоимость расстрелянных патронов. Высшая степень самоотречения - сражаться не просто ради слабых, но ради чужих.

В новом фильме этого пафоса самопожертвования нет, не в последнюю очередь из-за того, что фермеры, оказывается, и сами с усами. Это они сначала только такие робкие, а потом чуть-чуть поднатаскались - и вдруг начинают храбро сражаться, и никто не отступает без приказа, и все просто так стреляют, и стреляют, и стреляют, прямо как будто их мобилизовали и отправили на Иводзиму или там в Арденны. И получается, что у защитников, в общем-то, и выбора-то нет. Нет постепенно возникающего сочувствия к слабым. Нет постепнно рождающегося ощущения, что защитить этих несчастных слабаков - твой долг, пусть даже разум и инстинкты подсказывают прямо противоположное.

Фильм, кстати, провалился в прокате. Я считаю - это хорошо. Может к другим хорошим вестернам грязные ручонки теперь не потянутся.

кино, юные школьницы, вкусная и здоровая пища, США, тыщ-пыщ, nom-nom-nom, индейцы, капитализм, коричневое, old west, мифология, нет фоллаута, не фоллаут, мужское, политически верно, жизнь - это боль, какое-то говно

Previous post Next post
Up