Prototype this по-русски - выпуск 64. Защита от дурака.

Feb 16, 2018 19:18



Речь пойдет об авиации. Которая иногда красиво парит в небе, а иногда некрасиво лежит на земле в виде обломков. Тема навеяна происшествием с Ан-148 в России. Вот здесь есть любопытный разбор с действиями экипажа. Обращаю ваше внимание на то, что на протяжении всей истории ни командир, ни пилот даже не попытались включить противообледенительную систему ПВД...

Список катастроф, связанных с нарушением работы системы ПВД, обширен. В списке и заклеенные скотчем при помывке приемники, и забравшаяся в трубку Пито оса, и неснятые ремувки, и обледенение... Каждый раз, абсолютно каждый - можно было предупредить катастрофу, уделив больше внимания критически важной системе самолета. Авиаконструкторы непрерывно пытаются усовершенствовать как ПВД, так и системы предупреждения об обледенении. Я посмотрел список используемых в детекторах обледенения решений - там абсолютно все есть, и радиационные, и оптические, и механические, и прочие системы - и каждый раз, абсолютно каждый раз повторяется одна и та же ситуация - экипаж не включает обогрев, не проходит противооблединительную обработку на земле и так далее...

Ребята, если в кабине есть одна кнопка, нажатие или ненажатие которой отделяют жизнь, в том числе пассажиров, от смерти, и она не нажимается - это как?

Я допускаю, что современное воздушное судно чертовски сложная штуковина, что симптоматика начавшей развиваться предпосылки к летному происшествию зачастую неочевидна, и экипаж не успевает разобраться в происходящем. Но очень уж часто получается, что причина аварии простая и даже, на первый взгляд, несерьезная...

Во времена СССР в кабине было не два пилота, как сейчас, а три, включая бортинженера - и все равно бились, и по причине обледенения тоже.

Давайте сосредоточимся на работе ПВД. Есть несколько дырок (специалисты называют их отверстиями), по которым внешний воздух проникает - через систему трубок - к датчикам. Эти датчики генерируют критически важную для пилотов информацию о высоте и скорости полета. Иногда эти дырки забиваются обледенением. Оказываются заклеенными. В них заползают насекомые.

Я думаю, что если бы была возможность сделать нечто, что могло бы прочистить эти трубки и эти дырки, и данная прочистка была бы простой рутинной незатратной операцией - пилоты бы ей пользовались. Рефлекторное действие - начались странности, не думая нажми одну кнопку. А потом уже смотри и думай. Логично?

Можем ли мы прочистить отверстия и трубки ПВД в полете. До того, как включили антиобледенительную систему? (Отказ ПВД на посадке, например - просто не оставляет времни на обогрев ПВД). Можем. Для этого надо подать в трубку ПВД сжатый воздух. Сжатый воздух может повредить датчики. Поэтому подавать воздух надо так, чтобы изолировать датчики от объема трубок ПВД на время продувки. В этом нам поможет поршневой клапан...



То, что замазюкано - это поршневой клапан.

В нормальном состоянии, когда сжатый воздух не подан, пружина выталкивает клапан в левое положение. При этом отверстие в клапане объединяет датчик и трубку, идущую к ПВД. Давление соответствует рабочим условиям, датчик работает. В случае подозрений на засорение магистрали ПВД, в левую часть цилиндра подается сжатый воздух. Поршень уходит вправо, сжимая пружину. Датчики разобщаются с магистралью ПВД. В своем движении вправо поршень достигает положения, в котором проточенный угловой канал соединяет полость с воздухом высокого давления и магистраль ПВД. Сжатый воздух устремляется в магистраль ПВД, выдувая из нее насекомых, лед, срывая приклеенный скотч и сбрасывая неснятые ремувки. Когда сжатый воздух перекрывается, и давление падает, пружина возвращает поршень в нормальное положение, и датчики ПВД вновь оказываются подсоединены к магистрали ПВД, продолжая штатную работу.

Расход воздуха высокого давления либо нерасход может свидетельствовать об успешности либо безуспешности продувки.

Мне думается, изготовление данной конструбации не займет много сил и времени у таких корпораций, как Боинг, Эйрбасс, и даже ОАК сможет отмобилизовать свой инженерный состав и что-то эдакое изготовить. :) Сама деталь - она как бы простая, в самолете масса штуковин покруче и посложнее. Я подозреваю, что при изготовлении, даже с допусками микронными - этот вот клапан будет стоить недорого. Но у пилотов появится одна кнопка, нажав на которую чисто рефлекторным движением, они смогут быть уверены, что их показатели высоты и скорости соответствуют истинным. Данная система проста, может применяться как на земле перед взлетом, так и в небе на любой высоте и в любых метеоусловиях, и способна (теоретически) прочистить систему ПВД и привести ее в эксплуатационную норму за секунды.

Больше я ничем пилотам, авиаперевозчикам и авиастроителям помочь не могу, извините...

Prototype this по-русски

Previous post Next post
Up