"Алиби" в кулуарах "Подольска 87"
Чтобы немного «разогреть» тему, попробую написать краткое исследование-рассуждение о некоторых удачных находках, приблизивших музыку к тем, кто её слушает. В одном случае это я сам, в другом - Давид Тухманов.
В 1986 году я написал стихотворение явно антисоветского характера, а потом переложил его на музыку. Для такого шага у меня были личные причины: в 1984-м запретили мою группу «Жар-птица», единственным местом, куда я смог устроится, был Госстрах. И то только потому, что там был дефицит мужской силы. Где-то через неделю, начальница позвала меня в кабинет и выложила на стол «Комсомольскую правду», где была статья о рок-музыке в которой «Жар-птица» выставлялась в крайне негативном свете. Начальница потребовала от меня дать слово, что подобное не повторится, что я не опорочу своим рок-н-роллом славное имя Госстраха. Слово я дал, но выполнять его не собирался: как власть со мной, так и я с ней. К тому времени «Жар-птицу» прокляли и «Советская Россия», и «Собеседник», и «Литературная учёба», и ещё бог весть кто. В таком маленьком городе, как Дубна, это было равносильно гражданской казни: меня знала масса людей, и это масса, за редким исключением, верила тому, что писалось в газетах. Мне казалось, что люди показывают на меня пальцем за спиной: «Вот он пошёл…». А я всего-то хотел петь песни, написанные мною, а не Союзом Советских Композиторов.
НЕ ДЛЯ НИХ
Когда я про себя читаю враки
Из тех, что всесоюзным тиражом,
Я думаю: вот и дошло до драки,
И запасаюсь песней, как ножом.
Сиё враньё зачту как комплименты,
Как повод снова петь, но не молчать.
Пусть тешатся как могут в столице импотенты
Полслова не способные зачать.
Припев:
Я пою, но не для них.
Я пою сейчас для вас.
Может быть, в последний раз,
Может быть, в последний раз.
________
А если должностные патриоты
Меня вдруг учат Родину любить,
Я думаю, что эта золотая рота
Еще вчера могла её пропить.
Я Родину люблю не по билету,
А так, как в детстве сына учит мать.
По нервам прокрутив Высоцкого кассету,
Я знаю, за что стоит умирать.
Припев…
________
Как много развелось ворья «в законе»,
А в кабинетах - столбовых дворян,
Мутантов, застывающих в поясном поклоне
И ждущих посвященья в сытый сан.
Я петь могу об этом очень долго,
К начальству аллергии сроду нет,
И потому мне хочется вон той вельможной «Волге»
Не промахнувшись, плюнуть вслед.
Припев…
_________
Гармоническая структура песни:
куплет
[E min [E min [C7 [C7 [A min [A min [B7 [B7 [
припев
[E min/C [E min/C [G [A min /A min 9 [E [A min / C B7[E min [E min [
(Запись «Не для них» находится здесь:
http://www.rockalibi.ru/2-5.htm)
Когда в 1986 году образовалось «Алиби», мы эту песню сделали, а исполнять начали весной 1987 года. И каждый раз мне говорили: «Не пой её, тебя посадят». А мне уже было всё равно: маленькое окошко свободы, появившееся в то время, позволяло хоть немного подышать чистым воздухом.
В итоге именно эта песня принесла нам 2-е место на «Подольске 87» и Главный приз - на «Рок-панораме 87». И там и там публика провожала её стоя.
С тех пор прошло 22 года, песня стала как бы уже не моя, и можно в здравом уме и трезвой памяти подумать: а почему именно она? У нас были и другие яркие песни, «Выше голову, ниже цены», например. Конечно, главным был текст, злой и честный.
Но в музыке, которую я написал интуитивно, были свои важные зацепки.
Первая строчка куплета (E min), почти речитатив, поётся с опорой на ноту «Си». А дальше - неожиданный ход: C7, и опорной нотой становится «Си-бемоль». Эти полтона, почти «блю нотс», и придают мелодии и гармонии остроту, цепляют слух: ведь сам куплет построен, фактически, на «трёх блатных» аккордах, вбитых в подкорку советского народа радио и ТВ тех времён - и эстрадниками, и народниками, и классиками. Просто я немного «освежил» это сочетание. В припеве же C7 заменяется на чистый параллельный С-мажор, происходило как бы гармоническое разрешении. Это тоже получилось интуитивно, но в этом была логика: жёсткому содержанию куплетов про «них» противоставлялась позиция «нас». На результат работало и то, что начинал я петь под одну гитару, поэтому текст был всегда хорошо слышен, и только в последней трети подключались бас и ударные.
Именно такой у меня был
Кажется, какая связь между этой песней и альбомом Тухманова «По волне моей памяти»?
Но она есть. В своё время, в 1976 году этот альбом произвёл фурор, им заслушивались все: и подпольные рокеры, и слесари, и служащие, и студенты, и работники прилавка. Необычным было почти всё: сами, песни, смысловое единство, стихи, аранжировки, оформление и т.д. Кроме одного…
Как и большинство старых рокеров, я прежде всего «слухач», а уж потом - «руководитель эстрадного ансамбля» в соответствии со свидетельством об окончании специальных 2-хгодичных курсов при МОДСТ. Но занятия там не прошли даром: некоторые свои вещи я действительно «расписывал», делал партитуры - тем более что в «Жар-птице» иногда появлялись духовики, которым вынь да полож нотный стан. Из пособий по гармонии и занятий на курсах я узнал, что такое «квинтовый круг» и с чем его едят. Это было далеко от того, что реально мы играли. Но это было квинтэссенцией (за редким исключением) того, как делались песни членами Союза Советских Композиторов, в этом я быстро разобрался.
В какой-то момент я решил посмотреть, а что находится в глубине альбома «По волне моей памяти» и засел с гитарой у магнитофона, методично подбирая гармонию: ведь ноты на такие произведения тогда издавали редко. Каково же было моё удивление, когда к вечеру я понял, что гармоническая структура ВСЕХ без исключения песен не выходит за рамки пресловутого квинтового круга, что большинство «зацепок» сделаны на сочетании тех же трёх «блатных» аккордов. Просто всё расцвечено необычным звуком, электрогитарами, не совсем «советскими» голосами солистов и высокопробными стихами. Надо сказать, в этом отношении альбом «Как прекрасен этот мир» того же Тухманова был гораздо интереснее и разнообразнее. Мне до сих пор интересно: это был прагматичный ход Тухманова ради расширения аудитории - одним оригинальный звук и стихи, другим, ложащаяся на слух гармония - или нет…
Вывод лежит на поверхности: если вы хотите, что бы вас слушали рабочий, колхозница и интеллигент, вам не обойтись без «трёх блатных». До сих пор это сочетание лежит в основе массовости и доступности. И этим заветам следуют многие, от «Неприкасаемых до «Ленинграда», от Долиной до Пугачёвой. Не говоря уж о «Лесоповале».
P.S. Недавно на концерте мы исполнили «Не для них» после 20-летнего перерыва, заменив марку «Волга» на «Вольво». Слушатели приняли её «на ура»: за это время всё изменилось - и всё вернулось почти на круги своя, текст вновь стал актуальным.
Кстати, в Инете эта песня чаще всего существует под названием «Последняя песня».